Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Методические рекомендации
Написание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

 

(Из опыта работы Сидориной Татьяны Александровны, учителя русского языка и литературы МОУ Школы № 13)

Презентация

Таблица для учителей

Эту одну из сложных тем я выбрала не случайно.
В 2003 году в рамках факультатива «Проблемы современной орфографии» студенты провели опрос своих школьных учителей русского языка. Их просили ответить на следующие вопросы:

  1. Назовите десять самых распространенных ошибок.
  2. Назовите десять слов, в которых ученики обязательно сделают ошибки.
  3. Назовите самые тяжёлые для изучения правила.
  4. Что вызывает затруднения в преподавании?
  5. Какие правила хотелось бы изменить, доработать?

Студенты предоставили 18 отчётов. Суммировав их, получили следующую картину:

  1. Самые распространенные ошибки: Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

  2. Самые тяжёлые для изучения правила: Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

  3. Правило, которое хотелось бы изменить: Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

Учащиеся часто не могут правильно определить причастие или отглагольное прилагательное, поэтому допускают ошибки в написании Н и НН. Я не ставлю в своей работе первостепенную задачу «зазубрить», для меня важно осмысление языкового материала учениками как научной системы. Объясняя тему, советую запомнить главный принцип: для проверки большинства случаев написания Н или НН следует задавать такие вопросы (экран):

  1. Есть в слове приставка (кроме НЕ). НЕ не влияет на написание Н и НН, но за ней может спрятаться другая приставка, не пропустите её.

  2. Есть ли зависимые слова?

  3. Оканчивается ли слово на –ованный, -ёванный? (Не забываем про слова кованый, жёваный. В них -ов,-ев входят в состав корня, а не суффикса). Напоминаю ученикам, что это отглагольные прилагательные, образованные из страдательных причастий прошедшего времени. Процесс перехода причастий в прилагательные называется адъективацией. В классах профильной направленности эта информация будет полезна и интересна ученикам.
    Адъективация причастия заключается в утрате им значения действия и глагольных категорий (вида, времени, залога). Чем бледнее в семантике причастия значение действия, тем легче оно утрачивается и причастие переходит в имя прилагательное. Именно поэтому чаще других переходят в прилагательные формы страдательных причастий прошедшего времени. Каковы же признаки перехода причастий в имена прилагательные? Отсутствие зависимых слов, употребление в переносном значении, способность образовывать степени сравнения, краткую форму, наличие синонимов и антонимов среди прилагательных, вхождение в состав терминологических сочетаний. Причастие в таких сочетаниях утрачивает значение времени и обозначает постоянный непроцессуальный признак, т.е. не действие, а способность к совершению действия. Например, пишущая машинка – это не машинка, которая пишет, а машинка, приспособленная для письма.

  4. Слова-исключения легче запомнить как стишок.
    Если пункты 1 – 3 дали отрицательный ответ, а в списках исключений слова не оказалось, приступайте к более серьезной проверке.

  5. От глагола какого вида образовано слово.

  6. Обратите внимание. (Сочетание типа глаженый-переглаженый, ношеный-переношеный пишутся с Н в обеих частях, несмотря на наличие второй части приставки; это слово имеет в целом значение прилагательного. Не меняется написание отглагольного прилагательного в составе сложных слов: свежемороженый, малоношеный. Мороженый – отглагольное прилагательное, нет зависимых слов и приставок, пишем Н , но в словах свежезамороженный и малопоношенный пишем НН, т.к. их вторая часть образована от приставочного глагола. Свежезамороженный – причастие, вторая часть замороженный образована от глагола совершенного вида, есть приставка, пишем НН.

  7. Запоминает опорный конспект (экран).
    Обобщаем изученную тему с помощью опорного конспекта, который помогает систематизировать материал. Делаем вывод: с НН пишутся причастия, с Н пишутся отглагольные прилагательные.
    Следует отметить, что чаще всего неверно квалифицируется как часть речи отглагольное прилагательное. Если написание Н и НН в полных прилагательных вызывает меньше трудностей, то в краткой форме их больше. Как помочь учащимся различить краткую форму прилагательного и краткую форму причастия? Это можно узнать следующим образом (экран).
    Предлагаю воспользоваться алгоритмом правила и выбрать правильный ответ к заданиям экзамена в 9 классе (В4) и в 11 классе (А10, А12).

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений