...
/ Русский
язык /
Методическая
копилка /
Методические рекомендации
Написание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
(Из опыта работы Сидориной Татьяны Александровны, учителя русского
языка и литературы МОУ Школы № 13)
Презентация
Таблица для учителей
Эту одну из сложных тем я выбрала не случайно.
В 2003 году в рамках факультатива «Проблемы современной орфографии»
студенты провели опрос своих школьных учителей русского языка. Их
просили ответить на следующие вопросы:
- Назовите десять самых распространенных ошибок.
- Назовите десять слов, в которых ученики обязательно сделают
ошибки.
- Назовите самые тяжёлые для изучения правила.
- Что вызывает затруднения в преподавании?
- Какие правила хотелось бы изменить, доработать?
Студенты предоставили 18 отчётов. Суммировав их, получили следующую
картину:
-
Самые распространенные ошибки: Н и НН
в отглагольных прилагательных и причастиях.
-
Самые тяжёлые для изучения правила: Н и
НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
-
Правило, которое хотелось бы изменить: Н и
НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Учащиеся часто не могут правильно определить причастие или отглагольное
прилагательное, поэтому допускают ошибки в написании Н и
НН. Я не ставлю в своей работе первостепенную задачу
«зазубрить», для меня важно осмысление языкового материала учениками
как научной системы. Объясняя тему, советую запомнить главный принцип:
для проверки большинства случаев написания Н или
НН следует задавать такие вопросы (экран):
-
Есть в слове приставка (кроме НЕ). НЕ
не влияет на написание Н и НН,
но за ней может спрятаться другая приставка, не пропустите её.
-
Есть ли зависимые слова?
-
Оканчивается ли слово на –ованный,
-ёванный? (Не забываем про слова кованый, жёваный.
В них -ов,-ев входят в состав
корня, а не суффикса). Напоминаю ученикам, что это отглагольные
прилагательные, образованные из страдательных причастий прошедшего
времени. Процесс перехода причастий в прилагательные называется
адъективацией. В классах профильной направленности эта информация
будет полезна и интересна ученикам.
Адъективация причастия заключается в утрате им значения действия
и глагольных категорий (вида, времени, залога). Чем бледнее
в семантике причастия значение действия, тем легче оно утрачивается
и причастие переходит в имя прилагательное. Именно поэтому чаще
других переходят в прилагательные формы страдательных причастий
прошедшего времени. Каковы же признаки перехода причастий в
имена прилагательные? Отсутствие зависимых слов, употребление
в переносном значении, способность образовывать степени сравнения,
краткую форму, наличие синонимов и антонимов среди прилагательных,
вхождение в состав терминологических сочетаний. Причастие в
таких сочетаниях утрачивает значение времени и обозначает постоянный
непроцессуальный признак, т.е. не действие, а способность к
совершению действия. Например, пишущая машинка – это не машинка,
которая пишет, а машинка, приспособленная для письма.
-
Слова-исключения легче запомнить как стишок.
Если пункты 1 – 3 дали отрицательный ответ, а в списках исключений
слова не оказалось, приступайте к более серьезной проверке.
-
От глагола какого вида образовано слово.
-
Обратите внимание. (Сочетание типа глаженый-переглаженый,
ношеный-переношеный пишутся с Н в обеих частях,
несмотря на наличие второй части приставки; это слово имеет
в целом значение прилагательного. Не меняется написание отглагольного
прилагательного в составе сложных слов: свежемороженый, малоношеный.
Мороженый – отглагольное прилагательное, нет зависимых слов
и приставок, пишем Н , но в словах свежезамороженный
и малопоношенный пишем НН, т.к. их вторая часть
образована от приставочного глагола. Свежезамороженный – причастие,
вторая часть замороженный образована от глагола совершенного
вида, есть приставка, пишем НН.
-
Запоминает опорный конспект (экран).
Обобщаем изученную тему с помощью опорного конспекта, который
помогает систематизировать материал. Делаем вывод: с НН
пишутся причастия, с Н пишутся отглагольные
прилагательные.
Следует отметить, что чаще всего неверно квалифицируется как
часть речи отглагольное прилагательное. Если написание Н
и НН в полных прилагательных вызывает меньше
трудностей, то в краткой форме их больше. Как помочь учащимся
различить краткую форму прилагательного и краткую форму причастия?
Это можно узнать следующим образом (экран).
Предлагаю воспользоваться алгоритмом правила и выбрать правильный
ответ к заданиям экзамена в 9 классе (В4) и
в 11 классе (А10, А12).
|