Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

 

Дьяченко Марина Витальевна, учитель русского языка и литературы гимназии №10 города Мурманска

Конспект урока в 5 классе по УМК С.И.Львовой

Орфография. Правописание слов с ъ и ь
Употребление Ь и Ъ знаков в словах

Писать безграмотно- значит посягать на время людей,
к которым мы адресуемся.
Л.В.Щерба

Цели урока:

1. Учебные:
а) повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ъ и Ь знаков;
б) формировать способность дифференцировать условия употребления Ъ и Ь знаков.

2. Развивающие:
а) видеть отличие употребления Ъ и Ь знаков в словах;
б) уметь применять знания теоретического материала в письменной речи.

3. Воспитательные:
а) воспитывать стремление к грамотной речи;
б) воспитывать гордость за свой язык и его неповторимость.

Оборудование:

1. Компьютерная презентация
2. Интерактивная доска, проектор
3. Тексты для индивидуальной и парной работы
4. Рисунки учащихся с изображением Ъ и Ь

Виды деятельности на уроке:

1. Эвристическая беседа
2. Сообщение учащегося (с элементом исследования)
3. Представление компьютерной презентации
4. Работа учащихся с интерактивной доской
5. Индивидуальная и парная работа на местах
6. Дифференцированное домашнее задание
7. «Творческая мастерская» (стихотворения ребят о Ъ и Ь)
8. Работа с учебником

Ход урока

1. Работа с эпиграфом

Сегодняшнее занятие я хочу начать с высказывания Льва Владимировича Щербы
(Учитель читает эпиграф, помещённый на втором слайде презентации).

Как вы понимаете смысл сказанного?
(Безграмотная речь мешает общению, пониманию сообщаемого).

А что значит грамотно писать?
Какой раздел лингвистики отвечает за правописание слов в русском языке?
(Орфография)

А что изучает графика?
(Оформление звуков речи буквами)

Эти разделы тесно связаны между собой. Почему?
(Письменную речь мы оформляем буквами, соблюдая при этом орфографические нормы).

Сегодняшний урок в очередной раз послужит подтверждением этому.

2. Учитель говорит тему урока (открывается первый слайд).

В рабочих тетрадях записывается дата, тема урока.

Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(О правописании Ъ и Ь знаков, условиях выбора употребления их в словах).

Какие цели стоят перед нами?
(Открывается слайд №3, учитель читает и комментирует цели урока).

Для достижения этих целей нам необходимо решить несколько задач.
(Открывается слайд №4).

3. Работа с компьютерной презентацией (интерактивной доской)

Русский язык- это сокровищница, бездна неизведанных тайн. Чтобы чуть-чуть приоткрыть одну из них, мы начнём разговор со страницы истории…
(Ученик озвучивает результаты своей небольшой исследовательской работы: знакомит ребят с историей создания русского алфавита и ролью Ъ и Ь знаков в славянской азбуке, делает выводы об употреблении этих букв в старославянских словах).

(Открываются поочерёдно слайды с 5 по 8).

4. Практическая работа (индивидуальная работа на местах и у интерактивной доски)

Буквы Ъ и Ь живут в русском алфавите, они не обозначают звуков, но выполняют на письме очень важную роль (Слайд №9)

На слайде помещено несколько слов. Что объединяет эти слова с точки зрения написания?
(Во всех есть Ъ)

Запишите эти слова в тетрадь и выполните морфемный разбор.
(Один учащийся выполняет работу на интерактивной доске).

Внимательно посмотрите на морфемный разбор этих слов.
Сделайте вывод о том, какую роль выполняет Ъ и когда он употребляется.
(Выполняет разделительную роль. Употребляется после приставок на согласную букву, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).

На закрепление вывода даётся небольшое задание (Слайд №10 «Лишнее слово»)

Из трёх слов с пропущенной орфограммой найдите лишнее.
(Слово «сэкономить», перед гласной Э не пишется Ъ)

Вспомните, кроме функции разделения есть ещё какая-нибудь у Ъ?
(Нет)

5. Работа с учебником

У мягкого знака работы больше. Почему?
Поможет вам ответить на этот вопрос материал учебника на странице 86 параграфа 16.
Внимательно прочитайте текст параграфа и сделайте вывод о том, какую роль в словах может выполнять Ь. Подтверждайте свои выводы примерами.
(Обобщая материал учебника, ребята делают вывод, что Ь выполняет в словах 3-и функции: показывает мягкость согласного, указывает на грамматические признаки и формы, разделяет гласный и согласный)

6. Практическая работа

Чтобы проверить усвоение материала учебника, я предлагаю вам сделать следующее задание.
(Открывается слайд №11, раздаточный материал с предложениями и сводной таблицей лежит на парте у каждого ученика. Эта работа может быть в парах или индивидуальная с взаимопроверкой. Варианты правильных ответов отображаются на слайде №12).

В представленных предложениях необходимо найти слова с Ь и распределить их в таблице по трём колонкам (в зависимости от выполняемой функции).

Сформулируйте правило употребления разделительного Ь, пользуясь словами-примерами из третьей колонки таблицы.

Что объединяет разделительные Ъ и Ь в разделе «Фонетика»?
(Они не обозначают звуков и указывают на спрятавшийся звук Й перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И).

7. Динамическая пауза

Закройте глаза, представьте самого близкого и дорогого вам человека. Улыбнитесь ему, вложив в свою улыбку всю любовь и нежность. Откройте глаза. А теперь повернитесь друг к другу лицом, пожмите левую руку, правую: «Как хорошо мы поработали! Поздравляю!»

8. Слуховой диктант (Заранее дети приготовили карточки с Ъ и Ь)

Давайте проверим вашу память и умение определять условия выбора разделительных Ъ и Ь.
(Учитель диктует слова: въехал, съёжился, келья, объяснить, барьер, морж, скучно.
Ребята поднимают необходимую карточку. Ошибившийся комментирует свой выбор).

9. Подведение итогов урока

Очень часто мы допускаем ошибки в словах с разделительными Ъ и Ь.
От чего зависит условие их выбора? Что необходимо видеть в слове?
(Морфему!)

Давайте обобщим материал сегодняшнего урока и ещё раз сделаем выводы об употреблении Ъ и Ь знаков в словах.
(Ребята делают выводы, открываются слайды №13,14)

10. Дифференцированное домашнее задание

I. Подобрать 12 слов для словарного диктанта на правописание Ъ и Ь,
записать в рабочую тетрадь с обозначением орфограммы.
II. Написать сочинение-миниатюру, объяснив смысл пословицы «Грамоте учиться- всегда пригодится».
III. Выполнить упражнение №250 с.94 из учебника.

11. «Творческая мастерская»

Закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением о Ъ и Ь знаке.
(Ученик читает стихотворение собственного сочинения).

В стране Русский Язык,
В городе Алфавите
Живут два брата-двойняшки,
Носят одинаковые рубашки.
У одного хохолок на голове,
А другой лысый вообще.
Хоть они друг на друга похожи,
Их характеры совершенно не схожи.
Младший брат весельчак и добряк.
И зовётся он Мягкий Знак.
Он ласков и добродушен.
И всегда во всём послушен!
Старший брат строг и суров,
Не говорит много слов.
И во всех он делах упёртый!
И зовётся он Знаком Твёрдым.
Но живут вместе братья дружно,
Не встают в те слова, где ненужно!
Чётко правила соблюдают
И друг другу в делах не мешают.
Если ты эти правила будешь знать,
То учёба пойдёт на «пять»!

(Каменева Анна, ученица 5 класса Б)

Примечания к уроку

Для контроля знаний можно предложить ребятам выполнить тест по повторенному и обобщённому материалу по теме «Употребление Ъ и Ь знаков в словах».

Эта работа выполняется с использованием интерактивной доски и раздаточным материалом.

Тесты выполняются индивидуально, с самопроверкой. (Открывая слайд №17, ученику предлагаем проверить свою работу. Слайд №18 помогает ребятам объективно оценить свои знания).

При недостатке времени выполнение этого теста можно перенести на следующий урок
В качестве повторения пройденного материала.

Тезисы

Как сделать современный урок более продуктивным и интересным? Этот вопрос волнует многих педагогов.

Использование интерактивной доски открывает большие перспективы перед учителем и учеником. Уроки проходят более интересно, насыщенно и полно. Учащиеся учатся применять современные технологии в реальной жизни. Интерактивная доска не может полностью заменить традиционный урок, она лишь служит гармоничным дополнением к нему.

С помощью интерактивных досок повышается эффективность подачи материала. Такая работа позволяет использовать различные стили обучения, учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, составлять схемы, делать ссылки.

Интерактивные доски помогают ученикам работать сообща, придумывать и обсуждать новые идеи, корректировать и дополнять задания (многие дети лучше воспринимают визуальный материал).

Применение современных технологий помогает учителю в интересной форме преподнести учебный материал, что ведёт к повышению качества знаний. Дети могут работать с доской в небольших группах, создавая презентации. В таком случае происходит сотворчество учителя и учеников, повышается уровень исследовательской работы ребят.

Применение интерактивных досок сулит немалые выгоды, но требует смены методических подходов в преподавании.

Презентация и коспект урока (Скачать архив)

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений