Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Петрова Валентина Ивановна.З учитель русского языка и литературы гимназии №9 г. Мурманска

«Смысловые отношения между частями ССП. Функции ССП»

Урок русского языка 9 класс


Цели урока:

  • показать богатство смысловых отношений между предикативными частями ССП, выразительные возможности ССП;
  • обеспечить формирование устойчивых навыков практического использования многочленных синтаксических конструкций в собственной речи;
  • воспитывать внимание к прошлому Родины, уважение к участникам войны, нравственные качества, формирующие гражданскую ответственность;
  • готовить учащихся к ГИА в 9 классе, к ЕГЭ

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • раздаточные материалы (тексты на английском и русском языках);
  • тесты;
  • таблица «Группы сочинительных союзов»;
  • таблица «Стили речи»;
  • фотографии с мест боев Великой Отечественной войны (Мурманская область).

ХОД УРОКА

1. Орфографическая разминка (слова из тестов ЕГЭ):

Задание: списать с доски, вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы, устно сгруппировать:

Бесстрашный, нарастающая угроза, сожженный город, нагромождение камней, освобожденная территория, уверенность в победе, спаяны дружбой.

Проверка работы (кодоскоп, мультимедиа)

  • Какие виды орфограмм встретились?

Повторим другие разделы лингвистики:

  • Найдите слово, в котором происходит оглушение согласных (город)
  • Назовите слово, в котором есть звук [а]: камней, нарастающая, освобожденная.

Объясните.

Найдите словосочетания, в которых слова связаны по типу управления

  • К какой части речи относится слово СПАЯНЫ?
  • Какие разделы лингвистики вспомнили? (Орфография, синтаксис, фонетика, морфология, морфемика).
  • Какой темой можно объединить записанные слова? Случайны ли они на уроке?

Совсем недавно говорили мы о войне, отмечая годовщину разгрома немецко-фашистских войск в нашем крае. В прошлом события, когда эти слова были особенно актуальны.
Вот в такие же холодные октябрьские дни шли жестокие бои в Заполярье за освобождение родной земли. Они шли на суше, в небе и в море, где героические конвои мужественно отражали атаки врагов.
Шел октябрь. Дождь. Грязь. Осень. Война.

 

Черный марш несся здесь,
Застилая всю землю могилой,
Вероломную гибель неся,
Но сломался он в терских долинах.

Стальные орлы в осенней мгле,
В холодных водах железные рыбы.
А на земле лишь кровавая грязь,
Окропившая сопок вершины.

Эти слова написали почти ваши ровесники – ребята одной мурманской рок-группы. И как это важно, что прошлое не безразлично молодым.
Война. Эти события не стерты из памяти. Они волнуют, тревожат наши сердца. Но как сердцу высказать себя? Как передать боль и горечь, восхищение и восторг? Изучая русский язык, не раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей, чувств дает синтаксис. Сегодня попробуем проникнуть в тайны смысловых отношений между частями ССП, одной из единиц синтаксиса, постараемся увидеть их экспрессивные возможности в художественном тексте.

ЗАПИШЕМ ТЕМУ УРОКА (предварительно были пропущены 2 строки).

2.
Обратимся к тексту №1. Это отрывок из романа В, Пикуля « Реквием каравану РQ-17», где автор рассказывает о страшной героической гибели кораблей одного из полярных конвоев под названием РQ-17 (см. Приложение)

ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ:

  • выразительно прочитайте;
  • определите тему. Какие чувства владели человеком, написавшим это? (Гибель кораблей. Никого и ничто не пощадила война. Спасение человека – редкая удача. Это написано сердцем.)
  • в каком стиле написан текст? Докажите. (См. таблицу «Стили речи»: цель высказывания, стилевые черты, языковые средства - лексические, синтаксические).
  • найдите сложные предложения, определите их вид, дайте определение ССП. Запишите в тетрадь, попутно заполняя таблицу (графы 1,2, 4). Дать образец записи:
№ пр. СОЮЗЫ СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВИД ПРЕДЛОЖЕНИЯ
2 Соединительные с временным значением ССП
4
    ССП
6
    ССП
8
    ССП
9     ССП
  • какие предложения встретились? (ССП № 2,4,6,8,9. СПП № 7);
  • определите количество предикативных частей в ССП;
  • какие средства связи использованы? (Союзы, интонация, смысловая связь);
  • определите эти смысловые отношения между частями. Вспомним группы союзов (табл.);

(Предл.№2 - соединительные отношения, явления следуют одно за другим. Оттенок значения – временные. Запись в табл.: соединительные с временным значением.

Предл. №4 – соединительные отношения с причинным значением.

Предл. №6 – соединительные со значением следствия.

Предл. №8 –соединительные.

Предл. №9 – противительные).

  • какие еще смысловые отношения могут связывать предикативные части? См. учебник стр.44 (значение чередование явлений, взаимоисключение).
  • что нового открыли?

ВЫВОД: итак, кроме основных смысловых значений, которые помогают понять сочинительные союзы, можно определить еще и оттенки значений, Они богаты, сложны и разнообразны.

3. А теперь подумайте, какова роль ССП в тексте, каковы их выразительные функции? (ССП как раз и нужны, чтобы выразить эти сложные связи, отношения. Рисуют более объемную, широкую картину: погружаемся в атмосферу трагедии).

  • А теперь поучимся умению давать связный монологический ответ, умению делать выводы. (Сообщение « Функции ССП» )
  • Необходимо пользоваться в речи не примитивными конструкциями, а осложненными и сложными. Это умение пригодится вам на экзамене. Давайте поучимся.

4. ЗАДАНИЕ: сконструировать из простых предложений ССП, вставив нужные для выражения определенных смысловых отношений сочинительные союзы. Не забываем о пунктуации.

1 вариант.
Город казался совсем рядом. Враг шел в яростные атаки. Мурманск по-прежнему не был взят. (союзы И, НО)

2 вариант.
Сотни камней, десятки болот, речек преграждали дорогу. Враги терялись перед этим натиском природы, не желавшей подпустить их к городу. (союз И)

Проверим, определим смысловые отношения между предикативными частями.

(1 вариант – соединительные отношения следствия и противительные.
2 вариант – соединительные отношения с причинно-следственным значением).

5. Общеизвестно, что русский язык усваивается лучше в сравнении с другими языками. Прочитайте предложенный текст на английском языке. Сравним языковые явления.

ВОПРОСЫ:

  • о чем текст?
  • найдите ССП, переведите. Какие смысловые отношения связывают части? (Противительные, союз but )
  • что заметили в оформлении? (Нет запятой)
  • почему же? В этом пыталась разобраться Оля П. Послушаем сообщение.

6. ВЫВОД

Итак, русский язык- система, где все подчинено определенным строгим законам, не позволяющим обращаться с языком вольно. Поможет еще раз убедиться в этом тест с вопросами из различных разделов языка. Знание этих законов позволит выполнить задания правильно, а затем – успешно сдать экзамен.
Возвращаемся к тексту 1.Выполнение тестовых заданий (7-10минут) Взаимопроверка (доска).

7. ИТОГИ УРОКА.

Что делали на уроке?

Итак, мы с вами рассмотрели оттенки смысловых отношений между предикативными частями ССП, убедились в их богатстве и разнообразии.
ССП - важнейшая синтаксическая конструкция, она вместе с другими средствами языка помогает человеку более точно, полно, эмоционально выразить свои мысли, чувства – то, что хочет высказать сердце. И, наверное, не менее важен был сегодня материал урока: мы вспоминали тяжелые годы войны в наших родных краях. Свет благодарной памяти пусть навсегда сохранится в наших сердцах (фотографии)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Составить небольшой текст «Вспоминая войну». Использовать ССП с различными смысловыми отношениями между частями, опорные слова из словарного диктанта, таблицу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст 1.

1. Корабли, как и люди, умирали по-разному… 2. Иные встречали смерть в торжественном молчании, и только потом из-под воды слышался долгий гул. 3. Это взрывались раскаленные котлы, не выдержавшие объятий холода. 4. Другие жалобно стонали сиренами, и их конструкции с грохотом разрушались. 5. Разломленные пополам, корабли сдвигали в небе свои мачты, словно руки для предсмертного пожатия. 6. Иногда они тонули сразу, и люди не успевали покинуть их отсеков и коридоров, похожих на мифические лабиринты. 7. Другие, напротив, стойко выдерживалиp взрыв за взрывом, будто понимая, что надо держаться, пока не спасутся люди. 8. Потом корабли с ревом зарывались в пучину, а на прощание окна их рубок яростно сверкали глазами…

9. Корабль умирает, а человек остается. 10. Цепляясь за спасательный плот, он, обожженный взрывом, ослепший от мазута, тянет руки и хрипло кричит – в восторге: «Кажется, мне повезло…Мне чертовски повезло!»

Text 2

Heroic history of English convoies is a wonderful example of friendship and cooperation between Russia (the Soviet Union) and Great Britain during World War II. Since 1941 English and American cargo-boots carried weapons, ammunition, different cargoes to Murmansk and Archangelsk. They were sent under naval convoy-armed ships – because of the danger of the enemy attack. Soviet Air Forces protected the escorts in the sky.
Brave Soviet, English and American seamen fought courageously for the convoies.
Severe climate, fogs,dreadful winds, the icy White Sea prevented the ships from reaching the port but the sailors did their best to achieve the aim (goal ).


ТЕСТ

1. Какая мысль отражена в тексте?

а) никто не забыт, ничто не забыто;
б) все русские люди встали на защиту Родины;
в) война – страшное время, и ничто - живое или неживое – не знало пощады.

2. Какие смысловые отношения между предикативными частями предложения №2?

а) соединительные с временным значением;
б) противительные;
в) соединительные с причинным значением.

3. К какому стилю и типу речи относится текст?

а) публицистический стиль, повествование;
б) художественный стиль, описание;
в)научный стиль, описание;
г) разговорный стиль, повествование.

4. Какое из предложений связано с предыдущим при помощи личного местоимения?

а) 4 б) 6 в) 8 г) 9

5. Каков способ словообразования слова ПО-РАЗНОМУ?

а) приставочный;
в) приставочно-суффиксальный;
б)суффиксальный;
г) сложение;

6. Какой частью речи является слово ТОЛЬКО? ( предложение №2)

а) наречие;
б) союз;
в) частица

7. В каком предложении есть составное глагольное сказуемое?

а) 4; б) 6; в) 8; г) 9.

8. Какая из характеристик предложения №7 верная?

а) простое;
б) ССП;
в) СПП;
г) сложное с разными видами связи.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений