Образовательный портал города Мурманска
   
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Крупко А.М., учитель русского языка и литературы гимназии № 6 г. Мурманска

Табарчак Е.В., учитель английского языка

Интегрированный урок русского и английского языка

«Заимствованные слова»

5 класс.
Учитель: Бекташ И.Л. МОУ гимназия № 9 .


Ход урока.

-Здравствуйте, ребята!(показывает футбольный мяч) .
Что это?
-ученик: мяч
-Учитель: Какой? Для чего он предназначен?
-ученик: Для игры в футбол.
Учитель: Значит, это футбольный мяч? А как по-английски слово "футбол"?
А почему это слово по- русски и по-английски звучит одинаково?
Потому что , наверное, оно пришло из другого языка.
Итак, сегодня мы с вами и поговорим о таких словах – пришельцах. Они называются заимствованными словами.
Таким образом, тема урока – "Заимствованные слова". Мы не только познакомимся со словами-пришельцами, но и выясним
1. Почему они заимствуются
2. Как ведут себя в языке
3. Как их употреблять, произносить, писать.
-Как бы вы определили, что такое "заимствованные слова"?
Почему происходит процесс заимствования?
1. торговля (купец)
2. культура, спорт.(сцена, виолончель, сцена)
3.войны, набеги на Русь (башмак, чердак)
4. развитие науки, техники ( мускул, пульс,штурман)

Русский Язык обогащается словами из разных языков. Взгляните на таблицу. Она отражает английские заимствования. Что вы видите? Как бы вы это объяснили?

16-17 века - 52 слова
18в. - 287 слов
19в - 714 слов
20в - 1814 слов

Как ведут себя слова-иностранцы, попадая в другой язык?
Они,как и лди,должны освоиться, приспособиться к новым условиям жизни.

СЛОВА-ИНОСТРАНЦЫ ОСВАИВАЮТСЯ

ФОНЕТИЧЕСКИ ГРАММАТИЧЕСКИ ГРАФИЧЕСКИ ЛЕКСИЧЕСКИ

Попробуйте рассказать, что происходит со словами на примере англ. слова "спортсмен"
- произносится по-русски иначе: перенос ударения, чётко произносится звук"р".
-мы пишем, используя не латинские, а буквы русского алфавита.
-слово вошло в русск яз со значением "человек, занимающийся спортом",
-в русск яз слово 2 скл, изменяется по падежам, по числам, при прибавлении суффикса-к- слово обозначает лицо ж.пола-спортсменка.(в англ яз –нет).
Учитель: Скажите, пожалуйста, а вы узнаёте англ слова, которые используются в русском языке? Как? Посмотрите, какие приметы имеют слова, пришедшие из др языков:

ИЗ АНГЛИЙСКОГО   ИЗ НЕМЕЦКОГО
  В начале слова  
ДЖ-   ШТ- ШП-
  В конце слова  
-МЕН, -ИНГ   -МАН, -МЕЙСТЕР, -БУРГ

Если на конечное -ЕР в слове падает ударение, то это слово французского происхождения
(галлицизм) .Слова же с конечным безударным –ЕР -- англицизмы. На иноязычное происхождение указывают начальное А или Э, сочетания: КЕ, ХЕ, ГЕ, ПЮ, ВЮ, МЮ, БЮ,КЮ.
Определите , из какого языка пришли слова:
Штаб, митинг, спортсмен ,джин, почтмейстер, Оренбург, штраф, спиннинг, гроссмейстер, джентельмен.
Замените заимствованные слова русскими:
Антракт –(перерыв)
Алоэ – (столетник)
Чемпион – (победитель)
Эгоизм – (себялюбие)
Голкипер – (вратарь – хранитель цели)
Форвард – (нападающий)
Учитель: можно ли обойтись без заимств слов?
Я слушаю РАДИО.
В комнате работал ТЕЛЕВИЗОР.
Друзья приехали на такси.
Замените сочетания слов заимствованным: (с опорой на словарь):
Художник – конструктор работает над оформлением новогодних приглашений. (дизайнер)
Портовые грузчики разгружали пришедшее в порт судно.(докеры)
Его движение руки,сопровождающее высказывание, выражало нетерпение.(жест).
Это положение тела выражало устлость.(поза).
Что вы можете сказать – предпочтительнее употреблять русские слова или заимствованные?
Понаблюдаем далее. Уместно ли употребление заимствованных слов в следующих предложениях?
Школьники 6 класса решили организовать экскурсию. Идентичное решение приняли и семиклассники.
Итак, как вы оцениваете это языковое явление?
1. +, они обогащают нашу речь.
2. дают более точное название некоторым понятиям, предметам.
3. некоторые заимств слова понятны на всех языках :кэмпинг, телефон…
НО! Неуместное использование заимствованных слов , злоупотребление ими засоряет речь, делает её манерной.
Некоторые иноязычные слова представляют трудности в написании и произношении. Потренируемся в их употреблении. Замените заимствованными словами. Произнесите и проверьте написание.(см. раздаточный мат-л):
Подземный проход или проезд ;
Легкоатлетический пробег; больничный лист; картинка к произведению; игра с шайбой; журналист, ведущий репортаж; игра с мячом и ракеткой;
товарищ по работе; чёрточка – орфографический знак; чёрточка – пунктуационный знак; раздел науки о языке, изучающий звуки речи; широкая автомобильная дорога.
Итак, мы увидели, как вживаются в русский язык иноязычные слова.
А заимствуются ли русские слова другими языками?
1/He spent his summer holidays at his grandparents on the step in the South of Russia. It was a large area of land with grass but no trees/
2/ you can see many big and small animals in the taiga in the East of Russia, in Siberia.
3/Samovar is a large metal container used in Russia to boil water for making tea.
4/ Valenki are national Russian high boots. When the weather in winter was veri cold and snowy they put on their valenki and played outdoors making snowmen and playing snowballs.
Что вы наблюдали? С чем связаны заимствования русских слов?
(с культурой, историей, политикой. Иногда в английский язык переходят слова, которые когда-то пришли в русский язык, а теперь в нём прочно освоились и не воспринимаются как заимствованные).
А какие заимствованные слова употребляются в речи наших земляков и с какой профессией они связаны? Почему?
(камбала, штурман, докер, флот и др.)
Итак, подведём итоги. А. С. Пушкин назвал русский язык " переимчивым и общежительным". Почему?
Что происходит со словами, которые пришли в русский язык?
С чем связан процесс заимствования?
О чём нужно помнить, употребляя заимствованные слова в речи?
Какой словарь поможет правильно употреблять такие слова в речи?
Сегодня мы познакомились со словами – иноземцами. Будьте с ними дипломатичными.

Презентация к уроку

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2023
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна