Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Профильное
образование

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

«Слава родной России не померкнет в веках»

Комбинированный урок музыки по теме: «Можем ли мы увидеть музыку»)

4 класс

Учитель МХК, музыки МОУ СОШ №21
Карпенко Наталья Станиславовна

Цели урока:

Обучающая - познакомить ребят с музыкой М.П. Мусоргского (вступление к опере «Хованщина») и музыкой С.Прокофьева (ария Кутузова из оперы «Война и мир»);

Развивающая - развитие внутреннего слуха, способности «мысленно» увидеть картины и образы, которые создает музыка, развитие творческого воображения.

Воспитательная - воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине.

Ход урока:

Звучит «УТРО» Э.ГРИГА - (2`)

У: Знакома ли вам эта музыка? Как она называется? Кто композитор?
Д: Э.Григ – симфоническая картина «Утро»
У: Послушайте, пожалуйста, новое музыкальное произведение.

Звучит «РАССВЕТ НА МОСКВЕ-РЕКЕ» - М.МУСОРГСКОГО - (5`)

У: Что общего и чем отличается одна музыкальная картина от другой?
Д: Музыка звучит сначала тихо, нежно, потом постепенно усиливается и звучит мощно и громко. Слышен колокольный звон. Красивая напевная мелодия.
У: Это музыкальное вступление к опере «Хованщина» русского композитора М. Мусоргского. Сюжет оперы повествует о начале царствования Петра I и судьбе русского народа.

Справка: посвятил Стасову; написана в 1870 году; Римский-Корсаков дописал последний акт,
инструментовал; премьера состоялась на частной Петербургской сцене в 1886 году.

Рассвет над Москвой сравнивается с рассветом в жизни Русского государства. Мы словно представляем себе пробуждение древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы. Народная по складу мелодия течет нескончаемым песенным потоком, она мужественна и сурова.

У: Посмотрите как изобразил рассвет над Москвой А.Васнецов:

«РАССВЕТ КРЕМЛЯ. ВСЕСВЯТСКИЙ МОСТ»-А.ВАСНЕЦОВ

(Сравниваем, анализируем.)

Звучит следующий музыкальный фрагмент:

«ВСТАВАЙТЕ, ЛЮДИ РУССКИЕ»- С.ПРОКОФЬЕВА-(2`)

У: Вам знакомо это произведение. Мы его уже слушали. Кто композитор? Как называется произведение?
Д: Сергей Прокофьев – контата «Александр Невский» - «Вставайте люди русские»
У: показывает картину П.КОРИНА– «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» События XIII века – защита русских земель от немецких рыцарей

А сейчас мы мысленно перенесемся к событиям Отечественной войны 1812 года. Эти события нашли отражение в литературе, живописи и, конечно же в музыке. Весной 1941 года, когда над нашей страной снова нависла опасность войны, С.Прокофьев начал работать над оперой по роману Л.Н. Толстого «Война и мир». Работал он над ней 12 лет, но впервые, в концертном варианте, она прозвучала в Москве в 1943 году.

Справка: в опере 13 картин. Либретто написано самим композитором в содружестве с М. Мендельсон-Прокофьевой. Там, где авторам не хватало толстовских диалогов, их строили по тексту романа и согласно характеристикам, данным Толстым своим героям. Они обращались также к запискам поэта-партизана Д.Давыдова и к текстам песен, сложенных народом во время отечественной войны 1812 года.

Начиная с 8-ой картины, в центре событий оказывается борьба русского народа, его страдания, гнев, мужество и победа над неприятелем. Главным героем становится народ: крестьяне-ополченцы (Тихон Щербатый), русское войско (М.Кутузов), казаки, партизаны (Д.Давыдов).

Звучит «АРИЯ КУТУЗОВА» - С.ПРОКОФЬЕВА (3`)

У: Как вы думаете, кто мог исполнять в опере такую арию?
Д: Маршал Кутузов.
У: Каким вы представили себе этого маршала? Какая была музыка?
Д: Уверенным, решительным. Музыка героическая, мужественная.
У: А вот как изобразил его художник А.Д. КИВШЕНКО на картине «ВОЕННЫЙ СОВЕТ В ФИЛЯХ» (можно показать картину Р.М. ВОЛКОВА – «М.И. КУТУЗОВ»)

Кутузов с любовью поет о сердце России – Москве, о Родине. Он готов отдать жизнь за ее спасение.

У: У композитора М.И. Глинки есть опера, посвященная очень известному народному герою. Она даже называется его именем. Вспомните и назовите, пожалуйста, это музыкальное произведение?
Д: Иван Сусанин. Он тоже не пожалел своей жизни во имя спасения Родины.

У: Показывает картину .
ВЕРЕЩАГИНА «НЕ ЗА МАЙ! ДАЙ ПОДОЙТИ!». Можно прослушать фрагмент «Арии Сусанина».

Да, только Сусанин защищает Родину ценой своей жизни (трагизм), а Кутузов умом и талантом мудрого полководца (уверенность в победе). Как вы думаете, какие бы песни, из тех, что мы с вами учили, могли бы сейчас прозвучать?

Д: «БОРОДИНО» - народная песня на стихи М.Лермонтова (1`)

У: Показывает картину художника П.ГЕССА - «СРАЖЕНИЕ ПРИ БОРОДИНО». Дети поют 2 куплета песни.

Д: «СОЛДАТУШКИ, БРАВЫ РЕБЯТУШКИ» - русская народная песня.
(поют 3 куплета)

У: Опера «Война и мир» завершается хором, поющим славу Москве и русскому народу, так же как знаменитым хором «Славься» завершает Глинка своего «Ивана Сусанина».

-Какое счастье быть вкладчиком крови в это священное дело!
Прежде чем вы услышите хор, я бы хотела прочитать вам слова эпиграфа к хоровому прологу оперы:

Силы двунадесяти языков Европы
Ворвались в Россию
В русском народе все более и более
Разгоралося чувство оскорбления.
Разгорался в нем священный гнев огнем.
На защиту русской земли он встал.
И дубина народной войны
Поднялась со всей своей грозной
И величественной силой.
Поднималася, опускалась и гвоздила врага,
Пока не погибло все нашествие.
Велика наша земля.
Не счесть сынов отважных на просторах ее.
Но наша Родина не встала еще
Во весь свой грозный исполинский рост.
И горе ждет врага в час, когда встанет она.
Гибель ждет врага.
Огромна наша Россия, родная русская земля!!

Звучит «ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ХОР»-С.ПРОКОФЬЕВА (фрагмент)

Вся последующая история нашей Родины доказывает, что чувство патриотизма и переживания за свое Отечество всегда было присуще русскому человеку и дрались они за землю русскую, не щадя живота своего!

В годы Великой Отечественной войны и наш Мурманский край защищали так, что враг не смог прорвать оборону города.

Вы были сегодня так участливы в теме урока, так замечательно пели, слушали и отвечали, что мне кажется, когда вы вырастите, будете настоящими патриотами и защитниками своей Отчизны!

Поем песню «МОРЯ ПОЛЯРНЫЕ», стихи В.МАТВЕЕВА, музыка А.АВЕРКИНА (2`)
В конце урока может прозвучать любая патриотическая песня.

«Землю родимую,
Землю могучую,
Землю Отечества
Кровью отстоим!»

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2017
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений