Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Основное общее и среднее общее
образование
 

Профильное
обучение

Ресурсные центры

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Конференции,
семинары, конкурсы,
фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников

Электронные библиотеки

Школьные музеи

Полезные ссылки


 

Система Orphus

 

 

 

... / Русский язык / Методическая копилка / Пособие для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

Ответы

№ 1

а) суффиксальный (от имен); б) суффиксальный (от глаголов); в) приставочный; г) приставочно-суффиксальный; д) бессуффиксный (нулевая суффиксация); е) сложение слов и основ; ж) переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ).

№ 2

а) суффиксальный; б) приставочный; в) приставочно-суффиксальный; г) сложение слов и основ; д) слияние словосочетания в одно слово (лексико-синтаксический способ) + суффиксация; е) переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ).

№ 3

а) суффиксальный; б) приставочно-суффиксальный; в) переход из одной части речи в другую (морфолого-синтаксический способ); г) приставочный; д) слияние словосочетания в одно слово (лексико-синтаксический способ).

№ 4

а) суффиксальный (от имен); б) приставочный; в) приставочно-суффиксальный.

№ 5

а) приставочный: антифашист, недальновидный, неправда, негде, пригород, совладелец, сорвать,
б) суффиксальный: бегство, владелец, владение, возбуждаемость, вставка, выдумщик, газетчик, гениальность, горожанин, дедов, заливка, искатель, историзм, керамический, книжник, косьба, лицейский, мяукать, ограждение, окучивание, оседание, пальба, правитель, рабство, редакционный, рулонный, сестрин, склеивание, скромничать, созревание, сопротивляемость, таежник, танцевать, тосковать, ученический, цыганский, чествование,
в) приставочно-суффиксальный: вправо, обезболить, обезвредить, по-английски, по-волчьи, по-старому, расшнуровывать, предвестье,
г) бессуффиксный: взрыв, глубь, слёт, обжиг, прорезь, расход, свод, уход, ширь,
д) сложение слов или основ: спецгруппа, кафе-бар, видеомагнитофон, пресс-центр, среднемесячный,
е) переход из одной части речи в другую: (важный) дворецкий, (сидеть) молча, (новая) столовая, учительская (закрыта).

№ 6

а: 1) высказать 2) перекрыть 3) зашли 4) увидеть 5) сверхглубокая;
б): 1) старости 2) ненависть 3) бешенство 4) влажной 5) общества;
в): 1) собеседник 2) подснежники 3) сызнова 4) современной 5) углубить;
г): 1) клади 2) зелень 3) отбор 4) призывов 5) ясь 6) вздрога;
д): 1) ученый 2) собравшихся 3) навстречу 4) вокруг 5) малоимущих.

№ 7

    • обижают близких - управление,
    • к своему ближнему - согласование,
    • никогда не задумывались - примыкание,
    • поведение людей - управление,
    • дружил с ним - управление,
    • очень дружные - примыкание,
    • их взгляды - примыкание,
    • третье блюдо -согласование;
    • шел не оглядываясь - примыкание,
    • решить задачу - управление
    • цвет индиго - примыкание,
    • возле дома твоего - согласование,
    • хочу учиться - примыкание,
    • мой учитель - согласование,
    • оплатить услуги – управление.

№ 8

примыкание: неоднократно призывал
управление: берегите язык, берегите клад, берегите достояние, переданное нам, переданное предшественниками
согласование: наш язык, русский язык, прекрасный язык, этот клад, это достояние, достояние переданное, нашими предшественниками.

№ 9

1), 2) – назывные, 3), 10), 13) - обобщенно-личные, 4), 5) - безличные; 6),7), 8), 11) -определенно-личные, 9),12) - неопределенно-личные.

№ 10

1) Говорили - неопределенно-личное; 2) о которых в «Правде» шутили, когда их передают - неопределенно-личные; 3) и запируем на просторе - определенно-личное; 4) и было душно в ущелье темном и пахло гнилью- безличные; 5) Лопатина стало клонить ко сну – безличное; 6) Не расскажешь, не опишешь, когда в бою за чужим огнем расслышишь артиллерию свою – обобщенно-личные.

№ 11 а) 1, 2, 5, 7, 9 б) 3, 4, 6, 8.

№ 12 а) 9, 14 б) 12, 15 в) 1, 3, 5, 7 г) 2, 16 д) 4, 6, 11, 13 е) 8, 10.

№ 13 а) 1, 4; б) 3, 6; 10, 11 в) 5 , 8, 9, 12, 13, 14 г) 2, 7.

№ 14

1) обстоятельство места; 2) обстоятельство времени; 3) дополнение; 4) обстоятельство места; 5) определение, 6) обстоятельство места; 7) обстоятельство времени (вчера), обстоятельство места (в лесу).

№ 16.

1) В начале мая, в свой день рождения, Катя встала рано и ушла из дому за покупками. 2) В субботу, где-то около полудня, все были готовы отправиться на пикник. 3) Бойцы твои письма читали, и там, на переднем краю, они хорошо понимали святую неправду твою (М.Исак..). 4) На другой день, во втором часу пополудни, двести пятьдесят человек членов Английского клуба ожидали к обеду дорогого гостя и героя австрийского похода легендарного князя Багратиона (Л.Т.). 5) Поздней осенью, во время первыхзаморозков, по дороге с севера в Москву обозу пришлось остановиться надолго, чтобы дать отдых лошадям. 6) Там, вдали, за рекой, уж погасли огни, в небе ясном заря загоралась…(Песня). 7) Тогда, в ранней юности, еще не думалось о жизненных невзгодах и трудностях.

 

Текст № 1. 1) суффиксальный 2) все 3) свои шаги 4) 14, 5) 5, 6) 7, 7) 9; 8) 2 (7) , 4 (6, 8), 10 (6, 9, 13, 15)

Текст № 2.

1) Вариант1 – суффиксальный, вариант 2 – снова, вариант3 - суффиксальный
2) Вариант1 - в этом, меня, свои, вариант2 - и, не, вариант3 - чересчур
3) Вариант1 - этот танец, вариант2 – управление, вариант3 - управление
4) Вариант 1 - 4, , вариант2 – 11, вариант 3 – 16,17
5) Вариант 1 - 7, вариант 2 - 8, вариант 3 - 12
6) Вариант 1 – 4,7, вариант 2 - 17,
7) Вариант 1 - 2, вариант 2 - 16, вариант 3 - 11
8) 1,3,5,8

Текст № 3.

1) Вариант 1 - сохранить, вариант 2 - самодисциплины
2) Вариант 1 – его, вариант 2 - каждый
3) Вариант 1 - живет в среде, вариант 2 - хорошо известна
4) Вариант 1 – 6, вариант 2 - 13
5) Вариант 1 – 1, вариант 2 – 11, 14
6) Вариант 1 – 4, вариант 2 - 14
7) Вариант 1 – 6, вариант 2 - 3
8) Вариант 1 - 2 (2,4,11,13), 4 (3,4,7,9, 11,14,15), 5 (15); вариант 2 - 2 (3,15), 5 (9), 6 (15)

Текст № 4.

1) гарь; 2) где; 3) хотел вылечить; 4) 18; 5) 3; 6) 26; 7) 25; 8) 1 (6,11), 2 (8, 11, 20), 5(6), 8 (20), 10 (13,15,20,26);
9) Проблема: Какова мера ответственности человека перед природой?
Позиция автора: Человек ответствен за сохранение природы и должен помогать животным. Человек и природа – одно целое.

Текст 5.

1) осколок; 2) которые; 3) мог играть; 4) 4; 5) 14; 6) 23; 7) 9; 8) 2 (11, 15), 5 (9,14), 6 (13); 9) Проблемы: 1. Искусство и война. 2. Человек искусства на войне.
Позиция автора: человек в экстремальных условиях нуждается в искусстве; оно помогает ему выжить. Настоящий артист остается артистом даже на войне.

Текст 6

1)оттепелью; 2) крытый, опушенных; 3) дневные запахи; 4) 4; 5) 1; 6) 3; 7) 4; 8) 1(2-4), 3 (3,5), 4 (3,4), 5 (6), 10 (3,6); 9) -почему день и ночь так различны в восприятии автора? (Они передают настроение человека и отражают общественное состояние, борьбу в обществе);

- почему день и ночь в природе так различны? (Они в природе отражают то, что происходит в человеческом обществе);
- проблема двойственности природы (красоты днем и опасности ночью).
- почему в условиях пробуждающейся от зимы природы так мертва ночь? (потому что ночь – темное время, когда удобно охотиться хищникам, т.е. бороться против живого, жизни).

Позиция автора:
- в природе сосуществуют свет и тьма. Свет несет с собой ощущение расцветающей жизни; тьма опасна для человека;
- природа пробуждается к жизни и побуждает к новой жизни человека; но есть силы, враждебные живому, они охотятся ночью, когда жизнь замирает;
- природа и человеческое общество суть одно: и в природе, и в обществе есть враждебные силы, ведущие между собой борьбу. Все это – на образах зайца и волка.

Пунктуационной практикум

  1. 1. Мощный гул моторов, наполнявший кают-компанию, внезапно утих и трясучка прекратилась.(Л.Соболев). 2. Сегодня целый день играет во дворе последний мотылек и, точно белый лепесток, на паутине замирает (И.Бунин). 3. Уже давно покошены зеленые луга и всюду, как буденовки, расставлены стога (П.Бровка). 4. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь; потом солнце стало припаривать и вода прибавляться (М .Пришвин). 5. При этом глаза Манилова делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение (Н.Гоголь). 6. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.) 7. Но было так далеко и там столпилось столько народа, что Анна ничего не смогла разглядеть (Л.Т.) 8. Когда в комнату ворвался ветер, пламя свечей в канделябрах легло и занавеска вспорхнула вверх, обнажив распахнутое окно (М.Булгаков).

  2. 1. Земля на рассвете стала влажной и, когда вспыхивал запретительный светофор, на мокром асфальте появлялось красное расплывчатое пятно (В.Гроссман). 2.Есть на нашей реке такие глухие места, что, когда проберешься сквозь лесные заросли и присядешь около самой воды, почувствуешь себя в отгороженном от остального земного пространства мире (В.Солоухин). 3.На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад и велишь поскорее заседлывать лошадь (И.Бунин). 4. В русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Чтобы убедиться в этом и чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть неиссякаемый источник - язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков и всех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото (К.Пауст.). 5. Несмотря на то что война и походы по тылам врага раньше времени износили здоровье бывших партизан, они, забыв про собственные раны, недоедая и недосыпая, работали на восстановлении страны (А.Смирнов). 6. Для того чтобы не потерять чувство русского языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц (К.Пауст.). 7. Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы своей души во имя того, чтобы люди вокруг тебя были красивее, духовно богаче и чтобы в каждом человеке, с которым мы соприкасаешься в жизни, оставалось что-то хорошее от тебя и от твоей души (В.Сухомлинский). 8. Чувство сострадания так просто и непосредственно, что хочется помочь и тогда, когда страждущий не просит о помощи, и тогда, когда помощь ему вредна и когда он может злоупотребить ею (В.Ключевский). 9. Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько мог глаз разглядеть, она все поднималась (М.Лермонтов). 10. Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его (Л.Т.). 11. Пыльное затмение располагало к созерцанию, и, если я подходил к окну и воображал плывущую степь, ветер и безлюдье на дорогах, поднималась во мне со дна заветная быль плена (В.Лихоносов).
Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществоведение

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Уроки
духовности
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений