Образовательный портал города Мурманска
   
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Автор: Федотова Евгения Ивановна
Образовательное учреждение: МОУ СОШ № 52
Форма: внеклассное мероприятие
Тема мероприятия:
«Преданья старины глубокой»
  Класс: 8

ИГРА
«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»

Цель игры: повторить материал по теме «Фольклор»; проверить умение определять жанры фольклора, знание литературоведческих терминов; привить любовь к родной речи.
Оборудование: выставка книг , картина Н.Морозова «Песня», фрагмент видеозаписи поморской песни.
Ход игры. (Учитель сообщает тему, цель, этапы игры: разминка, 6 геймов.)
 

Разминка.

 

Слово учителя.

 

- Разминка, которую мы проведём перед геймами, напомнит нам значение фольклора в жизни.

У нас две команды. Каждая команда получает по одному вопросу.

1. Вставьте слово, подходящее по смыслу. Слова принадлежат фольклористу, профессору Соколову Ю.М. (цитата записана на доске).
«... - это отзвук прошлого и вместе с тем громкий голос настоящего». (Фольклор)

2. Кому принадлежат эти слова?
«Слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».
(А.С.Пушкин)

Слово учителя.
«Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите краткости здоровой силы, которая создаёт образ двумя - тремя словами».
Это слова М. Горького.
(Разминка помогла настроиться на игру «Счастливый случай» «Преданья старины глубокой».)

1-й гейм «Дальше, дальше, дальше»...

Слово учителя.

- Ваша задача: за 1 минуту дать максимальное количество ответов. Если вопрос вызывает затруднение, то необходимо сказать «дальше» (по 8 вопросов каждой команде).

1. Что в переводе с английского обозначает слово «фольклор»? (Народная мудрость, народное творчество)

2. Кто первый употребил термин «фольклор» в одной из своих статей, после чего этот термин поддержали в других странах? (Английский историк Вильям Томсон)

3. Как называется наука, изучающая фольклор? (Фольклористика)

4. Каково значение слова «скоморох»? (Народный артист)

5. Кто является автором словаря «Живая речь Кольских поморов»? (Меркурьев И.С.)

6. Главный былинный богатырь, любимец народа. (Илья Муромец)

7. Как называется исполнение песни без сопровождения музыкального инструмента? (Акапелла)

8. Определить жанр выражения «Не мало ли вас, не надо ли нас»? (Присловье)

9. Символом чего в фольклоре является мутная вода, холод? (Символом печали, тоски)

10. Символом чего в фольклоре являются образы свежего цветка, травки, весёлой молодой берёзки? (Символом счастья)

11. Какова роль загадки в древности? (Испытание мудрости человека)

12. Жители каких селений Кольского полуострова чаще других пользовались рукописными книгами? (Умба, Варзуга)

13. Укажите название рубахи, которую носила поморская девушка целую неделю перед венцом. (Убивальница)

14. Как называют учёного, специалиста в области народного творчества? (Фольклорист)

15. Героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях. Укажите этот жанр. (Былина)

16. Коротенькая, четырёхстрочная (реже - шестистрочная) песня. Укажите жанр. (Частушка)

2-й гейм «Я в коробочке лежу».

Слово учителя.

Я в коробочке лежу,
Своей очереди жду.
Счастливый случай, подвернись,
На глаза мне попадись!
(Учащиеся поочерёдно вытаскивают номера вопросов. Отвечают. Команде, вытащившей подкову «Счастливый случай», засчитывается 3 балла.)

1. Одинаково или по-разному понимают термин «фольклор» в разных странах? Докажите.
(По-разному. Западноевропейские и американские учёные фольклором называютвсе виды народного искусства. В России фольклором называют словесное искусство народа. Если речь идёт о музыкальном творчестве, о народной музыке, то так и говорят: музыкальный фольклор.)

2. Назовите жанры русского фольклора. Не менее 10.
(Сказка, былина, бывальщина, песня, загадка, пословица, поговорка, частушка, байка - колыбельная, скороговорка, легенда, прибаутка, заговор, дразнилка, считалка.)

3. Отгадайте 3 поморские загадки.
а) Еду - еду - следу нету.
Режу - режу - крови нет. (Лодка)
б) Утка в море,
Хвост на угоре. (Ковш)
в) Четыре четырки да две растопырки,
Один верток да два прутышка. (Кот: 4 ноги, 2 уха, хвост, пара усов)

4. Каково значение литературоведческого термина «песня»? Назовите группы песен.
(Песня - небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.)
а) исторические;
б) лирические: любовные, ямщицкие, разбойничьи, рекрутские, обрядовые и т. д.)

5. Какую картину воссоздаёт поморская песня? (Просмотр фрагмента видеозаписи).
(Девушка ждёт своего парня с моря, она плачет, грустит, а когда увидела судно в море, радуется.)
6. Определите жанр произведения, исполнительницей которого была сказительница Марфа Крюкова.
Как подуют - то ветры буйные,
Растревожится тогда да море Белое,
Никуда от шуму морского да не уйдёшь никак.
На круты горы зайдёшь - да всё слыхать его,
За тобой море гнается да настигает тебя...
(Былина.)

7. Вставьте слово, подходящее по смыслу.
А какие ... пели! Говорят, когда, бывало, жёнки ... заведут - мужики работать бросают: слушать хочется ..., они здесь были особые - долгие, как тундра, и широкие, как душа. (Песня.)
8. Название какого жанра пропущено в тексте?
Много чудесных ... ходит об этой женщине (о Татьяне Ивановне Куковеровой, жительнице Поноя). Она безвозмездно лечила и лопарей, и поморов, возглавляла
рыбацкие промысловые артели. Лопари называли её «царицей». (Легенда.)

9. О каком жанре идёт речь?
Здесь может рассказываться как о всякой нечистой силе, неправдоподобных происшествиях, так и об исторических событиях. (Бывальщина.)

10. Укажите жанр.
Чудак - покойник: умер во вторник, стали гроб тесать, а он вскочил, да и ну плясать. (Прибаутка.)

11. Что необходимо, чтобы стать хорошим сказителем?
(Надо иметь хорошую память, хорошее знание текстов и напевов, умение художественно передавать их, обладать даром импровизации.)

12. Когда началось научное собирание и изучение фольклора? (30-е годы 19-го века.)

13. «Счастливый случай». (Подкова.)

3-й гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу по 1-му вопросу.

4-й гейм «Тёмная лошадка».

Слово учителя.

- Попробуйте угадать, кто проведет этот гейм. Вторая часть слова места работы «Тёмной лошадки» в переводе с греческого означает «хранилище». (Библиотекарь, библио - книга, тека – хранилище.)
(Библиотекарь знакомит учащихся с выставкой книг, задаёт вопросы)

1. Как относились к народному творчеству во времена правления царя Алексея Михайловича?
(В это время борьба властей и церкви с народным творчеством усилилась. За исполнение народных песен и сказок наказывали, высылали из городов.)

2. Укажите эпитеты в песне «Охота на тюленей».
Сила земна,
Сила водяна,
Земна толщина,
Морска глубина.
Зверь идёт,
Зверя ведёт!
Стрела калёна,
Тетива шелкова,
Зверь идёт,
Зверя ведёт!

5-й гейм «Мы очень любим сочинять»...

Мы очень любим сочинять,
Творить, мечтать, придумывать.
Судьбу фольклора нам решать,
Работу эту продолжать!

Командам дано задание: подготовить ответ на вопрос: будет ли жить фольклор в 21 м веке?

6-й гейм «Гонка за лидером».

Каждая команда получает по 3 вопроса.

  1. Художник, написавший картину «Песня». (Николай Морозов.)
  2. Какой новгородский писатель прошёл пешком по всем сёлам Терского берега, чтобы услышать, как звучит чистая новгородская речь 13-го - 15-го веков? Он является автором исторических романов: «Ветер времени», Святая Русь», «Отречение». (Дмитрий Балашов.)
  3. Творчество каких поэтов питала поэзия частушек? (С. Есенин, М. Исаковский, А. Твардовский, Д. Бедный.)
  4. Наши - то поморы стеной стояли,
    Родину свою хранили,
    Врага на Белое море не пущали,
    Да и Москву сберегли.
    О какой войне идёт речь в рекрутской песне?
    (Война 1812-го года. В ней участвовал полк, сформированный из северян.)
  5. Где исполнялись плачи и причитания?
    (Свадьба, проводы рекрутов на царскую службу, похороны.)
  6. Отгадайте поморские загадки.
    а) 50 поросят в один голос голосят. (Печка в бане «каменка»)
    б) Мать толста, дочь красна,
    Отец горбоватый, сын кудреватый. (Печь, огонь, кочерга, дым.)

Жюри подводит итоги игры

Слово учителя.

- Пусть не станете вы фольклористами, но любовь к родной речи, к родным песням и преданиям пронесите через всю жизнь. На протяжении всей русской истории фольклор был национальным сокровищем, и это сокровище мы должны знать, беречь и любить с юных лет

Литература:
  1. Меркурьев И.С. Так говорят Кольские поморы. - Мурманск, 1995 г., 91с.
  2. Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. Храни огонь родного очага. – Мурманск, 1993 г., 118 с.
  3. Пантелеева Л. Т. С любовью к родному краю. – Мурманск, 1988 г., 120 с.
  4. Парфенцева Ю. А. Чудеса Заполярья. – Мурманск, 2001 г., 64 с.
  5. Криничная Н. А. Предания Русского Севера. – Санкт-Петербург, «Наука», 1991 г., 326 с.
  6. Федоров В. Летящие к Северу. – Москва, 1979 г., 179 с.



Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2023
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна