Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

К

Урок русского и языка

«За сокровищами языка»

урок развития речи по теме
«Употребление причастий и деепричастий в речи»

Учитель:Даронда О.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 56

I. Вступление.

Слайды 1, 2, 3.
Сегодня мы отправляемся в экспедицию за сокровищами русского языка по разработанному заранее маршруту. Что же это за сокровища? (Эпиграф урока – слова К.Г. Паустовского). Да, русский язык богат, он изобилует драгоценностями. Но мало просто добыть их, надо уметь ими правильно пользоваться. Поэтому тема нашей «экспедиции» - употребление причастий и деепричастий в речи. Мы рассмотрим речевые возможности причастного и деепричастного оборотов. В ходе работы мы будем решать следующие задачи:

  • Закрепить навыки пунктуационного оформления причастных и деепричастных оборотов.

  • Совершенствовать умение правильно употреблять причастия и деепричастия.

  • Определить роль причастий и деепричастий в художественном тексте.

II. Разминка.

Конечно, в вашей коллекции уже есть некоторые минералы, которые вы добыли ранее. Давайте вспомним то, что вам известно о причастии и деепричастии.
Работа с тестом и самопроверка (слайд 5)

III. Основная часть урока.

Итак, взяв с собой инструменты, мы отправляемся в путь. У каждого из вас есть свой экспедиционный лист (подписать).
И первый этап нашей экспедиции - «Пунктуационный рудник». В нём встречаются вкрапления запятых, и нам нужно найти те места, где есть запятые. Итак, мы вспоминаем правила обособления причастного и деепричастного оборотов, т. е. развиваем грамотность письменной речи.
Давайте вспомним, от чего зависит постановка запятых в предложениях с причастным оборотом.

Работа с таблицей из электронного учебника
и самостоятельная работа с предложениями 1, 2 в рабочих листах

Теперь выясняем, чем отличается пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом (или одиночным деепричастием). По аналогии с предыдущими рассмотрите 3-е предложение, самостоятельно составьте схемы, учитывая местоположение деепричастного оборота (одиночного деепричастия) по отношению к глаголу.
Работа с предложением 3 в рабочих листах,
Работа у доски (составление схем),
проверка – слайд 6

Итак, подведём итоги наших изысканий.

– В чём заключаются различия в постановке запятых в предложениях с причастным и деепричастным оборотами?



Прежде чем перейти к следующему этапу экспедиции, я хочу прочитать вам отрывок из воспоминаний русского писателя Д.В. Григоровича: «Он [Достоевский], по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, – раздражённо заговорил вдруг Достоевский, – совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам…Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» Замечание это – помню очень хорошо – было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным приёмом».
– Как вы понимаете фразу «дорисовывает движение» и о какой глагольной форме так сказал писатель?
Когда мы с вами хотим с помощью деепричастия «дорисовать» действие, выраженное глаголом, мы должны помнить о коварстве деепричастного оборота. И впереди нас ждёт непростой «Грамматический перевал». Чтобы успешно его преодолеть, давайте подготовимся и выполним зарядку для глаз, чтобы они были зоркими.

Выполнение зарядки для глаз

А теперь давайте посетим электронный урок «Деепричастие в речи», материал этого урока подготовит нас к выполнению задания на маршруте.
Просмотр электронного урока

Итак, преодолеваем «Грамматический перевал». Работа, которую вы сейчас будете выполнять, готовит вас уже сейчас к экзамену в форме тестирования, когда вы выбираете правильный вариант ответа из нескольких предложенных. Запишите на экспедиционных листах в свободных строках правильный вариант ответа.
Слайды 8, 9, 10, 11 и проверка – слайд 12

Подведём итоги этого этапа.

– Что необходимо учитывать, чтобы правильно употребить деепричастный оборот в предложении?


Если деепричастие «дорисовывает» действие, то причастие, по словам М.В. Ломоносова, «заключает в себе имени и глагола силу». Это свойство причастий широко используется в письменной речи, особенно в произведениях художественной литературы. В обычной разговорной речи причастия редки. Об этом писал ещё А.С.Пушкин: «Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет; который метёт и пр., – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. Вы обычно используете причастия в ваших творческих работах, то есть тогда, когда каждый из вас становится немножко писателем.
Итак, главный этап нашей экспедиции – «Художественное месторождение». Почему оно так называется? Давайте посмотрим на два текста. Один из них – это отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». А другой – это тот же текст, но без причастий. Чем они отличаются друг от друга?
Слайды 14, 15
Конечно, Тургенев – мастер слова, и его текст не становится бедным и невзрачным, но причастия делают текст необыкновенно красочным, ярким, предметы приобретают выпуклость, неповторимость.

А теперь попробуйте сами добыть алмазы в нашем «Художественном месторождении».
Выполнение творческого задания по данному алгоритму
(восстановление художественного текста), проверка,
соотнесение с авторским текстом (слайд 17)

IV. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.

Слайды 18, 19, 20, 21

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений