Образовательный портал города Мурманска
   
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

«Реализация системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку по программе С.И. Львовой»


Программа С.И. Львовой реализует системно-деятельностный подход в обучении родному языку, что предполагает единство процессов совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Системно - деятельностный подход в обучении определяет и оригинальную структуру данной программы: в ней не только представлена система понятий, подлежащих изучению, но выделена информация об особенностях употребления в речи языковых единиц. В ней предусмотрены не только описательно-классификационнная характеристика системы языка, но и указания на особенности употребления в письменной и устной речи названных в программе языковых единиц, что является определяющим условием совершенствования речевой деятельности. Перечислены также основные умения и навыки, формирующиеся в процессе обучения, даны указания на особенность применения полученных знаний в учебной и практической деятельности, а также определено содержание работы, обеспечивающей целенаправленное совершенствование речевой деятельности. В связи с этим все учебные единицы представлены в программе в виде такой таблицы:

Основные сведения о языке и речи Употребление языковых единиц в речи, применение полученных знания в учебной и практической деятельности, совершенствование речевой деятельности

Мастер-класс

Тема мастер-класса: «Системно-деятельностный подход при комплексном анализе исходного текста. Стихотворение И.С.Тургенева « Голуби».

Понять содержание текста - главная и одновременно сложная задача, стоящая теперь перед современным школьником.

Без специального анализа ученику чаще всего остается непонятным содержание художественного текста. Такой анализ особенно необходим перед литературоведческим разбором, чтобы избежать произвольной трактовки произведения, близкой читателю, но далекой часто от замысла автора.

Система заданий по учебнику « Русский язык. 6 кл.» С.И.Львовой предусматривает последовательное и систематическое изучение средств художественной выразительности. Благодаря этому расширяется лингвистический кругозор учащихся, растет речевая культура школьников.

Система упражнений.

Упражнение 8.

А) Язык и литература. Используя учебник-хрестоматию по литературе, попробуйте назвать некоторые особенности языка художественной литературы. Установите, какие языковые средства применяют авторы для того, чтобы передать свои мысли и чувства.

Б) Прочитайте несколько предложений из книги
К.Г.Паустовского « Мещерская сторона».
Найдите сравнения. Каким способом они созданы?
Для чего служат сравнения в произведениях?

Самая простая примета- это дым костра. То он подымается столбом к небу, спокойно струится вверх, выше самых высоких ив, то стелется туманом по траве , то мечется вокруг огня. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы. А вечером блеснет, наконец, озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце и травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки.

Упражнение 12.

А) Устное высказывание. Продолжите текст упр.11. Пофантазируйте, что еще может привлечь внимание инопланетян на Земле. Какие выразительные языковые средства вы будете использовать в своем устном высказывании?

Б) Сочинение-миниатюра. Пофантазируйте, что смогут увидеть пришельцы из Космоса, если они приблизятся к нашей планете. С помощью сравнений передайте неповторимые свойства описываемого предмета.
Слова для справок: горы, луга, леса, степи, пустыни, реки, озера, города, поселки и др.

Упражнение 20.

1.Выразительно прочитайте стихотворные строки. Какая картина рисуется в вашем воображении?

Уж небо ос…нью дышало,
Уж реже солнышко бл…стало,
К…роче ст…новился день,
Л…сов т…инственная сень
С п…чальным шумом
обн…жалась…

(А.Пушкин)

2. Спишите, обозначая корни в словах с пропущенными буквами. Какие виды орфограмм в корне встретились вам в этом тексте?

3. Объясните лексическое значение выделенного слова. Проверьте свой ответ по толковому словарику.
4. Докажите, что текст насыщен свистящими и шипящими звуками. Что они помогают « услышать»? Как называется такой прием?

Домашнее задание.

Подобрать русские пословицы и поговорки, построенные на аллитерации (лат. повторение буквы). Раскройте смысл одной из пословиц.
Например: Тише едешь, дальше будешь.

Упражнение26.

1. Картина «Лесной пожар» написана русским художником Алексеем Кузьмичом Денисовым-Уральским (1864-1926) , который большую часть жизни провел на Урале. Он искренне любил свою землю и много сделал для прославления величественной природы родного края. Неслучайно первая выставка художника называлась «Урал в живописи». На ней впервые полно и обстоятельно был представлен его родной край.
Рассмотрите репродукцию самой известной картины художника. Какие чувства, по-вашему, хотел передать живописец? Какие художественные средства он использовал для этого? Попробуйте записать эпитеты к слову ОГОНЬ. При выполнении задания обращайтесь к словарику эпитетов.

2. На основе картины придумайте и запишите словосочетания с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы.
Г…реть, возг…ранние, угарный, выг…реть, разг…раться, сг…реть, гарь, обг…релый, г…рение, г…рнило, возг…реться.
Оз…ренный, оз…риться, з…ревой. Пож…гать, выж…гать, сж…гающий, сжечь, кто-то поджег, совершить поджог.

Упражнение37.

1. Распределите по группам слова с пропущенными буквами:

    1. корни с безударными проверяемыми гласными;
    2. корни с чередующимися гласными;
    3. корни с о-е(е) после шипящих.

В…черня з…ря дог…рала. В воздухе начали сгущаться х…лодные тени. В небе заг…релись первые звездочки. На опушке, где разр…слись кусты. Защ…лкал соловей. Я р…шил в…рнуться домой. Быстрыми шагами я прошел пл…щадку кустов. У ног моих т…нулась узкая д…лина, а дальше крутой ст…ной возвышался частый лес. Я стал спускаться с холма. Высокая трава к…салась моих к…лен. Слышался какой-то ш…рох. Л…тучие мыши носились над моей головой. Я скорее выбрался на другую стор…ну и пошел по полю м…жой.
(По И. Тургеневу)


2. Выразительно прочитайте текст и озаглавьте его. Какое настроение он передает?

3. Какие лексические средства помогают автору передать стремительное наступление ночи.

Упражнение38.

1. Выразительно прочитайте текст. Какое состояние природы в нем описывается?

На востоке появляется звезда. Незаметная сначала, она разгорается все ярче и ярче, небо под нею начинает сереть.
В нарастающем свете звезда пригасает, становится слабее, пока не исчезает совсем. Из моря выглядывает красная краюшка, быстро растет, поднимается, превращается в раскаленный шар. От него к причалу змеится, бежит огненная дорожка, разбивается о сваи, распластывается на песке.

(Н.Дубов)

2. Подберите как можно больше эпитетов к слову ЗАРЯ. Выполняя задание , пользуйтесь словариком эпитетов.

Организуем наблюдение над художественными особенностями текста, предложив ребятам подумать над вопросами:

    1. Глаголы в форме какого времени использованы в тексте? С какой целью автор использует глаголы в настоящем времени?
    2. К какому стилю относится текст?

Связать знания о средствах выразительности с содержательно-композиционной стороной произведения помогает комплексный анализ текста. Он позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания, но и через анализ предложенного текста, выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы « работают» над передачей содержания текста, его смысла.
Ребята учатся использовать средства художественной выразительности при создании собственных текстов ( устных или письменных), адекватных заданной речевой ситуации.

Ход мастер-класса.

1. Чтение стихотворения учителем.

Стихотворение И.С.Тургенева « Голуби».

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило — горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! — думалось мне, — сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел — всё прямо, прямо... и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...

Но под навесом крыши, на самом кра?юшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда.

Май, 1879

2. Беседа по тексту.

А. На какие смысловые части вы разделили текст?

    1. Назревала гроза великая.
    2. Голуби летели домой.
    3. Сорвалась буря- и пошла потеха!
    4. Хорошо и грустно…

План записывается в тетрадях.

Читаем первую часть текста.

После чтения на доске записываются толкования незнакомых или малопонятных слов.
Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее основное содержание первой части.
(« Назревала гроза великая».)

Обратите внимание, что гроза не приближалась. Не надвигалась, а именно назревала, т.е. процесс происходит исподволь, почти незаметно.

На какие два мира делится пространство для лирического героя?

( На «около меня» и «за рожью». На доске записываются эти слова.)

Что же видит лирический герой « там, за рожью»?
( «Темно-синяя туча».)

Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию.
( Грузная громада; злая туча; синяя громада).

Какую тучу вы представляете себе: безмолвную или угрожающе ворчащую? Почему?
( Использование аллитерации для усиления выразительности.)

Все притаилось…А есть ли упоминание о звуках на этой « безмолвной земле? Около лирического героя?
( «Шептал и хлопал… лист лопуха». Аллитерация, точно передающая характер звука.)

Запись на доске в конце работы должна представлять собой примерно следующее:
«около меня»
то золотое, то посеребренное море;
спелая рожь;
солнце светило горячо и тускло;
зловещий блеск последних солнечных лучей;
безмолвная земля.

« за рожью»
темно-синяя туча;
грузная громада;
синяя громада;
злая туча;
туча давила землю, пахла, темнела;
тьма.

Посмотрите на запись и скажите, на каком приеме строится эта часть текста.
(Противопоставление, антитеза.)

Б. Читаем и анализируем вторую часть текста.

Какие главные образы вы увидели в этой части текста?
(Сначала один белый голубь, потом два белых голубя.)

Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте.
(Что-то-белый платочек-снежный комок-белый голубь; два платка-два комочка-два белых голубя.
Оба ряда записываем на доске.)

Какая часть речи преобладает в этой части текста?
(Глаголы: замелькало-летел-летел-потонул; мелькают-несутся.)

Что подчеркивается при помощи глаголов?
(Движение.)

В. Третья часть текста.

Она очень небольшая, но чрезвычайно выразительная.
Каким опорным сочетанием можно передать происходящее здесь?
(«сорвалась буря - и пошла потеха!»)

Какая часть речи преобладает? Почему?
( Глаголы, потому что автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит, мечется ветер; мчатся облака; все закрутилось, смешалось; захлестал, закачался ливень.)

Обратим внимание на другие средства художественной изобразительности, помогающие автору передать движение.

Средства художественной
изобразительности
Примеры
из текста
Роль в тексте средств художественной изобразительности
инверсия    
перечисление и бессоюзная связь частей предложения    
сравнения    

Ученики самостоятельно заполняют таблицу. После чего следует проверка( таблица на доске).

Г. Читаем четвертую часть.

Как соотносится заключительная часть с предыдущей?
( Они противопоставлены. Прием контраста.)

Докажите это.
(Третья часть: движение, смятение, разрушение;
четвертая часть: умиротворение, согласие, добро.)

Что сразу указывает на эти смысловые отношения?
(Противительный союз НО, с которого начинается четвертая часть, и многоточие, которым заканчивается третья часть.)

Какими лексическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста?
(Лексический повтор слова « хорошо» передает теплое чувство гармонии. А контраст « два платка- хоть я и один» и лексический повтор слова «один» подчеркивают острое ощущение собственного одиночества.)

Д. Почему стихотворение названо «Голуби»?
( Именно с образом двух голубей, олицетворяющих тепло и сердечность, гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека. Этот
Образ - носитель главной мысли стихотворения в прозе. Именно поэтому оно и названо «Голуби».)

Да, автор глубоко переживает свое одиночество, тоскует по кому-то, кто мог быть ему верным другом, кто понял бы его и разделил с ним и радости и тревоги. Ему недостает в жизни ощущения спокойствия и гармонии, образ которых он видит в паре белых голубей, сидящих « рядышком». И именно этот образ примиряет его с собственной его жизнью и делает его печаль светлой. Это настроение светлой поэтической грусти - определяющее настроение произведения.

Е. Тест.

1. В каком предложении прослушанного текста содержится главная мысль?

2.Какая характеристика соответствует прослушанному тексту:

А) разговорный стиль, рассуждение;
Б) художественный текст, описание;
В) художественный текст, повествование с элементами описания;
Г) публицистический стиль, рассуждение.

3. Что ( в контексте стихотворения) означает слово
«одинокий» ? Выберите ответ и поясните его.

А)сиротливый;
Б)состояние одинокого человека ( одиночество в толпе);
В)человек, который живет, работает один, без помощи других;
Г)не имеющий семьи, близких.

Продолжение работы.

1. Наша задача - написать изложение и стать при этом как бы соавтором великого писателя, тактично сохраняя дух и смысл его творения, воспроизвести свой вариант его произведения.

2. Прочесть стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Без гнезда». О чем это стихотворение? Какова его главная мысль?

Сопоставить стихотворение « Без гнезда» со стихотворением «Голуби». Какое из них более грустное? Почему? Похожи ли темы?

Приложение:

  1. В гостях у этимологического словаря (презентация)
  2. Реализация деятельностного подхода в изучении темы «Фразеологизмы» по учебным пособиям С.И. Львовой в 5-6 классах» (презентация)
Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2023
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна