Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Педагог-психолог. Методическая копилка

Тематическое родительское собрание «Родительский авторитет»

Тема нашего сегодняшнего разговора «Родительский авторитет».

Авторитет - это влияние какого-либо лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах и жизненном опыте. Быть авторитетным родителем - значит притягивать ребёнка силой обаяния своей личности, руководить и помогать там, где необходимо.

Авторитет не приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера.

Чем взрослее ребенок, тем труднее родителям быть авторитетом для ребенка. Для маленького ребенка родители - существа, которых он почитает и обожает. В глазах малыша - папа - самый сильный, умный, справедливый; мама- самая красивая, добрая, замечательная.

Этот авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел, слаб. Он бессознательно “впитывает” от родителей все манеры поведения, вкусы, взгляды, ценности моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Происходит неизбежное выравнивание возможностей детей и родителей. Наступает критический момент, когда авторитет родителей престает держаться на преимуществах взрослости.

Что же тогда происходит? Родители оказываются перед драматическим выбором между заслуженным авторитетом и авторитарностью.

Необходимо различать понятия: авторитет и авторитарность

Авторитарным называют человека, который стремится к власти, и пользуется силой, добивается от других подчинения. Авторитетен тот, чье влияние на поступки других основано на признании и уважении его мнения, его личных качеств: компетентности, справедливости т.п.

Путь авторитарности - абсолютно тупиковый. Власть, рассчитанная на беспрекословное подчинение или страх наказания, перестает действовать.

Ребенок рано или поздно вступает в борьбу за самостоятельность, за право реализовать свои потребности, и цели, и делает это со всей энергией своих юных сил. Дело порой доходит до открытой войны. И самое опасное - ощущение невозможности повернуть назад.

Выбор один: понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ. Он сохраняет авторитет, если остается образцом силы и опытности.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется? Вот на этот вопрос мы с вами и попытаемся ответить.

Те родители, которые думают, что авторитет дается от природы, что это особый дар, ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного авторитета, после их рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Приступим.

Авторитет подавления. Это самый страшный вид авторитета, хотя и не самый вредный. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, при всяком удобном случае берется за ремень, каждую вину ребенка отмечает наказанием, то такой отцовский режим держит в страхе всю семью, не только детей, но и мать. Такой вид авторитета не воспитывает, он вызывает детскую ложь, жестокость, человеческую трусость.


Авторитет расстояния. Есть такие родители, которые уверены: чтобы дети слушались, надо поменьше с ним разговаривать, подальше держаться и изредка выступать в виде начальника. У них своя жизнь, свои интересы, а дети или с бабушками, или с нянями.


Авторитет чванства.
Это те родители, у которых и на работе, и дома атмосфера высокомерия они самые важные, заслуженные умные. В этой атмосфере такие родители уже не могут разобраться, каких детей они воспитывают. Встречается такой авторитет и у матерей: поездка на курорт, особенное платье, важное знакомство - все это дает им основание для чванства. Очень часто бывает, и дети выступают перед своими товарищами не иначе, как с хвастливым словом: мой папа - начальник и т.д.


Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимание на детей, но как бюрократы. Мое слово - святыня. Раз я сказал, так и должно быть. Жизнь ребенка, его интересы, его рост проходят мимо, родитель кроме своего бюрократического начальствования в семье ничего не видит.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители забывают, что детскую жизнь надо уважать, а рассудительность и логика приходят постепенно.

Авторитет любви. Это у нас самый распространенный вид ложного авторитета. Такие родители на каждом шагу показывают свою родную любовь. Бесконечные ласки, признания сыплются на детей в избыточном количестве. Семья погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. В таких семьях вырастает семейный эгоизм. С малых лет ребенок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. Первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. Это уступчивость, доброта, мягкость родителей. Папа и мама перед глазами ребенка выступают в роли доброго ангела. Очень часто в таких детях открывается широкий простор капризов, и очень скоро сами дети начинают командовать родителями.

Авторитет дружбы. Родители и дети должны быть друзьями, но в любом случае родители должны оставаться старшими членами семьи. Если дружба достигнет крайних пределов, дружбе конец, дети начинают воспитывать родителей. В этих семьях дети поучают родителей на каждом шагу, грубо обрывают. Дружба невозможна без взаимного уважения.

Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями "Будешь слушаться - куплю лошадку, пойдем в цирк" и т. д. Непременно в семье должно быть премирования за хорошую учебу, за выполнение трудной работы, но не за послушание.

Вот мы рассмотрели несколько видов ложного авторитета.

Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребенок был хорошим, чтобы он вырос счастливым, наделенным всевозможными талантами, душевным и физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда так получается. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем, что родители хотят от своих детей и тем, что они реально делают для этого.

Идеальный вариант родительского авторитета очень сложно.
Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка – кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей к друг другу – все это слагаемые родительского авторитета.

  Терзают наши семьи ссоры, склоки,
Бурлящий их поток неиссякаем,
Мы не прощаем детям те пороки,
Которые им сами прививаем.
 
 

Эдуард Александрович Севрус. Русский литератор, афоризмы.

 

Авторитетность родителей в глазах ребенка – это прежде всего желание говорить родителям правду, какой бы горькой для отца и матери она ни была. Так будут дети поступать только в том случае, если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.

Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного поступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требовния так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они умеют прощать и просить прощение. !!! Ребенок никогда не будет просить прощение, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье.

Еще одно немаловажное качество родителей, которые хотят быть авторитетными в глазах своих детей, - это отсутствие боязни критики со стороны своих детей.

Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них. Какая музыка интересна ребенку, какие музыканты и группы стали его кумирами, какие книги он читает и почему они ему интересны, какие речевые обороты он использует и что они обозначают, - это и многое другое должно интересовать родителей, претендующих на роль авторитетного лица для собственного ребенка.

В чем же состоит настоящий авторитет?

  1. Выполняйте родительское дело как можно лучше: серьезно, искренне, просто.

  2. Ваша жизнь, работа, поведение влияет на формирование авторитета.

  3. Интересуйтесь жизнью ребенка, но не навязчиво. Дети любят такое знание и уважаютдителей.

Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства дополняется авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную любовь, заботу о нем, вашу страховку, но в тоже время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.

Вы должны знать, чем он живет, чем интересуется, что любит, чего не хочет. Как он учится, как относится к учителям . Вы не должны узнавать неожиданно о конфликтах. С самого начала, вы должны поставить дело так, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать.

В жизни каждого ребенка бывает так, что он не знает как поступить, тогда он нуждается в совете. Может быть он не попросит о помощи - вы сами должны прийти.

Окажите помощь, но не надоедая, ненавязчиво.

Памятка родителям от ребенка. Прислушаемся к советам своих детей

  1. Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

  2. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «нытиком».

  3. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

  4. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, зачем поступаю так, а не иначе.

  5. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

  6. Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойство. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

  7. Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.

  8. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

  9. Не пытайтесь читать мне наставления или нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.

  10. Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности сравняться с вами.

  11. Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу». Я не имею буквально это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

  12. Если вы мне говорите, что любите меня, а потом просите что-то сделать для вас, я думаю, что нахожусь на рынке. Но тогда я буду с вами торговаться, и, поверьте, – я окажусь с прибылью.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются 6 принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

  С детьми не стоит ударяться в крайности,
И за свои заботы и усилия
Ворчливо упрекать в неблагодарности:
Они ведь вас рождать их не просили.
 
 

Э. Севрус

 

 


.



 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений