Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Методические рекомендации по преподаванию математики в общеобразовательных учреждениях в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004 года

Математическое образование в системе общего среднего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, ее возможностями в развитии и формировании мышления человека, ее вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Математическое образование является неотъемлемой частью гуманитарного образования в широком понимании этого слова, существенным элементом формирования личности.

Основные задачи модернизации Российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности.

Приоритетные направления совершенствования математического образования:

- совершенствование структуры и содержания математического образования в условиях модернизации образования;

- использование вариативных учебных программ и УМК при сохранении требований к обязательному минимуму содержания математического образования;

- дифференциация, позволяющая на всем протяжении обучения получать математическую подготовку разного уровня, основана на идеи личностно-ориентированного обучения и выделяет в качестве центрального тезиса уровневую и профильную дифференциацию обучения как в наибольшей степени соответствующую современным идеям российской и мировой педагогики и психологии;

- развитие у школьников абстрактного и логического мышления, умение видеть математические закономерности в повседневной практике и использовать их на основе математического моделирования;

- применение в учебном процессе новые информационные технологии;

- работа с одаренными детьми;

- подготовка к новой форме итоговой аттестации учащихся 11-х и 9-х классов.

 

Нормативно-правовая литература

  1. Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. - 2004г,- №4, -с.4
  2. Стандарт среднего (полного) общего образования по математике // Математика в школе.-- 2004г,- № 4 ,- с.9
  3. Сборник нормативных документов. Математика. /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа. 2004.
  4. *Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Министерства образования РФ от 19.05.98 № 1276);
  5. *Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Министерства образования РФ от 30.06.99 № 56);
  6. * Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике /Кузнецова Л.В. и др. М.: Дрофа, 2000;
  7. *Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по математике/ Г.В.Дорофеев и др.- М.: Дрофа, 2002;
    *- для работающих по БУП 1998г.
  8. Сборник «Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.»/ (ост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – З-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. -2004г.

В сборнике «Вестник образования» №2 -2006г опубликовано письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 7 июля 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» и примерная программа основного общего образования по математике.

Методика преподавания математики должна быть ориентирована на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению, с применением образовательных технологий.

Основное общее образование

Согласно федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 часов из расчёта 5 часов в неделю с 5 по 9-е классы (предусматривается резерв свободного учебного времени в объёме 90 часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий).

Основные изменения в содержании при переходе к государственным стандартам общего образования состоят в введении элементов теории вероятностей и статистики.

В письме МО РФ от 23 сентября 2003 г. № 03-93ин/13-03 "О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятностей в содержание математического образования основной школы" образовательным учреждениям рекомендуется постепенно осваивать этот раздел математики; содержание предмета определено стандартом (Математика в школе-2004.- №4.), новые издания учебников содержат данный материал.

 

В работе учителю можно использовать следующие пособия:

 

 

п/п

Автор, составитель

Название пособия

Год издания

Издательство

1.

Макарычев Ю.Н. и др.

Алгебра: Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб. пособие для учащихся 7-9 кл. общеобр. классов

2003-2005

Просвещение

2.

Мордкович А.Г., Семенов П.В.

События. Вероятности. Статистическая обработка данных. 7-9 классы

2003-2005

Мнемозина

3.

Ткачева М.В. Фёдорова Н.В.

Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие,7-9класс.

2005

Просвещение

Данные пособия содержат методические рекомендации по проведению занятий и примерное планирование материала 7- 9 классов

Переходу к профильному обучению на старшей ступени предшествует длительная подготовительная работа в 7-9 классах - предпрофильная подготовка учащихся, которая в первую очередь должна решать такой вопрос, как создание благоприятной ситуации для выбора учащимися будущего профиля своего обучения в 10-11 классах. Для этого в школе должна быть создана система курсов по выбору для учащихся 8-9 классов как предметных, так и межпредметных и внепредметных («Избранные вопросы математики» //. Математика в школе - 2004,- № 4; «Основы математической логики» // «Северная Двина»- №2, 2004 «Математика и астрономия»// Математика, 1999,-. №36) Создавать курсы по выбору могут сами учителя, тогда такие курсы должны пройти рецензирование и быть утверждены на муниципальном, региональном или федеральном уровне.

В связи с введением профильного обучения в общеобразовательных учреждениях для объективной итоговой аттестации учащихся 9 классов Центр модернизации образования предлагает две формы экзаменационной работы: Модель 1 и Модель 2. Право выбора модели планируется сохранить. Модель 1 - форма ЕГЭ, Модель 2 - на основе материала «Сборника заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс», автор Л.В.Кушецова и др.

Учителям необходимо ознакомиться с Моделью 1. Необходимую информацию можно найти на сайте: http .// www . apkro . ru - Центр модернизации образования

Основные особенности нового экзамена раскрываются в статьях «О новой системе государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 классе»-. «Математика»№23(2005), №1(2006) и «Новые подходы к государственной (итоговой) аттестации по алгебре в 9 кл.»// Математика в школе - 2006,- №1, «О новой форме проведения итоговой аттестации по алгебре»// Математика в школе - 2006,- №2.

 

Среднее (полное) общее образование

На старшей ступени обучения математика, как и большинство учебных предметов федерального компонента, представлена на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта по математике ориентирован на формирование общей культуры. Он в основном связан с задачами общего образования (мировоззренческими, воспитательными и развивающими).

Профильный уровень стандарта но математике выбирается, исходя из личных склонностей, потребностей учащегося, и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности, основанной на использовании математических знаний как специфического инструмента этой деятельности.

Следует отметить, что математика являются обязательным предметом для изучения на базовом уровне для всех профилей, если выбранное направление не предусматривает ее изучение на профильном уровне.

Учебно-методическая литература

В преподавании математики следует руководствоваться перечнем учебных изданий для учреждений общего среднего образования на 2006-2007учебный год, утвержденных МО РФ (см. «Вестник образования» № 4,2005г, г. «Математика» №4, 2006г.). Обращаем внимание руководителей ОУ и учителей математики, что в списке учебных изданий предлагаются учебные издания для профильного обучения и для углубленного изучения математики.

При выборе учебников на новый учебный год надо учесть, что издательства вносят изменения в учебники в соответствии с требованиями стандарта:

Алгебра (7,8.9 кл.) // Макарычев Ю.Н., М.: Просвещение, 2005

Арифметика 5, Алгебра и начала анализа 10 ,// Никольский СМ., М.: Просвещение, 2005 Математика 5. Алгебра 7 //Дорофеев Г.В., М.: Просвещение, 2005

Алгебра 7,8.9 кл.. Математика (учебное пособие для 10-11кл. гуманитарного профиля)// Башмаков М.И.-новое, М.: Просвещение. 2005 Геометрия 7,10,11 кл. //Вернер А. Л., М.: Просвещение. 2005

Алгебра 8, 9 кл.( углубленное.) // Виленкин Н.Я.. М.: Просвещение, 2005

Геометрия 7-9, Геометрия 10-11 (профильное и углубленное) // Александров А.Д., М.: Просвещение. 2005

Алгебра и начала анализа (для профильной школы) // Колягин Ю.М., М.: Просвещение. 2005 Алгебра и начала анализа (для профильной школы) // Колмогоров А.Н., М.: Просвещение.

Обновляются и методические рекомендации для учителя.

Важно понимать, что профиль - это не углубленное изучение предмета, классы с углубленным изучением математики - это одно из направлений специализации. В примерных программах для профильных классов материал для углублённого изучения выделен курсивом и контролю не подлежит. В классах с углублённым изучением предусматривается изучение 1-2 предметов, а в профильных классах на повышенном уровне изучаются 2-5 предметов, остальные предметы - на базовом уровне + элективные курсы (курсы по выбору, обязательные для посещения). Углублённое изучение предмета (не менее 8ч.) в профильных классах можно организовать, если предмет (6 ч.) дополнить элективным курсом (2ч. из компонента образовательного учреждения).

В журнале «Профильная школа» № 5, 2004 г. можно найти элективные курсы по математике для профильного обучения в 10-11 классах, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях.

«Элективные математические курсы». 10-11 класс - учебное пособие для общеобразовательных учреждений.//: М.В.Шабанова, О.Л.Безумова, С.Н. Котова, Е.З. Минькина, И.Н.Попов.- Издательство »Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова», 2005г.

Письмо Департамента образования и науки Архангельской области от 14 февраля 2001 года № 03-09/183 «О программах по математике» рекомендует к использованию программу для классов математического профиля, составленную авторским коллективом ПГУ под руководством Фефиловой Е.Ф. О примерных программах по математике смотрите «Вестник образования» № 2 (2006г.)

Учебно-методическое обеспечение профильного обучения

 

 

Профиль

Число недельных учебных часов за два года обучения

 

X класс

XI класс

Преподавания математики на профильном уровне

Физико - математический

6

6

Естественнонаучный профиль

6

6

Физико - химический
Химико - биологический
Биолого - географический

Социально - экономический

6

6

Информационно - технологический

6

6

Преподавания математики на базовом уровне

Социально - гуманитарный

4

4

Филологический

4

4

Художественно - эстетический

4

4

Оборонно - спортивный

4

4

Универсальный (непрофильное обучение)

4

4

 

№ п/п Класс Число часов в неделю Программа Учебники Число контрольных работ
Автор Год издания Автор Год издания

Физико-математический профиль

1

10

4

Виленкин Н.Я. и др.

2002

Виленкин Н.Я. и др.. Алгебра и начала математического анализа. 10 кл. Изд. Мнемозина

2000-2005

7

 

11

4

Виленкин Н.Я., О.С. Ивашев-Мусатов, СИ. Шварцбурд

2002

Виленкин Н.Я. и др., Алгебра и начала математического анализа. 11 кл. Изд. Мнемозина

2000- 2005

7

2

10

4

Мордкович А.Г.

2004

А.Г.Мордкович, П.В.Семенов., Алгебра и начала анализа. 10 кл. 41. Учебник, 42 Задачник изд. Мнемозина

2001- 2005

7

 

11

4

Мордкович А.Г.

2004

А.Г. Мордкович, П.В.Семенов, Алгебра и начала анализа. 11кл. 41. Учебник, 42 Задачник изд. Мнемозина

2001- 2005

7

3

10-

11

2

Александров А. Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И.

2002

Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия 10-11 Изд.Просвещение

2000- 2005

10кл.-4

11 кл. - 3

Естественно-научный, социально-экономический, информационно-технологический профиль

1

10-

11

4/3

Колмогоров А.Н., Абрамов A . M ., Дудницын Ю.П.и др.

2002

Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Изд.Просвещение

2000-2005

10кл.-7

11 кл. - 6

2

10

4

Никольский СМ.

2002

Никольский СМ. Алгебра и начала анализа, 10. Изд.Просвещение

2002- 2005

8

 

11

4

Никольский СМ.

2002

Никольский СМ. Алгебра и начала анализа,11. Изд.Просвещение

2002- 2005

8

3

10-

11

3

Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др.

2003

Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.,и др.. .Алгебра и начала анализа, 10-11 Изд. Просвещение

2000- 2005

10кл-6

11 кл. - 5

4

10- 11

2

Атанасян Л. С, Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ. и др.

2002

Атанасян Л.С и др. Геометрия. 10-11 кл. Изд.Просвещение

2000- 2005

10кл.-5

11 кл. - 5

5

10-

11

2

Погорел ов А. В.

2002

Погорелов А.В. Геометрия Л 0-11 кл. Изд .Просвещение

2001-

2005

10кл.-7

11 кл.-7

6

10-

11

2

Александров А. Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И.

2002

АлександровА.Д., ВернерА.Л.,Рыжик В.И. Геометрия 10-11 Изд.Просвещение

2000-2005

10кл.-4

11 кл. - 3

7

10

2/3

Александров А. Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И.

2002

Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И.Геометрия, 10 Изд.Просвещение

2000- 2005

4/3 (два варианта планиро вания)

8

11

2/3

Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И.

2002

Александров А.Д., Вернер АЛ., Рыжик В.И. Геометрия, 11 Изд.Просвещение

2000-2005

3/6

Универсальный, оборонно-спортивный профиль

№ п/п

Класс

Число часов

Автор

Год издания

Автор

Год издания

Число контрольных работ

1

 

 

Колмогоров А.Н., Абрамов A . M ., Дудницын Ю.П.и др.

2002

Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Изд. Просвещение

2000- 2005

4

2

10

2/3

Никольский СМ.

2001

Никольский СМ. Алгебра и начала анализа, Ю. Изд. Просвещение

2001-

2005

6/8

 

11

2/3

Никольский СМ.

2001

Никольский СМ. Алгебра и начала анализа Л1. Изд.Просвещение

2001- 2005

5/7

3

10-11

2

Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др.

2003

Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В.и др. Алгебра и начала анализа, 10-11 Изд. Просвещение

2000- 2005

10кл.-6 11 кл.-5

4

10-11

2/1,5

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ. и др.

2002

Атанасян Л.С. и др. Геометрия. 10-11 кл. Изд. Просвещение

2000- 2005

10кл.-5 11 кл.-5

5

10-11

2/1,5

Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И.

2002

Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия 10- 11 Изд.Просвещение

2000-

2005

10кл.-3 11 кл. - 3

6

10

2/1,5

Погорелов А.В.

2002

Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 кл. Изд. Просвещение

2001-2005

4/4

7

11

2/1,5

Погорелов А.В.

2002

Погорелов А.В. Геометрия. 10-11 кл. Изд.Просвещение

2001- 2005

5/4

Гуманитарный, художественно-эстетический, филологический профиль

1

10-11

4/5

Башмаков М.И.

2002

Башмаков М.И. Математика, 10-11

Изд.Дрофа

2000- 2005

10 кл. -6 11 кл. - 6

2

10

4

Вернер А.Л., Карп А.П.

2004

Вернер А.Л., Карп А.П. Математика, Ю Изд.Просвещение

2000- 2005

6

 

11

4

Вернер А.Л., Карп А.П.

2004

Вернер А.Л., Карп А.П. Математика, И Изд.Просвещение

2000- 2005

3

3.

10-11

2/1

Смирнова И.М.

2003

Смирнова И.М. Геометрия .10-11кл., Изд.Мнемозина

2003-2005

10кл.-6

11кл.-6

4.

10-11

2/3

Колмогоров А.Н., Абрамов A . M ., Дудницын Ю.П.и др.

2002

Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс Изд.Просвещение

2000- 2005

4/4

 

 

Примерное тематическое планирование, контрольные и самостоятельные работы по математике можно найти:

Автор, учебник

Кол-во часов

 

Мордкович А.Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс. М.: Мнемозина, 2000- 2003

10 кл.-3,
11 кл.-З

ж. «Математика в школе» № 5-2005, стр.32

Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян СМ. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы.М.: Вербум-М, 2002-2005

Атанасан Л.С. и др. Геометрия. 10-11 кл. Изд. Просвещение

10 кл-1,5(2),
11 кл-1,5 (2)

ж. «Математика в школе» № 1-2005, стр.8

Тематическое планирование по математике: 10-11 кл.: кн. для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М: Просвещение, 2003
Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян СМ. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы.М.: Вербум-М, 2002-2005

Погорелов А. В. Геометрия. 10-11 кл. Изд. Просвещение

10кл-1,5(2), 11кл-1,5(2)

ж. «Математика в школе» № 1-2005, стр.9 Тематическое планирование по математике: 10-11 кл.: кн. для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2003 Жохов В.И., Карташева Г.Д., Крайнева Л.Б., Саакян СМ. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике, 5-11 классы.М.: Вербум-М, 2002-2005

Александров Л.Д.. Вернер А.Л., Рыжик В.И. Геометрия 10-11 Изд. Просвещение

10кл-1,5(2), 11кл-1,5(2)

ж. «Математика в школе» № 1-2005, стр.11 Тематическое планирование по математике: 10-11 кл.: кн. для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение,

2003

Александров А.Д., Вернер A . J 1., Рыжик В.И. Геометрия, 10 Геометрия ,11 Изд. Просвещение

10кл.-2(3); 11 кл.-2(3)

ж. «Математика в школе» № 1-2005. стр.12

Башмаков М.И. Математика, 10-11 Изд. Дрофа

10кл.-4(5); 11 кл.-4(5)

ж. «Математика в школе» №1-2005, стр.16

Вернер А.Л., Карп А.П. Математика, 10 Математика, 11 Изд. Просвещение

10 кл.-4; 11 кл.-4

ж. «Математика в школе» № 2-2005, стр.8 Тематическое планирование по математике: 10-11 кл.: кн. для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2003

Никольский СМ. Алгебра и начала анализа. 10. Алгебра и начала анализа. 11 Изд. Просвещение

10 кл.-

2,5(3,4,5); 11 кл.- 2,5(3,4,5);

ж. «Математика в школе» №2-2005, стр.14 Тематическое планирование по математике: 10-11 кл.: кн. для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2003

Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 класс Изд. Просвещение

10 кл,-

2,(3,4,); 11 кл.-

2(3,4,5);

ж. «Математика в школе» № 2-2005, стр.18 Тематическое планирование по математике: 10-11 кл.: кн. для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение,

2003

Алимов Ш.А.. Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др. Алгебра и начала анализа. 10-11 Изд. Просвещение

10кл.-2(3); 11кл.-2(3)

Тематическое планирование по математике: 10-11 кл.: кн. для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2003

Смирнова И.М.Геометрия .10- 11кл., Изд. Миемозина

10кл.-2(1); 11кл.-2(1)

Тематическое планирование по математике: 10-11 кл.: кн. для учителя/ Сост. Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение,

2003

 

При отсутствии необходимого учебника, для дополнения материала перечисленных учебников до профильного уровня ГОС можно использовать следующие пособия:

 

Макарычев Ю.Н. и др.

Тригонометрия. 10 кл. (К учебнику «Алгебра и начала анализа. 10 кл.», авт. Колмогоров А.Н. и др.)

2000- 2002

Гельфанд И.М. и др.

Тригонометрия. Учебное пособие. 10 кл.

2003

Виленкин Н.Я. и др.

Алгебра. 8 кл.

2000

Виленкин Н.Я. и др.

Алгебра. 9 кл.

2000

Муравин Г.К.

Алгебра и начала анализа. 10 кл.

2002

Дорофеев Г.В. и др.

Алгебра и начала анализа. 10 кл.

2002

Потоскуев Е.В., Звавич Л.И.

Стереометрия. Учебник. 10 кл.

2002

Потоскуев Е.В., Звавич Л.И.

Стереометрия. Задачник. 10 кл.

2002

Потоскуев Е.В., Звавич Л.И.

Стереометрия. Учебник. 11 кл.

2002

Потоскуев Е.В., Звавич Л.И.

Стереометрия. Задачник. 11 кл.

2002

Атанасян Л.С. и др.

Геометрия: Доп. главы к шк. учеб. 8 кл.

1996

Атанасян Л.С. и др.

Геометрия: Доп. главы к шк. учеб. 9 кл

1997

При изучении новой содержательной линии ГОС «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», а также при изучении дополнительных вопросов содержания профильного уровня («Комплексные числа», «Многочлены от одной переменной», «Предел последовательности» и др.) можно использовать учебники Виленкина Н.Я. и др., Никольского СМ. и др.

Найти методические рекомендации по использованию учебников из перечней учитель может в следующих изданиях:

Галицкий МЛ. и др.

Углубленное изучение алгебры и математического анализа. 10-11 кл. (к учебнику Виленкина Н.Я. и др.)

1997

Ткачева М.В.

Методические рекомендации и тематическое планирование к учебнику Колягина Ю.М. «Алгебра и начала анализа». 11 кл.

2002

Мордкович А.Г.

Алгебра и начала анализа 10-11 кл. Методическое пособие для учителя

2001-2002

Федорова Н.Н. и др.

Изучение алгебры и начал анализа в 10-11 кл. (к учебнику Алимова Ш.А. и др.)

2002

Евстафьева Л.П.

Математика. 10 кл. Книга для учителя, (к учебнику Вернера А.Л. и др.)

2002

Карп А.П., Евстафьева Л.П.

Математика. 11 кл. Книга для учителя (к учебнику Вернера А.Л. и др.)

2004

Денищева Л.О.. Дудницын К).П., Ивлев Б.М. и др.

Алгебра и начала анализа в 9-10 классах: Пособие для учителя (к учебнику А.Н. Колмогорова и др.)

1988

Паповский В.М., Пульцин Н.М.

Углубленное изучение геометрии в 10 классе (к учебнику Александрова А.Д. и др.)

1999

Паповский В.М.. Аксенов К.Н., Пратусевич М.Я.

Углубленное изучение геометрии в 11 классе (к учебнику Александрова А.Д. и др.)

2002

Саакян С.М. Бутузов В.Ф.

Изучение геометрии в 10 - 11 классах: Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя (к учебнику Л.С Атанясяна и др.)

2001

Земляков А.Н.

Геометрия в 10 классе: Методические рекомендации (к учебнику Погорелова А.В.)

2002

Земляков А.Н.

Геометрия в 11 классе: Методические рекомендации

2003

Шарыгин И.Ф.,

Шарыгин Д.И.

Геометрия. 10 класс. Методическое пособие.

(к учебнику Шарыгина И.Ф.)

2002

Потоскуев Е.В., Звавич Л.И. и др.

Учебный комплект по геометрии для 10-11 кл. с углубленным и профильным изучением математики в общеобразовательных учреждениях

2005

Кроме того, большинство учебников в перечнях дополнено дидактическими материалами, задачниками, практикумами и т.п.

Авторские методические рекомендации к учебникам математики для 10-11 классов в соответствии с новым ФБУП в электронном виде предлагает издательство «Просвещение». В них представлено тематическое планирование с учетом недельного учебного плана, рассчитанного на изучение математики в старших классах в объеме 4 ч (базовый уровень) и 6 ч (профильный уровень). При раздельном изучении курсов «Алгебра и начала анализа» и «Геометрия» планирование выполнено соответственно 2,5 ч и 1,5 ч (базовый уровень), 4 ч и 2 ч (профильный уровень). Некоторые авторы рассматривают третий вариант недельного учебного плана для физико-математического профиля: 7-8 ч в неделю (4-5 ч и 3 ч на названные разделы соответственно).

Единый государственный экзамен

Анализ ЕГЭ 2005 г. и методические рекомендации смотрите в газете «Математика» № 6 (2006 г).

Информация о проведении итоговой аттестации в 9 и 11 классах в 2006 году опубликована в журналах : «Вестник образования» -№ 22 (2005); «Математика в школе» -№ 2 (2006 г.),

1. Техника сдачи единого государственного экзамена по математике заключается в обучении учащихся:

  • постоянному жесткому самоконтролю времени;
  • оценке объективной и субъективной трудности заданий и соответственно разумному выбору этих заданий;
  • прикидке границ результатов и минимальной подстановке как приему проверки, проводимой сразу после решения задания;
  • приему «спирального движения» по тесту.

Начинать выполнение теста лучше с просмотра всего теста, определения легких для ученика заданий. Именно тги задания выполняются первыми.

При выполнении заданий разделов А и В расписывать решения нет необходимости.

К интенсивному режиму выполнения заданий необходимо тренировать школьников.

Отработка оформления решений заданий раздела С резонно проводить с отдельными учениками на факультативных занятиях. Так как полный объем раздела С адресован школьникам с ярко выраженными математическими способностями, имеющим при этом соответствующую углубленную подготовку или (профиль + элективный курс).

При подготовке к ЕГЭ разумнее учить школьников общим универсальным приемам и подходам к решению.

 

2. Принципы построения методической подготовки к единому государственному экзамену

  1. Выстраивать подготовку, соблюдая «правило спирали» - от простых заданий до заданий со звездочками, от комплексных типовых заданий до заданий раздела С.
  2. На этапе подготовки тематический тест должен быть выстроен в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое.
  3. Использование комплексных тематических тестов разумнее использовать в конце учебного года, после повторения темы.
  4. Тренировочные тесты необходимо проводить с жестким ограничением во времени. Темп проведения теста учитель должен задавать сразу и держать его на протяжении всего времени.
  5. Осуществлять объективный контроль результатов.
  6. Необходимо учить школьников использовать личный опыт, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и быстрым способом.

Учителям математики необходимо обратить особое внимание и на технику тестирования. Можно использовать подготовительные материалы к ЕГЭ центра тестирования (г. Москва за 2002-2005 годы ) ; Тематические тесты в двух частях (автор А.П. Иванов), изд.МФТИ (г Москва 2002. 2003 или 2004 г.г.). Центр тестирования АО ИППК РО предлагает учителям области тематические, суммативные, аттестационные тесты на бумажных и электронных носителях .

Анализ государственной (итоговой) аттестации в 9 и 11 классах с углублённым изучением математики в 2004-2005гг опубликован в г. «Математика» № 2 (2006 г.)

3. Для совершенствования процесса преподавания математики в старших классах рекомендуем:

  1. Изучить основные вопросы содержания «Общего перечня контролируемых вопросов
    содержания ЕГЭ» (кодификатор)
  2. Использовать при повторении в 11 классе школьного курса «Алгебра и начала анализа»
    блочно-модульное структурирование учебного материала.
  3. Осуществлять предварительную подготовку учащихся и учителей к тестовой форме
    контроля, начиная с пятого класса.

4. Тесты для основной школы (5-9 кл.)

  1. Алгебра. Учебно-тренировочные тесты (9 класс). Пособие для самостоятельной
    подготовки к итоговой аттестации. // Под ред. Лысенко Ф.Ф., Ростов-на-Дону; изд-во
    «Легион», 2004.
  2. Тесты. Математика. 5 - 11 кл. /Сост. Максимовская М.А., Пчелинцев Ф.А., и др. М.:
    «Издательство ACT», 2000.
  3. Математика: контрольные работы для 5-6 классов общеобразовательных учреждений:
    кн. для учителя / Л.В.Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О.Рослова, Н.В.Сафонова - М.:
    Просвещение, 2005.
  4. Алгебра: Тесты для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений. /Мордкович А.Г.,
    Тульчинская Е.Е., - М.: Мнемозина, 2000.
  5. «Математика в школе» № 6, 10 - 2004; № 4 - 2005; № 1, 2 - 2006.
  6. «Математика», приложение к газете «Первое сентября».
Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений