Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Обучение комплексному анализу текста.

     

Учись любить учиться.

Д. С. Лихачёв.

 

Презентация

Цель: совершенствуя практические умения и навыки, рассмотреть лингвистический, риторический и стилистический аспекты текста и понять авторский замысел.

1. Что такое авторский замысел?

- Другими словами, как автор задумывает и создаёт текст, глубокий по мысли, яркий по форме и интересный для адресата.

- Автор реализует три цели: поделиться с читателем своими мыслями, сделать свою позицию эмоционально яркой и нравственно привлекательной, сделать текст адресным.

2. Адресат известен.

Это вы – ребята, которым принадлежит будущее; учащиеся гимназии №2. А вы знаете: в «Положении об образовательном учреждении» говорится, что образовательное учреждение осуществляет образовательный процесс на трёх ступенях: первая ступень – начальное образование; вторая ступень – основное общее образование; третья ступень – среднее полное общее образование.
При осуществлении образовательного процесса наша задача, задача педагогов, во-первых, дать необходимый уровень знаний по предметам; во-вторых, подготовить к успешной сдаче экзаменов; и, конечно же, подготовить к жизни, научить самостоятельно и ответственно принимать решения. Мы помогаем вам получить ОБРАЗОВАНИЕ.

- А что значит слово ОБРАЗОВАНИЕ?

- Как говорили древние: «Узнай значение слова, и половина сомнений уйдёт само собой». Существует мнение Уэнделла Филлипса (американский общественный и политический деятель, писатель – публицист), что «наилучшее образование в мире - полученное в борьбе за кусок хлеба»

- А вот как толкует значение слова ОБРАЗОВАНИЕ С. И. Ожегов. (Работа со словарём.)

- Д теперь познакомимся с точкой зрения публициста С. Кокориной.

3. Выразительное чтение текста.

(1) Образование… (2) Это слово имеет великое множество определений.
(3) Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4) Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, которые постепенно складывались в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5) Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создаётся им на протяжении его собственной жизни. (6) Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

(7) В основании надежд – образцы культуры. (8) Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, - момент освоения им культуры. (9) И этот момент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но не может быть без образа». (10) Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создаёт сам человек. (11) Образ отношений, образ предметно – материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взаимодействия с этим миром.

(12) Каков же должен быть объём тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13) Каждый решает для себя. (14) Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остаётся, когда всё выученное забывается».

(По С. Кокориной.)

4. Прежде чем начать анализировать текст, мы должны понять, для какой сферы общения он предназначен, так как каждая сфера общения диктует свои правила создания текста.

- Определите стилевую принадлежность текста и обоснуйте своё мнение, используя таблицу. (Памятка1)

Публицистический.

Во – первых, основная функция, то есть цель, с которой текст создавался - информировать, выразить своё отношение к теме и проблеме, убедить, вызвать эмоциональное отношение к проблеме.
Во – вторых, сфера общения, в которой текст уместен по теме, мысли, композиции и средствам оформления.
В – третьих, предназначен для…
В – четвёртых, языковые и стилистические особенности …

- Обратите внимание на двойную цель публицистического стиля.

- Какие особенности этого стиля продиктованы целью передать информацию? Приведите примеры из текста. (Общественная лексика________________________________________, абстрактная лексика__________________________________________________________.)

- Какие особенности этого стиля продиктованы целью воздействовать на адресата и вызвать эмоциональное отношение к информации? Приведите примеры из текста. (Приём цитирования___________________________________________________, выразительные средства языка_________________________________________________.)
Вывод: вот мы и доказали, что в данном тексте проявляются две целевые установки автора и каждая повлияла на выбор изобразительно – выразительных средств.

Памятка 1.

Краткая характеристика публицистического стиля.

  1. Цель: информировать и обязательно вызвать к высказанной мысли эмоциональное отношение (две цели).
  2. Сфера общения: идеология и политика; обсуждение общественно значимых нравственных проблем.
  3. Адресат: массовый читатель или слушатель, интересующийся указанными проблемами.
  4. Возможные жанры: журнальная и газетная статья, заметка, хроника, очерк, репортаж, фельетон, ораторское выступление…
  5. Языковые и стилистические особенности:
    • Лексические. Общественно - политическая лексика, термины науки, производства, политики, социальной сферы, абстрактная и оценочная лексика, лексика различной стилистической окраски (книжная, высокая наряду с разговорной, сниженной), устойчивые словосочетания и выражения (пословицы, поговорки, афоризмы). Обязательны выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, метафорические эпитеты и сравнения).
    • Морфологические. Активны причастия и деепричастия.
    • Синтаксические. Разная длина предложений, используются все виды предложений.Характерны риторические фигуры: антитеза, инверсия, повтор, риторические вопросы, восклицания, обращения. Часто имитируется диалог.

Памятка 2.

Как правильно определить основную мысль?

  1. Определите ключевые слова, сохраняющие и тему тезиса, и его «новое». Подчеркните их в тексте.
  2. Тезис должен быть ясным, поэтому чаще всего формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.
  3. Если в тезисе текста употребляются слова в переносном значении, то при работе их можно заменить синонимичными словами в прямом значении.

5. Второй этап нашей работы – определение типа речи, так как именно он определяет способы формирования и разворачивания основной мысли.

- Какова цель автора рассуждения? (Рассмотреть важные свойства предметов и явлений; обосновать их; аргументировать причинно-следственные взаимосвязи.)

-Какова композиционная схема текста-рассуждения? (Тезис. Доводы (суждения). Вывод.)

6. А вывод, возвращая к тезису, расширяет его смысл, формулирует проблему или идею текста. Поэтому следующий этап нашей работы – формулирование основной мысли текста.

Стараясь понять информацию, заложенную автором, мы должны определить тему (о чём?) и основную мысль (тезис), так как именно тезис определяет содержание текста (Что будет говориться? Как будет раскрываться тема?)

- А что такое основная мысль? (Идея, тезис – сжато сформулированный предмет содержания и его основной анализируемый признак).

Памятка 2.

Как правильно определить основную мысль?

  1. Определите ключевые слова, сохраняющие и тему тезиса, и его «новое». Подчеркните их в тексте.
  2. Тезис должен быть ясным, поэтому чаще всего формулируется как простое двусоставное предложение, в котором подлежащее называет тему, а сказуемое – то «новое», что по этой теме будет говориться.
  3. Если в тезисе текста употребляются слова в переносном значении, то при работе их можно заменить синонимичными словами в прямом значении.

- Сформулируйте основную мысль данного текста.

- Выполните задание: какую из предложенных пословиц вы выбрали бы в качестве эпиграфа к данному тексту?

  1. Без терпенья нет ученья.
  2. Всякое полузнанье хуже всякого незнанья.
  3. Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
  4. Наука учит только умного.

7. Однако основная мысль не только предъявляется в тексте, она развивается, углубляется, обосновывается. Используются доводы, каждый из которых представляет нам новую грань основной мысли и связан по своему содержанию с основной мыслью.

При анализе лучше формулировать в виде простых предложений, в которых подлежащее и дополнение перекликается по смыслу с темой тезиса, а сказуемое, обстоятельство и определение – с «новым».
Чтобы определить, какие доводы помогают раскрыть в тексте тезис и его новые грани, в какой части текста тезис звучит в наиболее широкой формулировке, познакомимся с дедуктивным (от общего к частному) и индуктивным (от частного к общему) ходом доказательства. (Памятка 3.)

Памятка 3.

Дедуктивная схема.

1. Тезис.

2. Доказательство (доводы, примеры).

3. Вывод.

Индуктивная схема.

  1. Формулировка проблемы.
  2. Примеры и доводы.
  3. Тезис.
  1. Примеры, доводы.
  2. Тезис.
  3. Формулировка проблемы.


- По какой же схеме, дедуктивной или индуктивной, построено рассуждение в данном тексте?
В тексте-рассуждении есть формулировка нравственной, философской или общественной проблемы, которые содержат образные и оценочные слова. Однако есть тексты, где проблема чётко не сформулирована, и тогда это делает читатель. А это уже особый авторский приём привлечения внимания. И это важно понимать, чтобы не сбивали вопросы «от противного»: «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?»


8. А мы переходим к следующему этапу работы: к построению логической схемы текста-рассуждения. Ведь освоение приёмов логического разворачивания основной мысли помогает научиться воспринимать всю информацию, видеть смысловую целостность текста и связи всех частей.

(Памятка 4.)

- Где поможет вам проведённая работа? Где пригодятся умения и навыки её выполнения?

9. Следующий этап – работа с такой характеристикой текста, как связность, и с лингвистическими средствами, которые эту связность обеспечивают.

Итак, основная мысль текста делится на смысловые фрагменты, каждый из которых по – новому раскрывает тему, то есть на микротемы, часто совпадающие с доводами и примерами к ним.
Микротемы связаны с темой и основной мыслью. Эта связь может быть цепной, параллельной или смешанной. Аналогично связаны и предложения внутри микротем.
Разнообразны и средства выражения межфразовых связей в тексте (слова однородной тематической группы, однокоренные слова, синонимы и антонимы, союзы, местоимения, набор видовременных форм глагола, вводные слова, вопросительные и неполные предложения…).
- Определите, как связаны предложения внутри данного текста. (Смешанный тип.) Докажите.

Выполните задание.

  1. Определите, как связаны 4, 5 и 6 предложения? Назовите стилистический приём, который используется как средство изобразительности. (Синтаксический параллелизм.)
  2. Среди предложений 1- 9 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и лексического повтора.(9. И этот момент…)

А чтобы определить смысловую связь между предложениями, попробуйте объединить два соседних предложения, не меняя их содержания, в одно сложное и выяснить смысловые отношения между предложениями (соединительные, противительные или разделительные; определительные или обстоятельственные; уточняющие или поясняющие).

10 . Переходим к следующему этапу анализа текста – анализу композиции: с её помощью автор доносит мысль и содержание текста, сохраняет эмоциональный интерес адресата к тексту.

- Какова общая схема текста? (Вступление. Основная часть. Заключение.)
- Каким должно быть вступление? (Лаконичным. Интересным. Энергичным.)
- Почему? Какова его цель? (Дать общие сведения о теме, наметить логику развития основной мысли, создать напряжённое ожидание и определённый эмоциональный настрой.)

- Какие приёмы использовал автор данного текста? (Именительный представления. Умолчание.)

- Какой должна быть основная часть? ( Основная часть – линейно выдержанное содержание, спокойная смена микротем; их перечисление, противопоставление (антитеза), усиление или ослабление (градация). Текст становится эстетически привлекательным. Темп развития темы может быть плавным или динамичным. )

- Как вы считаете, в данном тексте темп развития темы плавный, логически последовательный или же развивающийся «толчками»?

- Но что делает текст эмоционально привлекательным?
Включение «добавочной» информации – авторских размышлений, ассоциаций с целью подключить читателя к диалогу. (Элементы цитирования, вопросно – ответная форма изложения, обыгрывание внутренней формы слова.)

- Какова же функция заключения?
Подвести итог, перечислить проблемы (заключение – оценка сказанного), выразить мысль общего или проблемного характера (заключение – вывод), обобщить, спрогнозировать, заключение симметричное вступлению (содержится ответ на вопрос, поставленный во вступлении).

- Каково заключение в данном тексте?


11. Последний этап анализа текста – анализ изобразительно – выразительных средств, оформляющих рассуждение, украшающих текст, уточняющих мысль автора. ИВС необходимы автору, чтобы успешнее воздействовать на читателя, донести мысль и сделать её понятной, вызвать отклик адресата.

- Какие средства выразительности считаете типичными для данного текста?

12. Подведение итогов.

- А теперь самое главное: определите, в каком предложении выражена авторская позиция?

- Какова ваша позиция?

- Вы на экзамене должны показать умение сформулировать свою позицию, аргументировать её, приводя доводы и примеры – иллюстрации, с опорой на жизненный и (что самое главное) читательский опыт. Ведь ещё в 19 веке немецкий драматург, теоретик драмы Кристиан Фридрих Геббель утверждал: «Повторное чтение уже прочитанных книг – самый надёжный пробный камень образованности».
Поэтому необходимо учиться анализировать текст. Надеюсь: урок не прошёл даром. А с целью дальнейшего совершенствования практических умений и навыков предлагаю план комплексного анализа текста. Давно ещё Овидий говорил: «Уметь сохранить приобретённое не менее важно, чем приобретать».

План комплексного анализа текста.

  1. Внимательно прочтите текст (все детали важны!).
  2. Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение. Стиль речи подсказывает цель работы с текстом, этапы работы, степень эмоциональности текста и яркости авторской позиции.
  3. Определите ведущий тип речи, по законам которого создан текст, и отметьте элементы других типов речи. Тип речи помогает выстроить логическую схему текста.
  4. Определите, каково содержание текста: его тема (о чём текст?), основная мысль (что нового по теме?), нравственная проблема (что спорного в тексте?), каковы авторские аргументы, насколько они уместны в выбранной сфере общения?
    • При выявлении темы полезна работа с определением ключевых слов, с тематической цепочкой слов.
    • При выявлении основной мысли необходимо обратиться к трём сильным позициям текста (заголовок, конец вступления, начало заключения) и найти предложения, формулирующие основную мысль.
    • Чтобы найти в рассуждении доводы и примеры, помните, что доводы оформляются с помощью абстрактных и/или оценочных слов и их содержание нельзя представить в виде иллюстрации. А примеры конкретны (они либо описательны, либо повествовательны), и их содержание можно представить в виде иллюстрации.
    • Затем постройте логическую схему текста, опираясь на ведущий тип речи.
  5. Рассмотрите композицию текста. Как с помощью расположения материала автор привлекает и удерживает внимание читателя к своей мысли?
    • Дайте характеристику вступления, заключения (размер, тип, функция) и основной части.
    • Определите характер подачи мысли (индуктивный или дедуктивный).
    • Выделите микротемы в каждой композиционной части, определите их характер (сложная /простая).
    • Найдите дополнительные композиционные фрагменты (если они есть).
    • Определите темп развития темы, сделайте вывод: «Почему автор выбрал именно такой темп? Какова его роль в реализации авторской цели и авторского замысла?»
  6. Использование изобразительно - выразительных средств. Как с их помощью автор делает текст красивым, выразительным и воздействующим на адресата? Обобщите свои наблюдения.
    Рассмотрите общие (лингвистические), специализированные ИВС (тропы, фигуры) и стилистически окрашенные слова, словосочетания и предложения, соотнося их с развитием основной мысли и авторским отношением к проблеме.
  7. Определите, какую проблему автор ставит перед читателем.
  8. Обобщите свои выводы. Каков целостный авторский замысел? Он характеризуется по трём составляющим:
    • Какая авторская мысль, с какой авторской позицией и для какого адресата есть в тексте? С какой степенью эмоциональности она предъявлена? Как учтены требования сферы общения?
    • Какая проблема поднята в тексте, каковы аргументы в пользу основной мысли?
    • Каковы основные особенности композиции и средств выразительности как средств речевого воздействия не адресата?

Постройте логическую схему данного текста – рассуждения.

Памятка 3.

Дедуктивная схема.
1. Тезис.
2. Доказательство (доводы, примеры).
3. Вывод.

Индуктивная схема.

1. Формулировка проблемы.
2. Примеры и доводы.
3. Тезис.
1. Примеры, доводы.
2. Тезис.
3. Формулировка проблемы.

Памятка 4.

Логическая схема текста – рассуждения.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений