Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / История / Методическая копилка /

Курочкина Юлия Андреевна, ВСОШ №7, учитель истории II категории

«Использование учебника «История России 1945-2008. 11 класс» под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. в условиях вечерней школы».

Выступление на семинаре

Презентация

Слайд 1. Тема: «Использование учебника «История России 1945-2008. 11 класс» под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. в условиях вечерней школы».

Слайд 2. Несмотря на все обилие дополнительных источников знаний, имеющихся на сегодняшний день, учебник является основным источником информации для ученика. Особенно это актуально для вечерней школы, т.к.

Слайд 3. наша школа ориентирована на различные категории обучающихся. Большинство учеников составляют обучающиеся, не освоившие предметы в дневных образовательных учреждениях, которые не посещали школу в течение многих лет, преимущественно дети из неполных и малообеспеченных семей. У таких обучающихся слабо сформированы основные умения и навыки, слабо развита коммуникативная компетенция - они боятся ошибиться, высказывать свою точку зрения. Поэтому они замкнуты, закрыты в себе. В нашей школе есть как обучающиеся, имеющие низкий уровень мотивации, которые приходят на занятия по настоянию родителей, инспекторов ПДН, так и заинтересованные в получении образования.
Наряду с подростками обучаются взрослые люди в возрасте до 35 лет, имеющие свои семьи, воспитывающие собственных детей. Многие из наших учеников работают, совмещают обучение в вечерней школе с получением профессии, поэтому они не всегда имеют возможность присутствовать на занятиях и им приходиться изучать материал самостоятельно.

Слайд 4. Таким образом, наша школа сталкивается со следующими проблемами в обучении:
1. Контингент обучающихся
2. Низкая учебная мотивация
3. Слабо сформированные умения и навыки
4. Слабо сформирована коммуникативная компетенция
5. Занятость обучающихся.

Поэтому для нас важно, каким учебником обеспечить учебный процесс не только во время работы на уроке, но и при самостоятельном изучении темы учеником.

Слайд 5. Учебник, о котором мы говорим сегодня - это учебник нового поколения. Задача, которого состоит в том, чтобы полнее, более открыто соотносить реалии истории и ее объяснения, помочь увидеть исторические корни процессов и явлений сегодняшнего дня, показать ученику реальные уроки и мотивы, которые он может извлечь для себя из прошлого, готовясь к будущему…

Слайд 6. Учебник «История России 1945-2008. 11 класс» - новый учебник для нас. Поэтому важно определить, какие возможности он дает учителю и ученику в условиях вечерней школы.

Слайд 7. Одной из особенностей учебного процесса в вечерней школе является то, что в старших классах обучение проходит не за два года, как в дневных школах, а за три. Таким образом, перед учителем стоит задача – составить такую рабочую программу, в которой бы материал был изучен за три года. Учебник помогает решить эту проблему, т.к. охватывает период истории с 1945-2008 гг., что соответствует программе 12-го класса вечерней школы.

Слайд 8. Следующей особенностью процесса обучения нашей школы является то, что в классах учатся ученики разного возраста, обладающие разным уровнем знаний. Новый учебник помогает учителю в решении этой проблемы, т.к. дает возможность преподавать как по концентрической структуре (есть ссылки и задания для тех, кто уже знает материал), и одновременно, благодаря достаточному фактическому материалу восполняет пробелы в знаниях учащихся, что соответствует линейной структуре.

Слайд 9. В этом учебнике хорошо представлен методический аппарат, который включает в себя:
• Задания на актуализацию опорных знаний (в начале параграфов)
• Задания и вопросы, дифференцированные по уровню сложности
• Работа с документами
• Задания на развитие творческих способностей учащихся
Он помогают учителю одновременно работать на уроке, как со слабоуспевающими учениками, так и сильными, которые в силу определенных обстоятельств, пришли в школу из лицеев, гимназий.

Слайд 10. И таким образом, развивать на уроках истории основные компетенции у всех ребят.
1. Коммуникативную – ребята учатся выслушивать и принимать во внимание другую точку зрения, высказывать и защищать свою точку зрения, выступать публично.
2. Исследовательскую – осуществлять поиск и обработку необходимой информации, использовать различные источники знаний, предоставлять и обсуждать различный материал, работать с документами.
3. Социально-личностную – умение критически рассматривать события, находить связь настоящих и прошлых событий, что очень хорошо представлено в учебнике, вступать в дискуссию.
4. Организационную – организовывать личную работу, принимать решения, нести ответственность, устанавливать и поддерживать контакты.
Но важно не только развивать эти компетенции, но и научить применять их на практике.

Слайд 11. Разноуровневые задания позволяют учителю, учитывая индивидуальные способности учеников,
• Формировать учебную мотивацию
• Повышать интерес к предмету
• Способствуют формированию умений и навыков
И таким образом, создать для ученика ситуацию успеха, что очень важно для повышения самооценки наших учащихся, которые не уверены в себе.

Слайд 12. Учебник дает возможность обучающимся познакомиться с новой альтернативной точкой зрения авторов, которые считают, что неприемлемо к СССР применять термин «тоталитаризм», например, изучая эпоху Брежнева, обучающихся удивило, что авторы считают, что возвращение сталинских реалий происходило в основном в символических формах, а Брежнев ради сохранения власти удалил сталинистов от руководства страной. Таким образом, произошло наложение новой информации на личный опыт ребят, которые стали задавать вопросы. Это активизировало их поисковую деятельность и произошло критическое осмысление событий.

Слайд 13. Тем более, что в условия вечерней школы не всегда традиционные формы уроков бывают эффективны. Придет ли ученик в следующий раз на занятия, зависит от того, насколько ему было интересно, и каким образом была организована его работа на уроке. Новый учебник помогает учителю отойти от авторитарного стиля обучения и привлечь учащихся к изучению предмета через активное общение в форме диалога, дебатов, дискуссии.

Слайд 14. Привлечь обучающихся к изучению истории учителю помогает красочный иллюстративный и картографический материал, который широко представлен в учебнике. Карты подобраны таким образом, что позволяют ученику проанализировать, путем сопоставления развитие исторических событий в динамике. Например, «Образование НАТО и ОВД», «Распад социалистического лагеря в Европе», «Расширение НАТО в 90- гг .в XXв», «Расширение НАТО в начале XXI века». Карты располагаются по ходу изложения материала в параграфе. При работе с другими учебниками ребята (особенно при самостоятельном изучении темы) испытывали ряд затруднений, т.к. карты находились в середине учебника, что было не очень удобно.

Слайд 15. Учитывая низкую учебную мотивацию и неумение обучающихся долго концентрировать свое внимание на одной проблеме, яркие цветные иллюстрации позволяют учителю на определенных этапах урока активизировать внимание учеников, Например, при изучении темы: «Оттепель: духовная жизнь, наука и культура» большой интерес вызвал карикатурный плакат Кукрыниксов на стиляг, т.к. многие уже просмотрели фильм Валерия Тодоровского «Стиляги». Таким образом, удалось на уроке актуализировать материал по теме и создать эмоциональный настрой урока.
Комментируя иллюстрации, старшеклассники учатся самостоятельности и открытости суждений, что очень важно в формировании личностных качеств.

Слайд 16 . «Час работы научит больше, чем день объяснений». Фрагмент урока.

Слайд 17. Поэтому, исходя из особенностей контингента, главной целью школы является создание условий для получения образования, в обеспечении их социальной защиты, адаптации и реабилитации обучающихся, профессионального и жизненного самоопределения. В решении этих задач мы можем опереться на учебник под редакцией Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В., т.к. главная цель преподавания истории не столько передача знаний, сколько социализация личности ребенка и формирование ценностных ориентаций.

Слайд 18. Воспитание гражданина -патриота своей страны невозможно, если ученики не поймут роли личности, ее социальной активности и ответственности перед своей страной. Через изучение и понимание истоков происходящих событий, анализа повседневной жизни, что и представлено в учебнике, происходит
• усвоение норм и ценностей гражданского общества,
• формирование собственной гражданской позиции,
• критическое осмысление общественных процессов,
• формирование национальной идентичности и толерантности
Что особенно важно в условиях многонационального состава учащихся ВСОШ №7.

Слайд 19. Чтобы понять отношение наших обучающихся к новому учебнику, было проведено анкетирование, которое проходило в два этапа:
I этап – до начала работы с учебником,
II этап – после окончания.
Общее количество респондентов – 43 чел., разделены на две возрастные группы: 1-я – старше 20 лет, 2-ая - до 20лет.

Слайд 20. На вопрос: «Нравится Вам учебник по истории, которым Вы пользуетесь сейчас?» 47% респондентов ответили «да», 53% выбрали ответ «нет». Таким образом, мы видом, что мнения разделились.

Слайд 21. Также на первом этапе анкетирования обучающимся был задан следующий вопрос: «Каким, по- вашему мнению, должен быть хороший учебник по истории?». На основе анализа полученных результатов мы видим, что для учащихся значимо, чтобы учебник был интересным, наглядным, понятным.

Слайд 22. На втором этапе анкетирования на вопрос: «Нравится ли Вам работать с новым учебником?» 60% респондентов ответили «да», 40% - «нет». Таким образом, мы видим, что большинству обучающихся понравилось работать с новым учебником.

Слайд 23. Ответы были проанализированы по возрастным группам. Мы можем сделать вывод, что работать с новым учебником больше понравилось обучающимся в возрастной группе старше 20 лет, а респонденты второй возрастной группы предпочли работать по учебнику Загладина Н.В. и др. «История Отечества XX – начало XXI века».

Слайд 24. В ходе второго этапа анкетирования был задан следующий вопрос:
«Чем Вам понравился новый учебник?» К положительным сторонам нового учебника ребята отнесли
• достаточный объем информации - 23%;
• доступность изложения материала -35%;
• наличие иллюстраций -15%;
• интересные задания -26%.

Слайд 25. На вопрос: «Какие трудности у Вас возникли при работе с новым учебником?» большинство ответило, что испытывает трудности связанные
• с отсутствием выделенных основных дат и понятий (29%);
• с сухим языком изложения (27%);
• с большим объемом информации (25%);
• с поиском необходимой информации (23%).
Чаще эти трудности возникали у ребят, которых мы отнесли ко второй возрастной группе, т.е. до 20 лет.


Слайд 26 Таким образом, мы использовав учебник «История России 1945-2008. 11 класс» под редакцией Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. на уроках, проведя анкетирование обучающихся, можем сделать вывод о том, учебник дает возможности как учителю, который становится координатором деятельности обучающихся, так и самим ученикам, которые могут проложить свой «маршрут» в понимании истории.

Слайд 27. Как определили сами ребята, в этом им помогает структура учебника, я как учитель могу добавить к этому методический аппарат. Все это помогает в формировании деятельностного подхода в обучении на уроках истории.

Слайд 28. А возникающие сложности:

1. Большой объем параграфов, и сложный язык изложения вызывают трудности при поиске и обработке информации у отдельных наших учащихся вследствие низкого уровня подготовленности. К тому же учебник ориентирован на изучение в дневных школах, а не в вечерних.
2. Обучающиеся испытали трудности при самостоятельном формулировании определений понятий из контекста параграфов, при самостоятельном подведении итогов, выводов по теме, т.к. в учебнике недостаточно четко сформулированы основные понятия, не все даты необходимые для запоминания выделены другим шрифтом, нет сносок на поля.
3. В учебнике отсутствуют краткие биографические справки государственных деятелей эпохи, ученых. А ведь история это люди, которые ее создают, поэтому ученикам важно знать краткую биографию видных исторических деятелей. В новом учебнике это теряется.

Но все эти трудности решаемы путем тщательного конструирования каждого этапа урока, а также с привлечением всей методической службы нового УМК, которые дают дополнительные возможности учителю и ученику при изучении исторического материала.

Слайд 29. Подводя итоги, хочу еще раз отметить, что обучающимся понравилось работать с этим учебником, т. к. он интересный, наглядный и понятный. Я как учитель могу добавить, что в нем хорошо реализованы функции учебника.

Слайд 30.
1. Информационная функция: учебник - основной источник знаний учащихся.
2. Развивающая функция: способствует развитию умственных возможностей обучающихся системой дифференцированных по уровню сложности вопросов и заданий, которые помогают формированию умений и навыков самостоятельной работы.
3. Интегрирующая функция: позволяет объединить знания, полученные из учебника и иных источников (СМИ, Интернет и др. )
4. Систематизирующая функция: изложение разных источников, наличие основного и дополнительного текста, иллюстраций.
5. Мотивационная функция: формирует мотивы изучения текста путем решения проблемных ситуаций в учебнике, а также вопросов вызывающих интерес у учеников.
6. Воспитательная функция.

Работу с учебником «История России 1945-2008. 11 класс» под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. и другими компонентами нового УМК в нашей школе мы будем продолжать.


 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений