Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Основное общее и среднее общее
образование
 

Профильное
обучение

Ресурсные центры

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Конференции,
семинары, конкурсы,
фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников

Электронные библиотеки

Школьные музеи

Полезные ссылки


 

Система Orphus

 

 

 

... / Русский язык / Методическая копилка / Пособие для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку

Приложение 4

Краткий словарь лингвистической терминологии

  • Антонимы – это слова одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное лексическое значение. Например: альтруист – эгоист, гипербола – литота, весёлый – грустный, далеко – близко, вставать – садиться.
    Среди антонимов выделяются: 1) разнокорневые антонимы (война – мир); 2) однокорневые антонимы (правда – неправда, утопия – антиутопия, логичный – алогичный).
    Контекстуальные (контекстные) антонимы – слова, которые противопоставляются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора. Например: Я царь, я раб, я червь, я Бог (Г. Державин).
  • Диалектные слова (диалектизмы) – это слова, употребляемые жителями той или иной местности; не входят в литературный язык, однако некоторые из них используются в художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определённой местности, создания местного колорита. Например: «Видать в лесу-то рабливал?» - «С девяти лет, Петруня, на увале дрова ширикал» (В. Астафьев).
  • Неологизмы – это слова, которые являются абсолютно новыми лексическими единицами для данного исторического периода. Например: имиджмейкер, референдум, дилер.
    От общеязыковых неологизмов следует отличать авторские, или индивидуально-стилистические неологизмы, являющиеся результатом индивидуального словотворчества писателей и поэтов (окказионализмы). Например: огончарован (А.Пушкин), многопенный (К. Бальмонт), пламезарное (А. Белый).
  • Паронимы – это однокоренные слова, как правило, одной и той же части речи, сходные по звучанию, но разные по значению. Употребление одного паронима вместо другого часто является нарушением норм словоупотребления. Например, чётко разграничиваются по значению существительные невежа и невежда: большой невежа (невежа – грубый, невоспитанный человек), но дремучий невежда (невежда – необразованный, несведущий человек).
  • Просторечия (просторечные слова) – слова, имеющие яркую сниженную стилистическую окраску, находящиеся за пределами литературного языка. Используются в текстах в основном для речевой характеристики персонажа. В толковых словарях имеет помету «прост.». Например: баксы, дембель, попса, лохануться, круто, клёво, шизанутый и т.п.
  • Синонимы – это слова одной части речи, близкие по значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы употребляются главным образом для того, чтобы точнее определить характерную особенность предмета, явления, действия, выделив его из ряда сходных с ним. Кроме того, употребление синонимов позволяет избегать надоедливого повторения какого-либо слова. Слова-синонимы объединяются в синонимичные ряды.
    Контекстуальные (контекстные) синонимы – слова, которые сближаются по значению только в данном контексте и обусловлены особенностями языка и стиля автора. Например: Грузное тело его исполнено гибкой, звериной грации (М. Горький).
  • Термины – это слова, являющиеся официально принятыми наименованиями научных понятий. Характерными признаками термина являются: 1) однозначность, 2) эмоциональная и стилистическая нейтральность. Термины бывают узкоспециальными (употребляются только специалистами в данной области) и общеупотребительными (имеют более широкую сферу распространения и понятны многим). Например: композиция, лексикология, синтаксис, сюжет, теорема, фабула, фонема.
  • Устаревшие слова можно разделить на две группы: 1) архаизмы, 2) историзмы.
  • Архаизмы – это слова, вышедшие из употребления вследствие замены их новыми. Например: десница (правая рука), туга (печаль), вирши (стихи), очи (глаза), дабы (чтобы).
    Архаизмы и историзмы употребляются в художественной литературе для воссоздания исторической обстановки в стране, передачи национально-культурных традиций русского народа.
  • Историзмы – это слова, обозначающие названия таких предметов и явлений, которые перестали существовать в результате развития общества. Например: боярин, конюший, оброк, редут, забрало. Историзмы помогают автору создать речевой колорит описываемой эпохи.
  • Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, которые выражают целостное значение и по функции соотносятся с отдельным словом. В предложении являются одним членом. Важнейшей особенностью фразеологизмов является их воспроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Они сложны по составу, образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, кровь с молоком, душа в душу, ободрать как липку). Фразеологизмы характеризует постоянство состава. Большинство фразеологизмов имеет строго закрепленный порядок слов. Например, нельзя поменять местами слова в выражениях ни свет ни заря; все течет, все изменяется. Перестановка компонентов обычно допускается только во фразеологизмах, состоящих из глагола и зависящих от него именных форм (ср.: набрать в рот воды - в рот воды набрать).
    Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии.

 

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществоведение

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Уроки
духовности
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений