...
/ Русский
язык /
Методическая
копилка /
К
Урок русского и языка
«За сокровищами языка»
урок развития речи по теме
«Употребление причастий и деепричастий в речи»
Учитель:Даронда О.В., учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ № 56
I. Вступление.
Слайды 1, 2, 3.
Сегодня мы отправляемся в экспедицию за сокровищами русского
языка по разработанному заранее маршруту. Что же это за сокровища?
(Эпиграф урока – слова К.Г. Паустовского). Да, русский
язык богат, он изобилует драгоценностями. Но мало просто добыть
их, надо уметь ими правильно пользоваться. Поэтому тема нашей
«экспедиции» - употребление причастий и деепричастий в речи.
Мы рассмотрим речевые возможности причастного и деепричастного
оборотов. В ходе работы мы будем решать следующие задачи:
-
Закрепить навыки пунктуационного оформления причастных
и деепричастных оборотов.
-
Совершенствовать умение правильно употреблять причастия
и деепричастия.
-
Определить роль причастий и деепричастий в художественном
тексте.
II. Разминка.
Конечно, в вашей коллекции уже есть некоторые минералы, которые
вы добыли ранее. Давайте вспомним то, что вам известно о причастии
и деепричастии.
Работа с тестом и самопроверка (слайд
5)
III. Основная часть урока.
Итак, взяв с собой инструменты, мы отправляемся в путь. У
каждого из вас есть свой экспедиционный лист (подписать).
И первый этап нашей экспедиции - «Пунктуационный рудник». В
нём встречаются вкрапления запятых, и нам нужно найти те места,
где есть запятые. Итак, мы вспоминаем правила обособления причастного
и деепричастного оборотов, т. е. развиваем грамотность письменной
речи.
Давайте вспомним, от чего зависит постановка запятых в предложениях
с причастным оборотом.
Работа с таблицей из электронного учебника
и самостоятельная работа с предложениями 1, 2 в рабочих листах
Теперь выясняем, чем отличается пунктуация в предложениях
с деепричастным оборотом (или одиночным деепричастием).
По аналогии с предыдущими рассмотрите 3-е предложение, самостоятельно
составьте схемы, учитывая местоположение деепричастного оборота
(одиночного деепричастия) по отношению к глаголу.
Работа с предложением 3 в рабочих листах,
Работа у доски (составление схем),
проверка – слайд 6
Итак, подведём итоги наших изысканий.
– В чём заключаются различия в постановке запятых в предложениях
с причастным и деепричастным оборотами?
Прежде чем перейти к следующему этапу экспедиции, я хочу прочитать
вам отрывок из воспоминаний русского писателя Д.В. Григоровича:
«Он [Достоевский], по-видимому, остался доволен моим
очерком, ему не понравилось только одно выражение… У меня было
написано так: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из
окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не
то, не то, – раздражённо заговорил вдруг Достоевский, – совсем
не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам…Надо
было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…»
Замечание это – помню очень хорошо – было для меня целым откровением.
Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее,
дорисовывает движение… Этих двух слов было для меня довольно,
чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным
приёмом».
– Как вы понимаете фразу «дорисовывает движение» и о какой глагольной
форме так сказал писатель?
Когда мы с вами хотим с помощью деепричастия «дорисовать» действие,
выраженное глаголом, мы должны помнить о коварстве деепричастного
оборота. И впереди нас ждёт непростой «Грамматический
перевал». Чтобы успешно его преодолеть, давайте подготовимся
и выполним зарядку для глаз, чтобы они были зоркими.
Выполнение зарядки для глаз
А теперь давайте посетим электронный урок «Деепричастие в речи»,
материал этого урока подготовит нас к выполнению задания на
маршруте.
Просмотр электронного урока
Итак, преодолеваем «Грамматический перевал». Работа, которую
вы сейчас будете выполнять, готовит вас уже сейчас к экзамену
в форме тестирования, когда вы выбираете правильный вариант
ответа из нескольких предложенных. Запишите на экспедиционных
листах в свободных строках правильный вариант ответа.
Слайды 8, 9, 10, 11 и проверка
– слайд 12
Подведём итоги этого этапа.
– Что необходимо учитывать, чтобы правильно употребить деепричастный
оборот в предложении?
Если деепричастие «дорисовывает» действие, то причастие, по
словам М.В. Ломоносова, «заключает в себе имени и глагола силу».
Это свойство причастий широко используется в письменной речи,
особенно в произведениях художественной литературы. В обычной
разговорной речи причастия редки. Об этом писал ещё А.С.Пушкин:
«Причастия … обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим:
карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим:
которая скачет; который метёт и пр., – заменяя выразительную
краткость причастия вялым оборотом. Вы обычно используете причастия
в ваших творческих работах, то есть тогда, когда каждый из вас
становится немножко писателем.
Итак, главный этап нашей экспедиции – «Художественное
месторождение». Почему оно так называется? Давайте
посмотрим на два текста. Один из них – это отрывок из рассказа
И.С. Тургенева «Бежин луг». А другой – это тот же текст, но
без причастий. Чем они отличаются друг от друга?
Слайды 14, 15
Конечно, Тургенев – мастер слова, и его текст не становится
бедным и невзрачным, но причастия делают текст необыкновенно
красочным, ярким, предметы приобретают выпуклость, неповторимость.
А теперь попробуйте сами добыть алмазы в нашем «Художественном
месторождении».
Выполнение творческого задания по данному алгоритму
(восстановление художественного текста), проверка,
соотнесение с авторским текстом (слайд 17)
IV. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание.
Слайды 18, 19, 20, 21
|