Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Педагог-психолог. Методическая копилка

Тематическое родительское собрание 1 – 4-х классов «Почему дети лгут?»
Приложение 1

Детская ложь

Детская ложь – серьезная проблема. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми. 4 года – время, когда ребенок пробует лгать и 5-6 лет – это уже активные детишки, которые лгут, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно. В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, сто не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому. Так ребенок плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра. Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу между миром внутренним и внешним они различают плохо, поэтому дети часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность.

Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства. Более ловкими и искусными во лжи дети делаются под действием страха – именно страх заставляет детей лгать. Ребенок - слабое существо, он боится всего: темноты, грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий и прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи. Это вторая ступень лживости.

Нигде так не лгут, как в семье, где родители строги, где наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть особый вид лжи – подлаживание, когда распознают слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что-либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах. Это третья ступень лживости. И высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль, для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет.

Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней. Обман захватывает их так, что они его не осознают.

Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя. Как средство против лживости важным является воспитание нравственного мужества.

Ложь по-серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с тем, кто постоянно лжет.

 

Виды и мотивы детской лжи

Существует много видов лжи, как, впрочем, и правды. Давайте попробуем с разных точек зрения оценить различия между видами лжи. Рассмотрим те способы, к которым прибегает ребенок, чтобы солгать. Исследуем мотивы, которыми он руководствуется предпочитая пойти на обман:

  • Умолчание (сокрытие правды – форма лжи). Любой человек, ребенок ли, взрослый ли, предпочитает скрыть правду, нежели произнести ложь. Само умолчание представляется меньшим грехом. Произнести ложь – пойти на шаг дальше умолчания. В случае умолчания обманщик может считать, что он собирался покаяться и не стал бы лгать в ответ на прямой вопрос.
  • Оправданная ложь (направленная на защиту других людей от ущерба, позора, стыда). Большинство родителей учат своих детей солгать в том случае, когда сказать правду может быть опасно. Многие родители одобряют и менее серьезные случаи лжи, когда обман полезен обманутому.
  • Жульничество. Некоторые дети считают, что само жульничество не есть ложь, но если ты отрицаешь жульничество – тогда ты лжешь.

Мотивы:

  • стремление избежать наказания – главная причина лжи, и распространенный мотив лжи и у взрослых;
  • избегание стыда (страх унижения);
  • донос (мотивом доноса обычно служит злоба);
  • ложь, с целью защиты товарищей;
  • ложь, оправдываемая 5-й поправкой (дети уверяют, что не следует по доброй воле докладывать о чем-то предосудительном, пока их прямо не спросят. «Не признаться не значит солгать»);
  • хвастовство и преувеличение (мотив повысить свой социальный статус, выглядеть в глазах других людей более важным, привлекательным, интересным);
  • стремление оградить свою личную жизнь от чужого вмешательства;
  • стремление бросить вызов чужой власти (удачная ложь, когда родители подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы).

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений