Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / История / Методическая копилка /

«Государственная символика»

Урок-викторина

Трофимова Татьяна Николаевна
учитель истории, обществознания, МХК, МОУ СОШ № 30

Цели:

  • Расширение исторических знаний учащихся;

  • Популяризация государственных символов и гимна Российской Федерации;

  • Воспитание патриотизма и гражданственности.

Вступительное слово:

К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственный герб, флаг и гимн. Есть они и у нашей Родины. Эта триада символов возникла не сразу. Только в ХХ в. во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.
Они нужны как воплощение её истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма её граждан и обозначение на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.
Жители разных стран по праву гордятся своими государственными символами. Но важно не только знать, как выглядят герб. Флаг и гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории. О том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Цель нашей викторины – проследить историю государственных символов России. И так начнем.

Участники: 2 команды (по 10 человек).

1. Блицопрос
  1) Что же такое символ?
(условный знак, обозначение)
  2) Что такое герб?
(эмблема государства)
  (Каждый правильный ответ приносит командам 1 балл)
  3) Где можно увидеть герб?
(на флагах, монетах, печатях, и официальных бумагах, паспорт)
  4) Что такое флаг?
(прикреплённое к древку полотнище определенного цвета или нескольких цветов)
  5) Где можно увидеть флаги?
(на кораблях, правительственных зданиях и т.д.)
  6) А что такое гимн?
(торжественная песня)
  7) Где её можно услышать?
(на международных соревнованиях, встречах президентов и т.д.)
2. «Флаг России».
  Задание №1
Команды получают одинаковые карточки с заданиями, кто быстрее и правильно сделает получает 5 баллов.
 
    Карточка    
1 2 3 4 5
   

а) Знамя Победы б) флаг РСФСР в) Андреевский флаг г) государственный флаг 1858 г. д) флаг 1914 г.

  Задание № 2
Ответить на вопросы
(за каждый правильный ответ 1 балл)
  1) С каким событием связано появление красивого трёхцветного полотнища?
(со строительством в России мощного военного флота)
  2) Какое старинное русское название флага?
(стяг)
  3) Когда впервые появился триколор?
(в конце XVII века)
  4) Кто ввёл порядок расположения цветов?
(Пётр I)
  5) Когда Россия вновь приобрела свой исторический флаг?
(1991 год)
  6) Когда мы отмечаем День Государственного флага?
(22 августа)
  7) Какой цвет считался императорским (царским) и какой цвет считался символом вечности?
(красный, золотой)
  8) Как назывался флаг, белый с Лазоревым крестом, который в 1712 г. взвился над военно-морскими кораблями?
(Андреевский)
  9) Сколько флагов было в период царствования Петра I?
(три)
  10) В апреле 1918 г. по предложению Якова Свердлова был утвержден флаг, позаимствованный у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел и до какого времени просуществовал?
(красный флаг, в левом верхнем углу золотая звезда серп и молот. До августа 1991)
3.

«История Российского герба»

  Задание №1
Ответить на вопросы
(за каждый правильный ответ 1 балл)
  1) Назовите дату появления российского Государственного герба?
(1497 год)
  2) Как переводится слово герб?
(наследство)
  3) С какими традициями связано рождение гербов?
(с рыцарскими традициями)
  4) Как называется наука о гербах?
(геральдика)
  5) Откуда пришло на Русь изображение двуглавого орла?
(из Византии)
    6) При каком императоре была проведена геральдическая реформа (количество гербов на крыльях орла увеличивается)?
(при Александре II)
  7) При каком императоре на грудь орла вернулась Андреевская цепь и при каком императоре она исчезла?
(при Петре I – появилась, при Александре I – исчезла)
  8) При каком императоре появляется точное описание герба в Своде законов Российской империи?
(при Александре III, в 1892г.)
    Задание №2
«Работа с иллюстрациями»
  1) Герб столицы нашей страны Москвы.
Рассмотрите иллюстрацию, что символизирует изображение на гербе Москвы?
  2) Герб нашего города Мурманска.
Рассмотрите иллюстрацию, что символизирует изображение на гербе Мурманска?
  Задание №3
Команды получают одинаковые карточки с заданиями, кто быстрее и правильно сделает получает 5 баллов.
   

Карточка 1

Укажите на иллюстрации:

   

 

    1 – скипетр
2 – держава
3 – императорские короны
4 – цепь ордена Святого апостола Андрея Первозванного
5 – герб Казани
6 – герб Астрахани
   

Карточка 2
Соотнесите изображение с названием.

 
1 2 3 4
    А) герб Эстонской ССР Б) герб СССР В) герб РСФСР Г) герб Латвийской ССР
4.   «Литературный конкурс»
О каком государственном символе говорится в стихотворении?
  1. Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня,
Я России часть и знак - ….
(Красно-сине-белый флаг!)
  2. Не ищите вы ….
Под осинкой как грибы!
Их найдем мы на монетах
И на гербовых конвертах,
И на гербовой бумаге,
На печатях и на флаге!
(Гербы)
  3. В Древней Греции и Риме
Пели …. в честь богов
Распевает …. И ныне
В школе хор учеников.
(гимн)
5.   «Поединок капитанов команд».
«Подумай и поразмышляй»
 

1)

Исторический факт
У русского поэта А.С. Пушкина на родовой печати была изображена рука с поднятым мечом.
Что это означало?
(это означало, что его предки долгие годы верно служили на благо России)

  2) Какое толкование символического смысла цветов российского флага представляется вам наиболее убедительным?


    А) белый – мир, чистота;
синий – вера, верность;
красный – кровь, пролитая за Отечество.
    Б) белый – верность;
синий – мир, правда;
красный – красота, удаль.
    В) белый – богатство;
синий – величие, ясность;
красный – надежда, свобода.
6.

«Главная песня»

  Ответить на вопросы
(за каждый правильный ответ 1 балл)
  1) Каково происхождение слова «гимн»?
(слово «гимн» происходит от греческого и означает – торжественная песнь)
  2) Когда был сочинен Преображенский марш?
(слова в начале XIX века)
  3) Что такое кант?
(это светский гимн, исполняющиеся на церковный манер)
  4) Какой гимн стал первым гимном СССР?
(«Интернационал»)
  5) Кто его авторы?
(музыка – П. Дежейтер; слова – А.Я. Коц)
  6) Сколько лет «Интернационал» был гимном СССР?
(с 1922 по 1934; 12 лет)
  7) Кто автор слов нашего гимна?
(С.В. Михалков)
  8) Кто автор музыки?
(А.В. Александров)

Подведение итогов.

Награждение.

Заключение.

Ребята, сегодня вы узнали и вспомнили основные этапы истории государственных символов России. Каждый гражданин России обязан знать эти символы. Знание государственных символов – почетная обязанность каждого гражданина страны, показатель уважения и любви к своему государству.



 


 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений