Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях

Изучение в школе творчества Александра Исаевича Солженицына обусловлено масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода. Начиная с того момента, как в печати появились первые произведения А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», 1962 г., «Случай на станции Кречетовка», «Матренин двор» и «Для пользы дела», 1963 г. и др.), имя этого писателя стало во многом знамением времени. Его произведения открыли в русской литературе «лагерную тему». Сама биография Солженицына, история его высылки из Советского Союза, присуждения и вручения Нобелевской премии по литературе тоже может стать наглядным примером тех процессов, которые происходили в жизни страны. Вообще, многие события из жизни Солженицына становятся не просто фактами личной биографии, а знаком времени. Долгие годы его имя служило символом «антисоветской» литературы, за провоз его произведений на территорию Советского Союза людей арестовывали. Сегодня значение его творчества полностью пересмотрено. Творчество Александра Исаевича 1974- 1994 гг. может быть названо важной частью такого явления, как литература русского зарубежья. Главное его произведение, «Архипелаг ГУЛАГ», для очень многих людей стало источником знаний о страшном периоде нашей истории и поводом для того, чтобы переосмыслить очень многие значимые вещи. Большинство «сквозных» тем русской литературы второй половины ХХ века предполагают рассмотрение произведений А.И. Солженицына. Публицистические произведения А.И. Солженицына позволяют говорить о нем не только как о писателе, но и как об одном из философов нашего времени.

Всё это дает основания говорить о том, что творческий и жизненный путь А.И. Солженицына необходимо изучать в школе. Фигура А.И. Солженицына слишком значима и масштабна, чтобы быть неизвестной школьникам. На сегодняшний день его творчество изучается в курсе русской литературы ХХ века, однако педагогами представление о личности и творчестве А.И. Солженицына дается, зачастую, фрагментарно.

 

Методические рекомендации по изучению на уроках русского языка и развития речи творческого наследия А.И.Солженицына

Произведения А.И. Солженицына, как и многие другие из произведений русской литературы, могут стать источником дидактического материала для изучения разных разделов русского языка и подготовки к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

При изучении темы, включенной в программы по русскому языку с 5 класса «Разные пласты лексики русского языка (по происхождению и использованию)» можно обратиться к произведениям А.И. Солженицына как к источникам неологизмов и аббревиатур советского периода, авторских неологизмов (ими изобилует проза писателя) и просторечий. На примере его прозы в старших классах можно показать использование данных пластов лексики в современной русской литературе.
Для уроков развития речи можно подобрать дидактический материал по темам «Описание природы», «Описание помещения» (например, из рассказа «Абрикосовое варенье» или других), «Описание внешности человека» (из разных произведений), «Обучение написанию подробного изложения и изложения текста-миниатюры».

Синтаксис произведений А.И. Солженицына очень разнообразен – от простого (и даже примитивного) до самых сложных и авторских случаев. Это позволяет подобрать дидактический материал для изучения синтаксиса в разных классах.

Богатый материал для комплексного анализа текста, обучающих и проверочных диктантов разного вида можно подобрать, обратившись к миниатюрам «Крохотки».

Эти миниатюры можно использовать для подготовки к итоговой аттестации в 9 и 11 классах.
Так, для подготовки к изложению в 9 классе можно использовать миниатюры «Колокольня», «Колокол Углича», «Вязовое дерево» и другие. Философские зарисовки «Отраженье в воде», «Старое ведро», «На родине Есенина», «Лиственница» и другие можно использовать в 10 – 11 классах при подготовке к сочинению части «С» ЕГЭ по русскому языку.

На первом уроке русского языка в 2008 году можно использовать размышления А.И. Солженицына о русском языке, об искусстве слова. Например, слова Писателя (герой) из рассказа «Абрикосовое варенье»:

« - Вот, — переливал он (Писатель) из чайной ложки над малым стеклянным блюдечком густую влагу абрикосового варенья, — вот такая прозрачная янтарность, такой неожиданный цвет и свет должны быть и в литературном языке.

Да ведь в хрустальной вазе и каждый абрикосовый плод лежал как сгущённое солнце. У вишнёвого варенья был тоже свой загадочный цвет, неуловимо отличный от тёмнобордового, — а не то, не сравнить с абрикосовым.
— Да вот иногда и из современной читательской глуби выплывет письмо с первозданным языком. Недавно было у меня от одного строителя харьковского завода, — какое своевольное, а вместе с тем покоряющее сочетание и управление слов! Завидно и писателю! “Не выдавал им своё размышление”... “нашёл причину для избежания”... Или: “в нашей жизни не осталось никакой прилежности”... А? Каково? Только ухо, не забитое книжностью, может такое подсказать. Да какая и лексика, пальчики оближешь: “нашёл себе пребывалище”, “втужались в работу”, “поддержу нет”, “стал совсем бесчулый”... Такого не придумаешь, хоть проглоти перо, как сказал Некрасов. А подаёт человек подобные речевые повороты — надо их подхватывать, подхватывать... … Дело – в языковой находке.»

Или мысли Солженицына из Нобелевской лекции о литературе:
«И еще в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущенный опыт: от поколения к поколению. Так она становится живою памятью нации. Так она теплит в себе и хранит ее утраченную историю – в виде, не поддающемуся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу.
Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало…

…В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжелый народный опыт, и иногда поразительно:
ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ».

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений