Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Педагог-психолог. Методическая копилка

Тематическое родительское собрание «Роль эмоций в жизни ребенка »

Форма проведения: семинар-практикум.

Задачи:

  • обсудить совместно с родителями особенности эмоциональной сферы человека;
  • ознакомить родителей с конструктивными способами выражения эмоций;
  • способствовать приобретению ими практических знаний и навыков эффективного взаимодействия с ребенком и приемов саморегуляции организма.

Ход собрания:

Мотивационный этап

Ведущий: «Сегодня мы поговорим о мире эмоций и чувств.»

Вопросы к родителям: «Как вы думаете, какова роль эмоций в нашей жизни? И почему стоит об этом говорить сегодня?»

Ответы родителей (дискуссия)...

Вывод ведущего: «Эмоции существенным образом влияют на здоровье и жизнь человека. И от того, каким качеством обладают наши эмоции (позитивные они или негативные) зависит качество нашей жизни.»

Основной этап

Мини-информация об эмоциях (цель - введение в тему):

«Эмоциональные проблемы вносят неприятность в жизнь большинства людей. Практически каждый человек время от времени испытывает раздражение, печаль, страдает от чувства одиночества, вины, обиды, повышенного беспокойства или страха. Когда эти чувства поглощают все наше сознание и начинают подавлять все другие эмоции, наша жизнь заметно осложняется.

Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.

По современным оценкам =80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты (они влияют на работу коры головного мозга, подкорки, вегетативной нервной системы, на иммунную систему...).

Поэтому, каждому из нас важно уметь управлять собственными чувствами. И это возможно - так как в основе нашего эмоционального состояния лежат наши собственные мысли, убеждения и поступки, ведь именно мы сами выбираем, какое значение придать собственным мыслям и чувствам, привнося все это в собственную семью. А для ребенка семья - это тот основной институт, где закладываются здоровые эмоции, доброжелательность и правильное мышление (или наоборот).

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Поэтому взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком.

Взаимоотношения родителей с ребенком (и другими людьми), их поступки и эмоциональные проявления - важнейший источник формирования чувств ребенка (радости, нежности, сочувствия и других переживаний), его поведения, отношения к людям и миру.

Эмоциональному воспитанию ребенка нужно уделять внимание не меньше, чем интеллектуальному и нравственному, а то и больше. Здоровые эмоции - это психическое и психо-соматическое здоровье, адекватное восприятие мира, перспективное интеллектуальное развитие, устойчивая нравственная позиция, а также позитивное отношение к жизни и миру.»

Вопрос к родителям (цель - выявить степень информированности родителей об эмоциях?): «Назовите чувства и эмоции, которые вы знаете. В чем различия эмоций и чувств?»

Участники называют различные чувства и эмоции. Ведущий записывает их на доске, классифицируя на «положительные» и «отрицательные».

Например:

«положительные» «отрицательные»
Удовольствие Счастье Веселье РадостьЛюбовь ОбидаАгрессияЗлость ГрустьРобостьУсталость
Уныние
Безразличие
Вина
Печаль
Гнев
Страх

Ведущий:
«Эмоции - это реакция человека на воздействия внутренних и внешни раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Это внешне проявление чувств.

Чувства - это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности. Чувства могут носить социальный характер -например, чувство ответственности, чувство долга...

Пример различия эмоций и чувств: эмоция (которую человек внешне проявляет) -радость: чувство (которое человек при этом испытывает) - удовольствие, счастье, веселье, удовлетворение (от чего либо)... Чувство (раздражение) - эмоция (гнев).

Тревога является заблокированной энергией, здесь важно понять какая эмоция или чувство скрывается первоначально за этим переживанием, пока тревожное состояние не перешло в психическое заболевание (депрессию, МДС, психоз, навязчивые состояния и др.)

К классу эмоций относятся: настроения, чувства, аффекты (острые эмоциональные переживания), страсти и стрессы.

Эмоции отражаются в форме непосредственных переживаний (приятных и неприятных ощущений) и отношений человека к миру и людям. Таким образом. эмоции, соответственно, бывают положительными (позитивными) и отрицательными (негативными).»

Вопросы к родителям: «Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете? Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему на ваш взгляд они возникают?»

Ответы родителей (дискуссия)...

Мини-информация: «Мир эмоций и чувств сложен и многообразен»

«Своеобразие эмоций и чувств определяется: потребностями (их удовлетворением или неудовлетворением), мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли и характера.

Результаты современных исследований функций головного мозга показывают, что в формировании положительных и отрицательных эмоций участвуют разные полушария головного мозга. Левое полушарие мозга «отвечает» за положительные эмоции, а правое полушарие - за отрицательные. Возможно, что функциональная асимметрия левого и правого полушарий является признаком, позволяющим судить о темпераменте человека.

Отрицательные эмоции вызывают более сильные физиологические реакции, чем положительные, и эти реакции носят разрушительный характер на наш организм. А положительные эмоции оказывают на нас не только позитивное оздоровительное влияние, но и заряжают энергетикой, необходимой для преодоления различных жизненных проблем и препятствий (наделяют человека жизнестойкостью и оптимизмом). Поэтому очень важно стимулировать у себя и своих близких только положительные эмоции, а также уметь справляться со своими отрицательными переживаниями, не позволять, чтобы негативные эмоции брали над вами верх.

Но и подавлять негативные переживания тоже нельзя, когда негативные эмоции не осознаются и подавляются, они управляют нашим поведением. И напротив, осознание негативных эмоций и чувств ведет к успешному преодолению затруднений и большему пониманию себя.»

Вопрос к родителям: «Как вы справляетесь с негативными чувствами? Какие способы и приемы знаете?»

Ответы родителей (дискуссия)...

Ведущий: «Существуют различные способы саморегуляции организма, которые смогут помочь вам в преодолении острых негативных переживаний.» (см. причожение)

Мини-информация: «Проблема дефицита внимания и вытеснения эмоций»

«В наше время существует реальный дефицит внимания к эмоциям. Негативные чувства слишком часто вытесняются, что приводит к личностным проблемам, физическим недомоганиям и латентным (скрытым) депрессивным состояниям. Нам нужно научиться:
1) принимать так называемые негативные чувства и эмоции;
2) разрешать себе выражать их.
Мы должны вновь приучить себя к принимающему отношению к своей эмоциональной боли, только это принесет и облегчение, и изменение.

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.

Нет «запрещенных» и «правильных» чувств, все чувства принадлежат человеку, все важны для него.

Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Негативные переживания «говорят» человеку: «Что-то не так..!»

 

Например:

Чувство гнева рождает в нас энергию, которая позволяет противостоять вторжению в наше жизненное пространство извне. Это чувство помогает найти силы и правильно определить момент, чтобы убедительно кому бы то ни было дать понять: «Положи мою вещь на место»; «Убери от меня свои руки»; «Не посягай на мое время»; «Я сам знаю, как мне поступать» и т. п.

Если человек не умеет использовать энергию гнева, она застывает в форме таких негативных качеств, как обидчивость, раздражительность, завистливость, ревность. И тогда человек становится либо чрезмерно подавленным и пассивным, либо агрессивным, раздражительным, нетерпимым к непривычным для него стереотипам поведения, невосприимчивым к новому.

Чувство страха обычно указывает на близость опасности и подталкивает нас принимать действия, направленные на обеспечение своей безопасности.

Страх порождается прогностической способностью ума — ориентировкой и предвидением. Если предвидим страдание — появляется страх. Длительное пребывание в страхе усиливает такие наши качества, как нерешительность, недоверчивость, застенчивость, подавленность, стыд.

Печальная участь вытеснения все больше теперь постигает эмоции. Пренебрежение эмоциональным воспитанием и эмоциональными аспектами жизни ведет к все большему распространению различных расстройств (так называемого аффективного спектра: соматоформных, депрессивных, тревожных, нарушений пищевого поведения и т.д.)

Приведу пример всевозможных последствий отрицательных эмоций
переживаний, которые описала в своих работах Луиза Хей:

 

Уши (болезнь)- не желание слышать мир,
Глаза (болезнь) - не желание видеть мир.
Нос (болезнь) - раздражение на близкого
Горло (болезнь) - раздражение, волнение с неспособностью отстоять свои интересы, выразить свои желания, заявить о себе как о личности.
Сердце (инфаркт) - неумение любить жизнь, радоваться жизни.
Головные боли - чувство вины, заниженная самооценка.
Толстая кишка (запоры) - страхи.
Болезни ног - следствие страхов, детских обид, подавленного гнева.
Варикозное расширение вен - недовольство чем-либо.
Колени - проявление гордыни.
Булимия, анорексия - следствие полного самоотрицания, крайней степеш
непринятия собственной личности (ненависть - человек ненавидит себя, свои представления о себе).
Артрит - недовольство собой.
Астма - гипертрофированное чувство ответственности.
Нарывы, ожоги, порезы, жар, кожные воспаления и всевозможные
воспалительные процессы
- сжигающий нас гнев.
Рак - вызывает глубокая, долго копившаяся обида, которая буквально разъедает
ткани.
Инсульт (мозг) - негативное мышление, внутренняя несвобода, боязнь выглядеть
смешным, не умение радоваться жизни.

В современной культуре существуют ценности и установки (которые вносят запрет на выражение различных эмоций), способствующие росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии. Запрет на различные эмоции является одним из факторов эмоциональных расстройств.

Примеры запретов: "Жаловаться ниже моего достоинства" (запрет на печаль) или "Страх - признак слабости" (запрет на страх) и т.п.

Культуральное происхождение этих запретов хорошо иллюстрируют половые различия, связанные с полоролевыми стереотипами сильного мужчины (у мужчин выше запрет на печаль и страх) и мягкой женщины (у женщин выше запрет на гнев).
Пример: «Мальчики не плачут» - запрет на выражение чувств. Результат следующий - заблокированная энергия, мышечные зажимы, психосоматические заболевания, неврозы, комплексы и т.д.»

Вопрос к родителям: «Как вы реагируете на проявление вашим ребенком отрицательных эмоций, если он таковые проявляет?»

Ответы родителей (дискуссия)...

Мини-информация: «Эмоциональное воспитание и эмоциональный контакт»

«Вся система воспитания и образования до сих пор продолжает строиться на основе развития интеллекта, неизмеримо меньше внимания уделяя становлению эмоциональной сферы. Культура эмоциональной жизни современного человека
умение словами, красками, движением выразить себя и свои чувства - мало осознается как специальная задача в современном образовании. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, в ущерб межличностному общению, которое одно способно структурировать эмоциональный мир, способствовать его развитию, формированию навыков самопонимания и самовыражения. Компьютерное образование грозит современному человеку тяжелыми последствиями, и ощущение этой угрозы связано не с консервативной любовью к традиционному обучению (ибо и оно далеко от совершенства), а с осознанием несовместимости компьютерного обучения с возможностью развития эмоциональной сферы человека.

Без эмоционального доверительного контакта невозможна истинная передача нравственных ценностей.

Опыт работы с детьми, у которых отмечается асоциальное поведение (воровство, дурные компании и т.д.), показывает, что либо эти дети росли в среде, где эмоциональной внутренней жизни вообще уделялось крайне мало внимания, а интересы взрослых сосредотачивались на материальном, рациональном полюсе жизни, либо у родителей, по тем или иным причинам, был нарушен эмоциональный контакт с ребенком, и они плохо представляли себе его духовную жизнь, не обладая возможностью влиять на нее. Нет другого пути передачи ценностей и принципов маленькому человеку, кроме как через эмоциональный контакт с ним, основанный на доверии и привязанности. Только тогда ценности, передаваемые взрослым, заряжаются положительно.

Некоторые наблюдения и эксперименты говорят о сокращении эмоционального словаря у современного человека.

Комментируя посредством слов состояние ребенка, придавая определенное выражение своему лицу и также сопровождая это словесным комментарием, мать с детства приучает (или не приучает) малыша дифференцировать (различать) свои эмоциональные реакции, определять, давая им обозначение. Бедность и недифференцированность (неразличение) эмоционального словаря матери ведет к формированию у ребенка особого типа сознания и мышления, в котором внутренняя жизнь как таковая очень бедно представлена.

Считается, что наличие эмпатического, близкого эмоционального контакта с матерью в младенчестве является залогом психического здоровья человека в будущем. Сейчас эта теория подвергается активной экспериментальной проверке. Полученные данные свидетельствуют, что не столько младенческий возраст оказывается решающим для формирования здоровых близких отношений с окружающими во взрослом возрасте, сколько детство до 10 лет: эмоциональный контакт с родителями в этом возрасте оказывает решающее влияние на контакты в будущем, в том числе с его супругом или партнером.»

Вопрос к родителям: «Как вы осуществляете эмоциональный контакт со своим ребенком? Приведите примеры?»
Ответы родителей (дискуссия)...

Практикум: «Роль эмоций в общении»

Раздаточный материал «Рекомендации по развитию положительных эмоций»
Папы и мамы! Дедушки и бабушки! Помните

Приложение 1. УПРАЖНЕНИЯ на саморегуляцию функционального состояния, расслабление.

Приложение 2. Приемы работы с гневом.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений