Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Крупко А.М., учитель русского языка и литературы гимназии № 6 г. Мурманска

Табарчак Е.В., учитель английского языка

урок русского языка

«Употребление деепричастий в речи»

6 класс.
Учитель: Бекташ Ирина Леонидовна, МОУ гимназия № 9.

Цели:

  1. Показать преимущества употребления деепричастий в речи, изобразительные возможности деепричастий.

  2. Научить видеть ошибки, связанные с употреблением деепричастий, грамотно включать дееприч. в предложение.

  3. Анализировать дидактич материал, делать необходимые выводы.

  4. Совершенствовать навык монологического высказывания.

  5. воспитывать бережное отношение к природе.

 

Ход урока.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Ирина Леонидовна. Рада знакомству с вами и надеюсь, что это чувство станет взаимным. Сегодня нас ждут 40мин сотрудничества. Хочется, чтобы это были 40 мин взаимопонимания, взаимного интереса, полезного общения. Итак , начнём. Тема урока – "Употребление деепричастий"
- Давайте подумаем, какие вопросы мы должны поставить перед собой, чтобы научиться употреблять дееприч в речи?
(- Для чего употребляют деепричастия в речи?
- Когда уместно употреблять деепричастия?
- Как избежать ошибок при употреблении деепричастий
?)
Давайте искать ответы

Пылает небо, разбужая ветер,
Проснулся гомон птичьих голосов –
Проклинывая всё на белом свете,
Я вновь бегу в спасительность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша,
Я среди них пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но, выбравши на миг из тины зыбкой,
Болотная коричневая тварь,
Совая мне с заботливой улыбкой,
Большой Орфографический словарь.

Вы улыбаетесь? Почему?
Учитель: неправильно употреблены деепричастия. - Посмотрите на табл. Какие выводы об образовании дееприч вы можете сделать?

Что делать? – Что делая? Что сделать? – что сделав?
Лепить - лепя вылепить - вылепив
ожидать - ожидая подождать – подождав
класть - кладя положить - положив
кричать - ? крикнуть - ?
  НО: найти - найдя
  выйти - выйдя

Учитель: дееприч несов вида образуются от глаг несов. вида при помощи суф. –а, -Я, сов в.- от глаг сов в. При помощи суф –в.

Взять – взяв взяться - взявшись
Снять – сняв остановиться - остановившись
Посмотреть - ? посмотреться - посмотревшись

Невозвратные деепричастия образованы от невозвратных глаголов при помощи –в, возвратных – от возвратн гл при помощи суф –вши. Поэтому как должны выглядеть деепр в стих?
Иногда неправильно употребляются и д.о.
Попробуйте найти ошибки в предложениях и объяснить, с чем они связаны.
Любуясь морем, стало садиться солнце.
Делая скворечники и разместив их на берёзах, мы мечтали о прилёте пернатых друзей.

Подходя к лесу, мне стало холодно.

Учитель: Итак,правила таковы:

  1. Если есть деепр, то обязательно должен быть и глагол-сказуемое.Глагол и дееприч не должны обозначать действия разных лиц или предметов.
  2. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов дееприч.
  3. Деепрчастный оборот почти никогда не употребляется в безличном предложении.

(если сказуемое выражено безличным глаголом )
Выберите грамматически правильное продолжение предложения :

Возражая собеседнику,
1. я привёл свои аргументы
2. часто не учитываются законы психологии.
3. у нас возникло взаимопонимание
4. ему позвонили.

Возвратившись из поездки,
1.произошёл интересный случай.
2.мы поделились яркими впечатлениями с друзьями.
3.мне не спалось.
4.надолго запомнились интересные случаи в пути.

Прочитав новую книгу,
1.хотелось поделиться впечатлениями.
2.началась подготовка к читательской конференции.
3.я понял, как много даёт произведение талантливого писателя.
4.она была сдана в библиотеку.


.Посмотрите на человечка.
Опишите, используя деепричастия, как он идёт.
Что даёт употребление деепричастий?
(мы даём более полное представление о том, как выполняется действие)
Учитель: Но с помощью деепричастий мы можем показать не только, как совершается действие.
Перед вами текст. Какие вопросы вы можете задать к выделенным деепричастиям?


Я начал пилить отжившую берёзу, не испытывая никакой жалости. Пилил, думая, что освобождаю в саду пространство для расцветающей красоты. Пилу всё время заедало.Я измучился, всё время дёргая её. Наконец берёза затрещала, накренилась. И вдруг мучительно застонала она в предсмертной боли, уже валясь, падая, судорожно цепляясь за листву своих молодых сестёр . С пронзительным вскриком о помощи упала она на траву, ломая сучья, прощально качая ветвями.
"Я никогда не знала, что деревья, погибая, стонут, как люди", - растерянно сказала жена. (По Ю. Бондареву)

(почему?, зачем?, с какой целью?, когда?, как?, каким образом?)
Учитель: Итак, какой 1 вывод мы можем сделать?
Ученики: Дееприч поясняет не только, как выполняется действие, но и когда, зачем , почему,
Учитель: А теперь проведём лингвистический эксперимент.
1 группа учащихся из этого текста исключает все дееприч и д.о.
2 – заменяет д. и д.о глаголами.
Что получилось? Какие выводы можно сделать?
1. – текст получился куцый, в нём много недосказанного, он потерял яркость и выразительность, обкрадывается полнота представления, притупляется эмоциональность.
2. Текст стал громоздким, невыразительным, эмоционально обделённым.
Учитель: таким образом, деепричастие " дорисовывает" картину, помогают пробудить зрительные образы, сформировать чувства.
Какое впечатление на вас произвёл этот текст? Чему он учит?
Учитель: А теперь посмотрите , как могут быть использованы изобразительные возможности деепричастия в поэтической речи.
" Лодорский водопад"
Учитель: В чём особенность этого стихотв?
- состоит из 48 о.д. и 1 деепр.оборота.

Учитель: Почему стихотворение написано в виде пирамиды?
Найдите и подчеркните деепр, которые обозначают добав действ по зрительным?
впечатлениям?
-блистая
По движению? По аналогии с человеческими качествами? По слуховым впечатлениям? (Шипя, журча, ворча, шелестя, воркуя, шумя, гремя
Учитель: Какие звуки преобладают? Почему? Как называется такой приём? (звукопись, аллитерация)

Учитель: Какой художественный эффект достигается использованием такого кол-ва разнообразных дееприч?
- Картина водопада становится зримой, озвученной, образ водопада изменчив: покорный и бунтующий,дееприч позволяют полно и многогранно раскрыть образ водопада.
Исправьте сочинение ученика:

Посмотрев вокруг, ландшафт мне понравился. Особенно я обрадовался, увидевши вдали озеро. Сбежа вниз, скинув верхнюю одежду, погрузившись в прохладную воду. Заглянув в камышовые заросли, там была обнаружена лодка .Отвязав её, и , взяв вместо весла шест, я решил поплавать по мелководью.Когда я положил в лодку свой рюгзак, я оттолкнулся от берега. Когда я отплыл, я увидел, как из воды поднялись утки и шумно хлопали крыльями.


Учитель: Итак, подведём итоги.

  1. Деепичастие – важная и нужная часть речи.
    Дееприч может отвечать не только на вопросы "как?", "каким образом?", но и …..
  2. Употребление деепричастий делает нашу речь ….
  3. Но надо знать следующие правила:
    1. Деепричастный оборот в предложении не употребляется без…. Глагол и деепричастие обозначают действия одного….
    2. Если одно из деепричастий сов. вида, то и другое….
    3. В безличных предложениях , где сказуемое – безличный глагол, деепричастный оборот ….
  4. от глаголов несов. вида деепричастия образуются при помощи суффиксов…, а от глаголов сов.в.-…. (ожидая, крикнув)
  5. От невозвратных глаголов образуются невозвратные деепричастия с помощью суффикса…, а от возвратных – возвратные с помощью суффикса…
    (Взяв, Взявшись)


Учитель: Итак, сегодня мы обсуждали важную проблему – употребление деепричастий в речи. Умелое их употребление украшает нашу речь, делает её понятной, образной, лаконичной, ведь не зря они так часто употребляются в пословицах и фразеологизмах. Домашнее задание –

  1. познакомиться с употреблением дееприч в пословицах и фразеолог оборотах,
  2. Дорисуйте действия, употребив деепричастия. Расставьте знаки препинания:

Листопад завершён. Раздетый лес потемнел ……… . Лишь кое-где стоят молодые ду…ки
….. .Старые же дубы отрясли жухлую ветош… ……… раскидали ж…луди на загрубевш… землю. Того и гляди просыплется снег. Он …….ложится на землю. Природа
………..притихла на пороге погодных перемен и медлит отпускать загостивш…ся осень.


Спасибо за работу, за внимание. Все молодцы!

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений