Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Основное общее и среднее общее
образование
 

Профильное
обучение

Ресурсные центры

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Конференции,
семинары, конкурсы,
фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников

Электронные библиотеки

Школьные музеи

Полезные ссылки


 

Система Orphus

 

 

 

... / Русский язык / Методическая копилка / Пособие для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

Приложение 2

Грамматические нормы

Глагольное

Именное

благоволит случай (чему?) +дат.п. (всему)

вера во (что?) + вин.п. (в правоту)

говорят о (чем?) + предл.п.(о проблеме)

взаимоотношение (кого с кем?) + род., тв.п. (его с другими людьми)

достигнуть (чего?) + род.п. (поставленной цели)

интерес к (чему?) + дат.п. (к учению)

задумалась над (чем?) + тв.п.(над проблемой)

мнение о (чем?) + предл.п. (о произведении)

интересоваться (чем?) + твор.п. (мнением)

много примеров (чего в чем?) + род.,предл.п. ( героизма в истории)

наблюдать за (чем?) + тв.п. (за поведением)

ограничитель (чего?) + род.п. (теорий)

обращать внимание на (что?) + вин.п. (на сюжет)

отзыв о (чем?) + предл.п. (о работе)

опираться на (что?) + вин.п. (на текст)

отличие (чего от чего?) + род.п. (спора от дискуссии

оплатить (что?) + вин.п. (проезд)

от поколения к (чему?) + дат.п. (к поколению)

оставлять за (кем?) + тв.п. (за собой)

отчет о (чем?) + предл.п. (о работе)

отличать (что от чего?) + вин., род.п. (проблему от темы)

Памятник (кому?) + дат.п. (Пушкину)

поведать (о чем в чем?) + вин., предл.п. (в рассказе о проблеме)

подтверждение (чего?) + род.п. (того)

повествовать о (чем?) + предл.п. (о написанном)

поздравление с (чем?) + твор.п. (с Днем победы)

получать выгоду от (чего?) + род.п. (от всего)

познание (чего?) + род.п. (окружающего мира)

поднимать проблему (чего?) + род.п.(текста)

полон (кого?) + род.п. (людей)

посвящать себя (чему?) + дат.п. (искусству)

понимание (чего?) + род.п. (проблемы)

препятствовать (чему?) + дат.п. (пониманию)

потребность в (чем?) + предл.п. (в самопознании)

привести в качестве (чего?) + род.п.(примера)

превосходство (чего над чем?) + вин.,тв.п. (науки над над практикой)

противопоставлять (что чему?) + вин. и дат.п. (старших братьев младшему)

проблема (чего?) + род.п.(воспитания)

различать (что и что?) + вин.п. (тему и проблему)

различие между (чем и чем?) + тв.п.(между спором и дискуссией)

соотнести с (чем?) + ТВ.п. (с религией)

рецензия на (что?) + вин.п. (на статью)

уважать (кого?) + вин.п. (друга)

решение (чего?) + род.п. (проблемы)

уделять внимание (чему?) + дат.п. (проблеме)

точка зрения на (что?) + вин.п. (на проблему)

удивляться (чему?) + дат.п. (красоте)

уважение к (кому?) (к людям)

уплатить за (что?) + вин.п. (за проезд)

уверенность в (чем?) + предл.п. (в правоте)

утверждать (что?) + вин.п. (многое)

характерна для (чего?) + род.п. (для стиля)

характеризовать (что?) + вин.п. (проблему)

характеристика (чего?) + род.п. (проблемы)

 

Нормативно-грамматический практикум

1. Раскройте скобки, составьте словосочетания:

Ненавидеть (враг), ненависть (враг); условия жизни (народ); уделять внимание (проблема), обращать (внимание, языковые средства), уделять ((внимание, языковые средства), остановить (внимание, комментарий), привлечь (внимание, образы), отличаться (хорошее поведение), не добиться (признание), неудовлетворен (аргументы), стыдиться (внешний облик), негодовать (поведение).

2. Пользуясь таблицей грамматических норм, исправьте ошибки в словосочетаниях со связью управление.

1) Автор в тексте поднимает проблему о потери индивидуальности. 2) Поднятая писателем в тексте проблема об обществе актуальна. 3) Точку зрения автора по поставленной проблеме я не разделяю. 4) Я хочу выразить свое мнение к этой проблеме. 5) В книгах мы можем найти решение на любую проблему. 6) Дети наблюдают на то, как их родители нецензурно выражаются. 7) Люди все меньше посвящают себя в искусство. 8) Наше познание об окружающем мире еще далеко не полно. 9) Я оставляю для себя точку зрения, которую считаю верной. 10) Человек старается получать выгоду на всём. 11) Всё ли в жизни благоволит случай? 12) Здесь он противопоставляет ум старших братьев с простотой младшего. 13) Люди из-за своих знаний перестают удивляться красотой мира. 14) Ее можно соотнести к религии. 15) В тексте говорится о взаимоотношении самого его и людей к природе, к своему родному краю. 16). Мой дом полон пожилыми людьми. 17). Далее следует конкретное рассуждение об отдельных признаков этого явления. 18). Поздравления на День победы – обязательное действие для школьников. 19). Автор рассматривает различие в манерах вести спор от дискуссии. 20). Из этого рассказа автор нам поведал главную мысль, которую я с ним поддерживаю.

 

Пунктуационный практикум

(Трудные случаи постановки знаков в сложных предложениях)

1. Расставьте знаки препинания в сложносочиненных предложениях

1. Мощный гул моторов наполнявший кают-компанию внезапно утих и трясучка прекратилась.(Л.Соболев). 2. Сегодня целый день играет во дворе последний мотылек и точно белый лепесток на паутине замирает (ИБунин). 3. Уже давно покошены зеленые луга и всюду как буденовки расставлены стога (П.Бровка). 4. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь; потом солнце стало припаривать и вода прибавляться (М.Пришвин). 5. При этом глаза Манилова делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение (Н.Гоголь). 6. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься когда я вернулся в свою комнату (Л.Т.) 7. Но было так далеко и там столпилось столько народа что Анна ничего не смогла разглядеть (Л.Т.) 8. Когда в комнату ворвался ветер пламя свечей в канделябрах легло и занавеска вспорхнула вверх обнажив распахнутое окно (М.Булгаков).

Справка. В сложносочиненных предложениях НЕ ставится запятая перед союзом и и другими одиночными соединительными и разделительными союзами, если:
- простые предложения в составе сложного имеют общий второстепенный член (обычно обстоятельство);
- в составе сложного имеется придаточное предложение, относящееся одновременно к двум простым.

2.Расставьте знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

1. Земля на рассвете стала влажной и когда вспыхивал запретительный светофор на мокром асфальте появлялось красное расплывчатое пятно (В.Гроссман). 2.Есть на нашей реке такие глухие места что когда проберешься сквозь лесные заросли и присядешь около самой воды почувствуешь себя в отгороженном от остального земного пространства мире (В.Солоухин). 3.На ранней заре когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы распахнешь бывало окно в прохладный сад и велишь поскорее заседлывать лошадь (И.Бунин). 4. В русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Чтобы убедиться в этом и чтобы изучить емкий и меткий словарь у нас есть неиссякаемый источник язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков и всех бывалых людей у которых что ни слово то золото (К.Пауст.). 5. Несмотря на то что война и походы по тылам врага раньше времени износили здоровье бывших партизан они забыв про собственные раны недоедая и недосыпая работали на восстановлении страны (А.Смирнов). 6. Для того чтобы не потерять чувство русского языка нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с пересвистом птиц (К.Пауст.). 7. Быть настоящим человеком – это значит отдавать силы своей души во имя того чтобы люди вокруг тебя были красивее духовно богаче и чтобы в каждом человеке с которым мы соприкасаешься в жизни оставалось что-то хорошее от тебя и от твоей души (В.Сухомлинский). 8. Чувство сострадания так просто и непосредственно что хочется помочь и тогда когда страждущий не просит о помощи и тогда когда помощь ему вредна и когда он может злоупотребить ею (В.Ключевский). 9. Казалось дорога вела на небо потому что сколько мог глаз разглядеть она все поднималась (М.Лерм.). 10. Пьер думал о том что князь Андрей несчастлив что он не знает истинного света и что Пьер должен прийти на помощь ему просветить и поднять его (Л.Т.). 11. Пыльное затмение располагало к созерцанию и если я подходил к окну и воображал плывущую степь ветер и безлюдье на дорогах поднималась во мне со дна заветная быль плена (В.Лихоносов).

Справка. В сложноподчиненных предложениях:
-запятая ставится между двумя союзами, относящимися к разным придаточным предложениям, если второй союз не имеет продолжения (например: и, если. Но: и если…, то);
-запятая НЕ ставится перед союзом и и другими одиночными соединительными и разделительными союзами между двумя однородными придаточными;
-запятая НЕ ставится внутри сложного союза, находящегося в начале сложного предложения.
 
 
Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществоведение

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Уроки
духовности
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений