...
/ Русский
язык /
Методическая
копилка /
Формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков
на этапах подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Корнева Н.М., учитель МОУ СОШ№ 33 г. Мурманска
А) Вступление
Школа – то же производство, только конечный «продукт», выпускник,
- продукт живой: со своим характером, привычками, манерой поведения,
образом мыслей.
И эти такие разные характеры должны овладеть умением учиться,
т.е. должны продемонстрировать деятельностный подход к обучению.
ЕГЭ и ГИА – контроль нового качества образования, в котором
просматривается именно этот, деятельностный, подход. Решение
тестового задания предполагает не только знание теории, но и
умение решать орфографические и пунктуационные задачи и даже
попробовать себя в умении просчитать вариант ответа. К ЕГЭ надо
готовить на всех этапах обучения: с 1 по 11 класс, не забывая
при этом, что необходимо формировать надпредметные умения и
навыки, т.к. они универсальны и именно они призваны помогать
ученику на всех предметах и во многих жизненных ситуациях.
Обширное поле деятельности представляется нам при работе с текстом.
Б) Какие общеучебные умения и навыки должны сформироваться
при работе с текстом?
- адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и
аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного
текста, определять позицию автора;
- осознавать языковые, графические особенности текста, трудности
его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения
в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников:
учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой
информации, в том числе представленных в электронном виде
на различных информационных носителях;
- передавать содержание прослушанного или прочитанного текста
в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа,
схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений,
докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
- использовать информацию исходного текста других видов деятельности
(при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных
заданий, подготовке докладов, рефератов)
В) Прежде всего выделим основные этапы работы над
текстом:
Этап |
Содержание работы |
5 класс |
Начало формирования навыков и умений работы над текстом
на основе получения научных знаний о нем (тема, основная
мысль, тип и стиль речи, признаки художественного стиля) |
6,7,8 классы |
Расширение представлений о типах речи, стилях речи, понятие
о жанрах литературных и публицистических, о средствах и
способах связи предложений в тексте |
9 класс |
Отработка навыков сжатия текста, умения создавать свой
текст, отвечающий определенным требованиям, используя уместный
тип, стиль и жанр речи. |
10-11 классы |
Совершенствование навыков и умений работы с текстом, подготовка
к выполнению заданий ЕГЭ: определение последовательности
предложений в тексте, предельное сжатие исходного текста(блок
А, задания 6,7 27); написание сочинения-рассуждения по одной
из самостоятельно сформулированных проблем. |
Г) Проследим, как это происходит на практике.
Продемонстрируем фрагменты работы над текстом.
Представьте, что мы находимся на уроке в сельской малокомплектной
школе, где рядом сидят ученики 5, 6, 9 и 11 классов. Одни только
начинают формировать навыки работы с текстом, другие эти навыки
совершенствуют, выходя, как говорится, на финишную прямую.
Каждый класс получает свое задание по текстам
Вначале вспомним основные признаки текста.
5 класс
1 задание: доказать, что предложенные группы предложений
– тексты (доказать их тематическое и смысловое единство), определить
тип и стиль речи;
2 задание: создать текст на тему «Зимняя ночь», распространив
данные предложения второстепенными членами. Стиль создаваемого
текста художественный
6 класс
Задание: восстановить порядок следования предложений,
доказать, что получился текст, определить средства и способы
связи в нем и, следуя логике развития мысли, продолжить текст
несколькими предложениями;
9 класс
Задание: заканчивая 2 ступень обучения, готовясь к сдаче
ГИА, работает над сжатием предложенного текста, предварительно
определив тему, основную мысль, тип и стиль речи и выделив микротемы;
11 класс
Задание: заканчивая курс полного среднего образования,
готовясь к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, выполняет задания
28,29 блока А и общее задание к блоку С (сформулировать одну
из проблем, поставленных автором текста, сформулировать позицию
автора)
Д) Итог:
Итак, мы показали работу с текстом от истоков до завершения.
Выводы.
Если говорить коротко, умение – это способность к действию,
не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому
полностью сознательно;
навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня
сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания
промежуточных шагов.
Применение умений и навыков – важнейшее условие подготовки учащихся
к жизни.А поскольку мы должны выпустить в жизнь коммуникативно
грамотного человека, умения и навыки работы с текстом приобретают
особую значимость: ведь эти навыки пригодятся в любой ситуации:
когда понадобится написать автобиографию,
составить резюме, пройти собеседование,
подготовиться к семинару, отправить SMS-сообщение,
просто написать письмо или объясниться в любви.
«Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал когда-то Сократ.
Хочется надеяться, чтобы увиденное никого не разочаровало.
Приложение
5-6 классы - тексты
9-11 классы -
рабочая карта
презентация
|