Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Педагог-психолог. Методическая копилка

Тематическое родительское собрание-практикум

«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»
(или « Позитивная переориентация поведения детей »)

 Цель: Научить родителей дифференцировать ошибочные цели поведения детей и подростков и определить стратегии позитивного реагирования.

Объявление:

Представьте себе семью, в которой царит взаимопонимание, где каждый прислушивается друг к другу. А если случаются конфликты, то разрешаются они без обид и каждый получает в них то, что хочет.

Уважаемые родители!

Если вам близок образ такой семьи и вы остро переживаете ситуации, когда ребенок капризничает и не слушается, и вы сомневаетесь в выборе правильных форм реагирования на те или иные поступки ребенка, мы приглашаем вас на семинар:

«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?».

Который состоится____________________________________________________________

Семинар будет проводить______________________________________________________

 

Сценарий собрания:

Мотивационный этап.

Вступление:

Наверное, нет такой семьи, в которой не возникают трудности с воспитанием детей, и самая распространенная трудность - это плохое поведение ребенка. На непослушание, упрямство, грубость, лживость, драчливость жалуются семьи, имеющие как малышей так и подростков, Можно предположить, что эти проблемы не миновали и нас с вами.

Поэтому первый вопрос к вам:

Какое поведение Ваших детей чаще всего беспокоит Вас?

Для ответа пользуйтесь, пожалуйста, анкетой, которая лежит на столах. Отметьте и назовите негативное поведение характерное для вашего ребенка, (ответы родителей фиксируются на доске). Выделим те поведения, которые отметили многие родители.

Вывод: 1. Основная идея - необходимо воспринять плохое поведение как информацию, послание, которую отправляет нам ребенок.

Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением? – вот первая реакция эффективного родителя на негативный поступок ребенка.

2. Поведение ребенка подростка может быть плохим, но намерения, которые лежат в основе поведения, позитивные, положительные.

3. Совершая плохое поведение ребенок ошибается в выборе форм поведенияю. Выбор формы поведения всегда подчиняется трем законам:

а). Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

б). Любое поведение ребенка подчинено цели – чувствовать себя принадлежащим к обществу, к социальной жизни.

в). Нарушая дисциплину ребенок понимает, что поступает плохо. Но может не понимать, что выбирает при этом ошибочную цель.

Основной этап

Мини-информация:

Американский психолог Рудолф Дрейкурс рассмотрел 4000 различных видов негативного поведения людей всех возрастов, и увидел, что каким бы не было поведение ребенка, подростка намерения у них положительные, а для их достижения они выбирают ошибочные цели. Таких целей Дрейкурс выделил четыре: внимание, власть, месть, уклонение.

Рассмотрим ошибочные цели привлечения внимания:

В этом случае ребенок считает, что если взрослые заняты им, значит, они его любят. Но позитивное внимание ему получать слишком трудно. Поэтому привычным становится привлечение внимания через негативные поступки.

Получается что суть послания, которое содержится в « плохом » поведении – «заметьте меня, покажите, что любите». Родители реагируют замечаниями, собственными сильными эмоциональными реакциями, на самом деле закрепляющими плохое поведение ребенка. Главная задача для родителей – дать почувствовать ребенку, что его любят ( погладить его по спине или голове, улыбнуться).

«Борьба за власть, или Кто у нас главный? Эти послания используют дети со слабым «я». Для них заставить кого-то поступить по своему - возможность почувствовать собственную силу. Пусть мне будет плохо. Меня накажут, но в какой-то момент я почувствую себя сильным» - так формировали бы дети причины своих поступков, если бы умели это делать. Понимая это, родители найдут способ предъявить свои требования в мягкой форме, а главное, предоставить право выбора: «Какой пастой ты будешь чистить зубы?», «после какого мультфильма ты сразу пойдешь спать?». Иногда полезно согласиться с желанием ребенка, отложив его «на потом»; «Я куплю мобильный телефон, машину обязательно, но потом, когда…» (будут деньги, время, настроение). Детям со слабым «Я» нужно постоянно подтверждать их значимость для окружающих. Показывать, что другие видят сильные стороны ребенка, относятся с уважением к его мнению.

Месть, или я хочу тебя наказать

Если ощущение собственной никчемности станет слишком мучительным и невыносимым, он начнет вымещать свою обиду всеми доступными ему способами. Он может совершать дикие поступки, которые могут сильно ранить вас и заставят уже вас мучиться от обиды. Но вам нельзя не остановиться, потому что иначе – военные действия. Нужно какое-то время ничего не делать, а может быть, просто подумать , расслабиться, «остудить» сердце, чтобы что-то предпринять не с позиций обиды.

А этим «что-то» должен быть разговор с ребенком о своих собственных и его чувствах, о настоящих причинах его поведения, о возможных последствиях. Полезно принять и свои ошибки. А они ведь всегда есть. А себе говорить слова: «Это просто жизнь проверяет, насколько сильно я люблю своего ребенка, насколько я умею принять его всякого.

Избежание неудачи, или слабость, или я буду контролировать тебя собственной слабостью.

Такие дети склонны подчеркивать свои слабости и неумелость. Просят помощи и бывают за нее очень благодарны. Какое-то время это приятно, так как дает нам возможность почувствовать свою силу, нужность, компетентность. Но потом начинает раздражать и беспокоить: «Почему он не справляется сам, почему уроки делает только со мной?».

Крайний вариант проявления слабости – это уход в болезнь. Вся семья крутится вокруг больного.

Как не поступает в этом случае эффективный родитель?

  • Не начинает ребенка жалеть, так как жалость – это не сопереживание, это заключение о том, что неудачи пришли извне, а сам ребенок ни при чем. Жалость лишает ребенка и взрослого мобилизоваться, искать ресурсы для ее разрешения.
  • Необходимо подбадривать ребенка, демонстрировать свою веру в его возможности, побуждать к действию.

Практический этап.

Упражнение 1:

И так, зная четыре основных цели плохого поведения или «послания» ребенка, которые находятся в его плохом поведении попробуем действовать:

Каждая группа имеет ситуацию с плохим поведением ребенка и таблицу ошибочных целей поведения ребенка.

Определите ошибочные цели (послания ребенка)

  • Что говорит ребенок своим поведением?
  • Как исправить плохое поведение?
  • Чему надо учить ребенка?
  • Как должен реагировать родитель.

Ситуация:

1.

2.

3.

4.

 

Ответы родителей:

Ситуация 1. У вас важный телефонный звонок и вы сосредоточены на разговоре. Ваш ребенок пристает к вам с просьбами и вопросами: где лежат его карандаши и краски, куда можно налить воды для рисования, хорошо ли получилось, что поправить и т.д.

Вы время от времени отвечаете ему, но все это мешает телефонному разговору.

Вопросы:

  • Что чувствует взрослый в этот момент?
  • Какая реакция у взрослого может быть?
  • Что ребенок хочет сказать взрослому своим поведением?
  • Как поступит эффективный родитель.

Ситуация 2. Ребенок смотрит телефильм, хотя уже поздно и ему пора спать.

  • Вы говорите ему: «Выключай телевизор, уже поздно!».
  • Ребенок в ответ: «Я досмотрю фильм, осталось немного».
  • Вы настаиваете: «Тебе пора спать - выключай!».
  • Ребенок: «Выключу через 15 минут».
  • Вы начинаете злиться: «Выключай сейчас же, я сказала!; немедленно в постель!»
  • Ребенок выходит из комнаты демонстративно хлопая дверью.

Вопросы:

  • Почему ребенок так упорствует?
  • Почему оттягивает момент подчинения требованиям взрослого?
  • Как поступит в таком случае?

Ситуация 3. Уже довольно поздно, но Ваш ребенок непременно хочет пойти гулять с друзьями.

Вы считаете, что это время никак не подходит для прогулки и категорически отказываете ему.

Ему ничего не остается, как уйти в свою комнату. Вскоре оттуда раздается громкая музыка в стиле РОК. Вы просите его выключить музыку, так как время позднее, но в ответ музыка становится оглушительной, через 5 минут препирательства Вы готовы вывернуть пробки…

Вопросы:

  • Что чувствует родитель, когда ребенок поступает таким образом?
  • Что говорит своим поступком ребенок родителю?
  • Какой путь в таком случае будет эффективным?

Ситуация 4. Мама Маши обратила внимание на то, что в последнее время девочка стала пассивной, она все больше отходит от семейных дел. Если мама просила ее что-либо сделать по дому, то оно принималась хныкать, жаловаться: « Я не умею, я могу разбить, сломать…».Она откладывала любое самое простое дело, не приступала к приготовлению уроков, пока мама не начинала вместе с ней разбирать задания. В классе она тоже была пассивной, что сказалось на ее оценках.

Вопросы:

  • Что чувствует родитель в такой ситуации?
  • Что своим поведением говорит ребенок родителю?
  • Как надо поступать, чтобы быть эффективным родителем?

Упражнение 2:

Используя из анкеты выделенный типичный поступок своего ребенка, определите:

  • Цель поведения ребенка?
  • Намерения ребенка?
  • Реакция ребенка на замечания, чувства взрослого?
  • Как исправить поведение ребенка?

Ответы родителей

 

Заключительный этап:

Ведущий:

Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации.

  • Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
  • Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции.
  • Правило 3. Не усиливайте напряжения ситуации.
  • Правило 4. Обсудите поступок позже.
  • Правило 5. Позвольте ребенку «сохранить лицо».
  • Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Рефлексия:

  1. Что для Вас было полезным?
  2. В чем Вы испытывали трудности?
  3. Ваши вопросы по этой теме.

Спасибо за работу!

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений