Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

«Здравствуй племя младое, незнакомое»

Литературно-музыкальная композиция по творчеству А.С.Пушкина

Учитель музыки МОУ СОШ №21,
Карпенко Наталья Станиславовна

Текст читают чтецы (6 - 10 чел., желательно мальчики) в строгой парадной форме.

Звучит «Симфония № 6» (2 ч.) П.И. Чайковского.

- Вышел сеятель сеять, но у каждого зерна была своя судьба. Одно поклевали птицы, другое упало на каменистую почву, взошло, но скоро засохло. Третье упало в терние, и это терние его заглушило. А иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши да услышит!

- Почти каждое, дошедшее к нам через века, слово великого поэта А.С. Пушкина, заключает в себе сложный смысл, над каждым словом можно задуматься. Мы обращаемся к вам со своей литературно-музыкальной композицией «Здравствуй племя младое, незнакомое!» На несколько минут душой и мыслью сосредоточимся на словах великого писателя – на драгоценных и высоких словах, без которых глуха, слепа и мертва душа человеческая. (музыка заканчивается)

- Я скоро весь умру. Но тень мою любя, /участник в образе Пушкина/
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами.

/стих. «Андрей Шенье»/

- Поучимся у Пушкина, как жить, как не растеряться в наше смутное и тяжелое время. Почему такие пушкинские ценности, как свобода, честь, любовь, бессмертие, в наше время утратили тот смысл, который придавал им великий писатель в своем творчестве?

О свободе

Свободы сеятель пустынный, (звучит «Утро» Э.Грига – первые 4 фразы)
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. (музыка заканчивается)

- Эти стихи написаны Пушкиным в 1823 году. Они и сегодня читаются, словно написаны, скажем, 19 октября 2000 года. Снова сомнения охватывают честных людей: а нужна ли свобода? Может предпочесть ей «ярмо с гремушками»?

Свобода – трудное слово. Свободная жизнь – трудная жизнь. Ничего дороже свободы на земле нет.
Будем достойны Пушкина! Будем сеятелями свободы!

О чести

- У Пушкина есть такие слова:
«Пружина чести – наш кумир.
И вот на чем вертится мир»

Пружина – главное в часах. Пружина чести – главное в поведении благородных людей. Этой пружиной все движет. Люди гибнут вовсе не за металл, не за деньги, совсем другое движет ими – честь. Сказано, что самое дорогое у человека – это жизнь, но для многих есть нечто дороже – честь.

«Симфония №6» П.Чайковского /вступление/,потом сцена из поэмы
«Полтава» А.С. Пушкина / 2 песня – допрос Кочубея/

- В жизни молодого человека много всяких приключений, опасностей для чести. Берегись! Не поддайся! Не соблазняйся! Береги свою честь, честь своего отца, своей Родины! Может быть, сегодня честь не является пружиной, на которой вертится мир, но она по-прежнему – нравственный стержень человеческой души.

О роскоши

- Пушкин писал не только о возвышенном, серьезном, значительном, но и о том, что занимает человека, в чем проявляется живое человеческое чувство, отношение, настроение.

Звучит фрагмент «Мазурки» Ф.Шопена

Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Все те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.

- Вот - тебе раз! Мы-то думали, что новые русские – это из нашего времени, это вот только что появилось. А на самом деле, еще двести лет назад были не только новые россияне, но даже новейшие. И тот же у них был недуг, та же болезнь: непобедимое стремление к роскоши.

Сцена из романа «Дубровский» А.С. Пушкина /т.II, гл.15/

- Роскошь, говорит герой Пушкина, утешает только бедных, да и то не надолго - на одно мгновение. Потом она становится привычной и больше не привлекает. Роскошь сама по себе радости не приносит. Так стоит ли завидовать тем, кто ездит в лимузинах, носит бриллианты, живет в роскошных особняках. Будем ценить свою жизнь такой, какая бы она не была. И тогда у нас все получится.

О любви

Звучит ария Гремина /1 куп./ из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского

Пред испанкой благородной
Двое рыцарей стоят.
Оба смело и свободно
В очи прямо ей глядят.
Блещут оба красотою.
Оба сердцем горячи.
Оба мощною рукою
Оперлися на мечи.
Жизни им она дороже
И, как слава, им мила.
Но один ей мил – кого же
Дева сердцем избрала?
«Кто, реши, любим тобою?» -
Оба деве говорят
И с надеждой молодою
В очи прямо ей глядят.

- Молодая надежда у Пушкина – сильная, ясная, незамутненная сомнениями, полная веры в жизнь, в любовь. Вы – молоды. Надейтесь! Придет время, появится у вас любимый человек, и вы скажете ему самое дорогое слово – милая, милый. Пушкин очень любил это слово. Его автор употребил в своих письмах и произведениях 700 раз. А если вы полюбите, то надейтесь, что ваша любовь встретит ответное чувство, что «благородная испанка» выберет именно вас!

О бессмертии

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, /участник в образе Пушкина/
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру –
Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит-
И славен буду я, да коль в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и фин, и ныне дикой тунгус,
И друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу,
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца!

Все участники выходят со свечами
Звучит «Романс» Г.Свиридова

- Эти строки о вечной славе знают все. Жизнь поэта не прошла бесследно. Она оставила вечную добрую память для всего человечества. Наша задача состоит в том, чтобы своим существованием оставить след в этом мире. Пусть он будет, по сравнению с пушкинским, микроскопическим, но он будет твой.

- Если строят храм, а ты проходишь мимо, положи в него один лишь кирпич. Это не важно, что никто не будет знать, какой твой кирпич. Это не важно, что на нем нет твоего имени. Важно лишь то, что ты его положил. В этом – смысл всей твоей жизни, для этого ты жил и страдал. Все - для этого кирпича в общий храм.
(музыка звучит тихо)

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дальних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв…

Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой…

Владыко дней моих! Дух праздности унылой, (Все хором)
Любоначалие, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Не дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

- Это стихотворение выступает как нравственный кодекс, формирующий духовные стремления человека к достойной жизни! (музыка звучит громко)

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений