Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков на этапах подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Корнева Н.М., учитель МОУ СОШ№ 33 г. Мурманска

А) Вступление
Школа – то же производство, только конечный «продукт», выпускник, - продукт живой: со своим характером, привычками, манерой поведения, образом мыслей.
И эти такие разные характеры должны овладеть умением учиться, т.е. должны продемонстрировать деятельностный подход к обучению.
ЕГЭ и ГИА – контроль нового качества образования, в котором просматривается именно этот, деятельностный, подход. Решение тестового задания предполагает не только знание теории, но и умение решать орфографические и пунктуационные задачи и даже попробовать себя в умении просчитать вариант ответа. К ЕГЭ надо готовить на всех этапах обучения: с 1 по 11 класс, не забывая при этом, что необходимо формировать надпредметные умения и навыки, т.к. они универсальны и именно они призваны помогать ученику на всех предметах и во многих жизненных ситуациях.
Обширное поле деятельности представляется нам при работе с текстом.

Б) Какие общеучебные умения и навыки должны сформироваться при работе с текстом?

  1. адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  2. осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  3. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  4. передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
  5. использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов)

В) Прежде всего выделим основные этапы работы над текстом:

Этап Содержание работы
5 класс Начало формирования навыков и умений работы над текстом на основе получения научных знаний о нем (тема, основная мысль, тип и стиль речи, признаки художественного стиля)

6,7,8 классы
Расширение представлений о типах речи, стилях речи, понятие о жанрах литературных и публицистических, о средствах и способах связи предложений в тексте
9 класс Отработка навыков сжатия текста, умения создавать свой текст, отвечающий определенным требованиям, используя уместный тип, стиль и жанр речи.

10-11 классы
Совершенствование навыков и умений работы с текстом, подготовка к выполнению заданий ЕГЭ: определение последовательности предложений в тексте, предельное сжатие исходного текста(блок А, задания 6,7 27); написание сочинения-рассуждения по одной из самостоятельно сформулированных проблем.

Г) Проследим, как это происходит на практике.

Продемонстрируем фрагменты работы над текстом.
Представьте, что мы находимся на уроке в сельской малокомплектной школе, где рядом сидят ученики 5, 6, 9 и 11 классов. Одни только начинают формировать навыки работы с текстом, другие эти навыки совершенствуют, выходя, как говорится, на финишную прямую.
Каждый класс получает свое задание по текстам
Вначале вспомним основные признаки текста.
5 класс
1 задание: доказать, что предложенные группы предложений – тексты (доказать их тематическое и смысловое единство), определить тип и стиль речи;
2 задание: создать текст на тему «Зимняя ночь», распространив данные предложения второстепенными членами. Стиль создаваемого текста художественный
6 класс
Задание: восстановить порядок следования предложений, доказать, что получился текст, определить средства и способы связи в нем и, следуя логике развития мысли, продолжить текст несколькими предложениями;
9 класс
Задание: заканчивая 2 ступень обучения, готовясь к сдаче ГИА, работает над сжатием предложенного текста, предварительно определив тему, основную мысль, тип и стиль речи и выделив микротемы;
11 класс
Задание: заканчивая курс полного среднего образования, готовясь к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, выполняет задания 28,29 блока А и общее задание к блоку С (сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста, сформулировать позицию автора)

Д) Итог:
Итак, мы показали работу с текстом от истоков до завершения.

Выводы.

Если говорить коротко, умение – это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно;
навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизированно, без осознания промежуточных шагов.
Применение умений и навыков – важнейшее условие подготовки учащихся к жизни.А поскольку мы должны выпустить в жизнь коммуникативно грамотного человека, умения и навыки работы с текстом приобретают особую значимость: ведь эти навыки пригодятся в любой ситуации:

когда понадобится написать автобиографию,
составить резюме, пройти собеседование,
подготовиться к семинару, отправить SMS-сообщение,
просто написать письмо или объясниться в любви.

«Заговори, чтобы я тебя увидел», - сказал когда-то Сократ. Хочется надеяться, чтобы увиденное никого не разочаровало.

Приложение

5-6 классы - тексты
9-11 классы - рабочая карта
презентация

 

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений