Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Педагог-психолог. Семинары

Семинар – практикум на тему:
«Как эффективно общаться взрослому и ребенку в семье»

ЦЕЛИ:
1.повысить воспитательную активность родителей
2.расширить знания о способах эффективного общения
3.побудить родителей к эффективной коммуникации.

ВСТУПЛЕНИЕ: Вся наша жизнь проходит в общении. Оно окружает нас с рождения и воспринимается также естественно как воздух, которым мы дышим. Общение может быть полезным, эффективным - когда мы получаем внимание, заботу, участие, а может быть и неприятным, негативным – вести к ссорам,

конфликтам. ВОПРОС: Как вы считаете, нужно ли учится общаться? ВЫВОД: Несомненно, общению надо учиться. И если сравнивать с пищей, то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребенка , ваши отношения в семье . ВОПРОС : Давайте вместе подумаем, что мешает нам эффективно общаться? Психологи выделяют следующие группы помех в общении (на доске плакат «ПОМЕХИ ОБЩЕНИЯ»). Я вам сейчас читаю ситуации, а вы постарайтесь определить какие здесь помехи.

ПОМЕХИ

ВЫРАЖЕНИЯ

ПРИКАЗЫ, КОМАНДЫ

Мама приходит домой, обращается к сыну: Быстро выключи телевизор. Почему одежда разбросана?! Садись за уроки!

НАСМЕШКИ, ОБЗЫВАНИЯ.

Ребенок ворчит, дуется с утра. Слова взрослого: Какой же ты смешной, когда ворчишь и дуешься. Как старый дед!

ГОТОВЫЕ РЕШЕНИЯ

По-моему надо сделать так … А ты возьми и скажи…

УГРОЗА, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Подросток пришел домой очень поздно. Слова родителей: Что уже взрослым стал?! Ничего ты у нас дождешься. Как ты с нами поступаешь, так и мы с тобой будем поступать!

ДОГАДКИ, ПОДОЗРЕНИЯ

Я тебя насквозь вижу! Я все равно узнаю… Почему молчишь? Понятно - значит виноват.

КРИТИКА

Вечно ты опаздываешь. Все у тебя не как у людей!

УПРЕКИ

Ты меня совсем не жалеешь. Я целый день только для тебя и кручусь! Всю жизнь на тебя потратила!

МОРАЛЬ, НРАВОУЧЕНИЯ

Учитель пожаловался на поведение ребенка. Слова взрослого: Ты обязан вести себя хорошо. Каждый нормальный человек обязан.

 

Мини – информация:

 Описанное выше общение носит форму «ты - высказываний». Это такое построение фразы, когда ребенок ощущает свою неправоту, неполноценность, чувствует давление взрослого. Все это создает внутренний барьер, проявляется в раздражении, отказе делать то, что просят, в спорах. ВОПРОС : Но что же делать нам родителям? Ведь без требований и советов в воспитании не обойтись. Психологи предлагают использовать в своей повседневной речи другую форму высказываний – «я -высказывания». При таком общении, одной стороны, ребенок не чувствует давления, а взрослый может получить то, что хочет менее конфликтным способом, без негатива. Чтобы научиться «я - высказыванию» мы будем использовать схему (на доске плакат со схемой):

1. Событие - «КОГДА...» (ОПИСАНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ, ПОВЕДЕНИЯ).

2. Ваша реакция – «Я ЧУВСТВУЮ…» (ВАШИ ОЩУЩЕНИЯ ИЛИ ЭМОЦИИ В СВЯЗИ С ЭТИМ ПОВЕДЕНИЕМ).

3. Предпочтительный исход –«МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ…»(ОПИСАНИЕ ВАШЕГО ЖЕЛАНИЯ).

4. «ПОТОМУ ЧТО…» (ОБЬЯСНЕНИЕ ВАШЕГО ЖЕЛАНИЯ).

ПРИМЕР 1: взрослый узнает, что ребенок пропускает уроки.
1.взрослый описывает нежелательное поведение со слов: КОГДА ТЫ ПРОПУСКАЕШЬ УРОКИ В ШКОЛЕ …
2. Взрослый называет свои чувства в связи с этим поведением: Я ЧУВСТВУЮ БЕСПОКОЙСТВО И СЕРЖУСЬ НА ТЕБЯ.
3.взрослый говорит о своем желании: Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ТЫ ХОРОШО ЗАКОНЧИЛ ШКОЛУ .
4.взрослый объясняет своё желание: ПОТОМУ ЧТО, ПОТОМ ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫБРАТЬ ДОСТОЙНУЮ РАБОТУ.

ПРИМЕР 2: Ребёнок не убирает в своей комнате. Слова взрослого: Когда ты не убираешь в своей комнате, я чувствую раздражение и обиду. Мне бы хотелось, чтобы в комнате был порядок . Потому что ты уже достаточно взрослый и можешь следить за чистотой сам . Даётся упражнение на усвоение материала.

 

ИНСТРУКЦИЯ : У каждого из вас есть ситуации. Ознакомьтесь внимательно с содержанием «ты –сообщения » и напишите в 3-й колонке высказывание типа « я - сообщение »
ВОПРОС: Легко ли было придумывать фразы?
ВОПРОС: Скажите, что по вашему мнению, предпочитает большинство людей –говорить или слушать?
ВЫВОД: Конечно, для человека очень важно, чтобы его внимательно выслушали и поняли. Ещё великие люди прошлого заметили, что природа дала человеку 2 уха и один язык, тонко намекнув, что лучше больше слушать, чем говорить.

ВОПРОС: Как же правильно слушать? Психологи предлагают ещё один способ общения –активное слушание. Оно необходимо для того, чтобы взрослый мог сосредоточиться на чувствах ребёнка, понять его. Для освоения активного слушания его можно разбить на этапы или шаги (родителям предлагается пользоваться таблицами в памятках)

Первый очень важный этапэто расположение тела и взгляда взрослогоотношению к ребёнку. Выберите время для разговора.
Второй этап
поддержка. Здесь мы выслушиваем мнение ребёнка, его позицию. Сделать это можно при помощи приёмов: МОЛЧАНИЕ, УГУ - ПОДДАКИВАНИЕ, ЭХО (повтор последних слов собеседника), ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ («Ну и…», «Давай дальше …»).
Третий этап – уяснение
. Здесь взрослый может убедиться , что правильно понял ребёнка . Делаем это с помощью различных УТОЧНЯЮЩИХ ВОПРОСОВ («что – где – когда – почему – зачем »), приёмов ЗЕРКАЛА (повтор последней фразы с изменением порядка слов ) ,ПАРАФРАЗА (передачи чувств , содержания высказывания ребёнка другими словами).
Четвёртый этап -комментирование .Здесь мы высказываем своё мнение , можем дать совет , оценку ситуации , так как ребёнок ожидает нашей реакции. ПРИМЕР : ребёнок приходит из школы огорчённый . ВЗР.Как дела в школе ? Реб. Не пойду в эту дурацкую школу! Взр. Ты не хочешь больше идти в школу. Реб. Эта учитель английского отобрала у меня дневник! Взр. Она тебя разозлила сегодня, дневник отобрала. Реб . Она всё время ко мне цепляется . То замечания делает, то тебе обещает позвонить .Достала уже! Взр. Правильно ли я поняла, что у тебя с учителем английского бывают проблемы. Ты из-за неё не хочешь идти в школу. Реб. Да. Взр. Что ты предлагаешь? Реб. Да её не переделаешь. Буду ходить. ВЫВОД: Для чего нам нужно учиться активному слушанию ? 1). оно позволяет ослабить отрицательные переживания ребёнка 2). даёт ему возможность выговориться, а взрослому узнать всё о ситуации 3). ребёнок учится самостоятельно находить достойный выход из ситуации, продвигаться в решении своей проблемы.

Анализпредложенной ситуации с использованием техник:

« Я - высказывание»;

« Активное слушание».

Ответы родителей выслушиваются.

ЗАВЕРШЕНИЕ: Спасибо за работу. И завершая нашу встречу, хочу сказать –почему же нам так важно научится общаться, научить этому детей?! Потому что научившись эффективно общаться, ребёнок сможет дружить в детстве, в жизни, строить семейные отношения, быть успешным и счастливым.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений