Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Русский язык / Методическая копилка /

Козлова И.М., учитель высшей квалификационной категории гимназии № 10 г. Мурманска

Pусский язык
5 класс

«Множественное число имён существительных (Морфологическая норма)»

Цель урока: расширить знания учащихся об имени существительном; дать понятие о морфологической норме; вызвать интерес к лингвистике, продолжить работу по региональной лексике, воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска (ИД)

Оформление доски:
Дата
Классная работа
Множественное число имён существительных (Морфологическая норма)

Организационный момент.

Учитель. Запишите дату и тему урока. Как вы думаете эта тема урока широкая или узкая?

Ученик. Эта тема широкая.

Учитель. Да, действительно, у нашего урока есть ещё и узкая тема, но её мы сформулируем позже.

Языковая разминка.

Учитель. Какой раздел науки о языке мы изучаем?

Ученик. Морфология – раздел лингвистики, в кот. изучаются части речи.

Учитель. Не так давно мы уже с вами говорили о числе имён существительных. Что вы знаете об этой категории?

Ученик. Имя существительное имеет формы единственного и множественного числа.

Учитель. Давайте проверим, как вы усвоили этот материал, сыграв со мной в игру «Будь внимателен». Внимание на монитор! (Слайды № 3-4)

Образуйте мн.ч. от ед.ч Образуйте ед.ч. от мн.ч.
Дуга дуги Певцы певец
Рука руки Венцы венец
Мука ? вещ. Щипцы ? парн.
Лопарь лопари Успехи успех
Саам саамы Доспехи ? вещ.
Грек греки Олени олень
Человек ? собир. Пони ? инояз.

Учитель. Почему нельзя образовать ед. или мн. число у некоторых сущ.?

Проверка д/з.

Ученик. Монологический ответ по памятке (Слайд № 5)

Учитель. Дома вы работали с текстом И. Кирпичникова. Прочитайте выразительно. Можно ли это же сказать и о Кольском полуострове? Слайд № 6

Людей издавна интересовало, что скрыто в недрах земли. Несметные сокровища скрываются под нашими ногами: уголь, золото, нефть и алмазы, руда и мрамор. Научились люди рыть шахты и бурить скважины, чтобы добраться до тех подземных складов.

Ученик. Да. На уроках природоведения нам говорили о том, что недра Кольского полуострова содержат почти всю таблицу Менделеева и что очень много полезных ископаемых.

Учитель. Вы должны были выписать сущ. в три столбика. (1 – ед. и мн.ч., 2 – только ед.ч., 3 – только мн.ч.), а также сделать морфемный анализ слов скрываются, подземных, издавна (Проверка через монитор (ИД) – слайд № 7-9)

Имеют ед. и мн. число Имеют только ед.число Имеют только мн.число
Земля - земли, нога – ноги, Уголь (как полезн. ископ.), Люди,
сокровище-сокровища, золото, недра
алмаз – алмазы, нефть,  
руда – руды, мрамор  
шахта – шахты,    
скважина – скважины,    
склад - склады Веществ. Собират.

Учитель. Внимание на монитор! Ребята, продолжим наше небольшое путешествие по Кольскому краю и закончим заполнение таблицы. (Слайды № 11-14)
1) Как поморы называли водопад на северных реках? Падун (1) /Нариц. или собств.?/
2) Назовите город в Мурманской обл., названный в честь «камня плодородия». Апатиты (3)
3) Как называется горный массив, который расположен в Апатитском районе? Хибины (3)
4) 1-е русское село на Кольском п-ове (Успенская церковь – гл. достопримечательность, 1674г.) и река – Варзуга (2).
5) Что такое бахилы (поморск.)? Кожаные рыбацкие сапоги с голенищами выше колен. (3)

Целеполагание.

Учитель. Но почему мы сегодня говорим ещё раз о множественном числе имени существительного? Ответ содержится, как вы поняли, во второй части темы урока, которая закрыта.
Индуктор! Просмотр отрывка из м/ф «Летучий корабль» («Частушки бабы-яги») Слайд № 15

Учитель. Как назовем этот эпизод из м/ф?
Ученик. «Песня баб-ёг»? «Частушки бабок-ёжек»?

Учитель. Как узнать, правильно ли мы думаем? Есть ли в словаре слово бабка-ёжка? Для этого обратимся к консультанту. (Небольшое сообщение по славянской мифологии о бабе-яге)

Индивидуальное задание. (уч-ся пишет на ИД слово, расставляет ударение) бабы-яги

Ученик. Надо обратиться к специальному словарю. Это «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р.И. Аванесова.
*баба-яга, род. пад. бабы-яги, мн. бабы-яги, род. не употр., бабам-ягам (слайд № 16)
Следовательно, правильно надо говорить: «Частушки, которые поют бабы-яги» или «Частушки, исполняемые бабами-ягами». Слова бабка-ёжка в словаре нет. Это разговорное, просторечное слово.

Учитель. Итак, проведя это лингвистическое наблюдение, мы с вами затронули вопросы какого раздела русского языка? Дайте его определение.

Ученик. Культура речи – раздел лингвистики, в котором рассматриваются нормы современного русского литературного языка.

Учитель. Какие нормы вы знаете? О какой норме мы будем сегодня говорить? Что же необходимо, чтобы овладеть нормами СРЛЯ?

Ученик. Орфографическая, орфоэпическая, синтаксическая, лексическая, морфологическая норма. Чтобы овладеть нормами СРЛЯ, нужно их знать и уметь замечать ошибки в своей речи и речи окружающих людей, а также работать с различными лингвистическими словарями.

Учитель. Заполните первую строчку таблицы. Морфологическая норма требует правильного образования и употребления грамматических форм слов разных частей речи.

Новый материал.

Учитель. Итак, важнейшим свойством литературного языка является нормированность. Норма как совокупность правил произношения, грамматики, словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения другому. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения (например, в лексике), что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.
Но вместе с тем нормы - не застывшие раз и навсегда явления языка. Они постепенно изменяются, главным образом за счет возникновения новых вариантов и их конкуренции в течение некоторого времени. Через изменение норм в языке закрепляется новое, узаконивается то, что актуально для языковой системы на данном этапе развития.

Учитель. Учебник, стр. 208, упр. 549. В каком падеже даны сущ.? Понаблюдайте за нормой употребления мн. ч. в им. пад.
Проверка по цепочке. Какие наблюдения вы сделали? Используйте таблицу-памятку № 1.

Морфологическая норма
Памятка № 1
Именительный падеж во множественном числе
1) Норма употр. сущ. в _______ роде с ___________ окончанием.
2) Большинство сущ. имеют окончание _________ (это свойственно
_________________________)
3) Некоторые сущ. имеют _____________окончание_________
(это свойственно _________________________)

Ученик.

  1. В основном здесь даны сущ. в м.р. с нулевым окончанием.
  2. Большинство сущ. имеют окончание -Ы(-И).
  3. Некоторые сущ. имеют ударное окончание -А(-Я)

Учитель. Вот вы и сделали первые выводы. Добавлю, что формы с окончанием -А(-Я) более свойственны устной речи, просторечию (договора, выбора). Для книжной, литературной речи более характерны сущ. с окончанием -Ы(-И) – договоры, выборы. Слайд № 17

Учитель. Существует старая шутка (см презентацию, слайд № 18) – как писать: у рыбов нет зубов или у рыбей нет зубей? 7 (кочерга)? В каком падеже даны сущ.?
Шутка придумана не случайно. Не все твёрдо знают окончания некот. сущ. в род. пад. мн. ч. Как, например, правильно: пара чулок-чулков или пара носок-носков?
Итак, познакомимся с особенностями образования род. пад. мн. ч. у некот. сущ.
Учебник, стр. 209, упр. 552. Понаблюдайте, когда окончание нулевое, а когда -ов, -ев? Заполним памятку № 2. (См. слайд № 19-20)

Памятка № 2
Родительный падеж множественного числа
Нулевое окончание Окончания –ов, -ев
1) 1)
2) 2)
3) 3)
4)  

Ученики. Нулевое окончание:

  1. парные предметы – сапог, чулок (но: носков);
  2. средний род – яблок, мест;
  3. названия лиц по нац. признаку с сновой на -н, -р – болгар, армян;
  4. войсковые наименования – солдат.

Окончание -ов, -ев:

  1. плоды – помидоров;
  2. названия некот. профессий – нженеров;
  3. единицы измерения – граммов, ярдов.

Учитель. Нулевое окончание свойственно разговорной речи (5 килограмм абрикос – 5 килограммов абрикосов).

Данную информацию необходимо запомнить и при затруднении воспользоваться ею или другим надёжным нормативным справочным пособием.
словарём. Как называется словарь, в котором представлены некоторые нормы русского языка?

Ученики. Орфоэпический словарь.

Закрепление.

А теперь выполните небольшой тест по теме нашего урока.

ТЕСТ 1 вариант ТЕСТ 2 вариант

1. Только в ед. числе употребляется слово

1) вермишель
2) работа
3) тень
4) ткань

1. Только в ед. числе употребляется слово

1) ворота
2) кафе
3) учитель
4) снег

2. Оба сущ. имеют только форму мн. ч.

1) просторы, листья
2) гвозди, переговоры
3) чернила, сутки
4) ножницы, перья

2. Оба сущ. имеют только форму мн. ч.

1) ботинки, обувь
2) будни, шахматы
3) отруби, продукты
4) лыжи, крики

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) учителя
2) торты
3) докторы
4) шофёры

3. Какая форма мн. ч. образована неправильно?

1) повара
2) торты
3) офицеры
4) инженера

4. -А(-Я) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) выбор
2) директор
3) тренер
4) месяц

4. -Ы(-И) в форме И.п. мн.ч имеет слово

1) герб
2) купол
3) сторож
4) доктор

5. Речевая ошибка допущена в словах
1) 100 граммов
2) пляска цыган
3) нет сапог
4) пара носок
5. Речевая ошибка допущена в словах
1) группа кадет
2) много ананасов
3) 1 кг помидор
4) 1 кг яблок

Проверка (по парам) через монитор (слайд № 21)

Вывод.

Учитель. Для чего же необходимо знать нормы литературного языка?

Ученики. Чтобы быть культурным человеком, чтобы избегать двусмысленности, чтобы понимать друг друга, чтобы не утратить связь с предками и сохранить языковое богатство, необходимо знать нормы русского литературного языка.

Учитель. Действительно, состояние языковой культуры в наши дни вызывает озабоченность у лингвистов, педагогов, писателей. Это связано с ориентацией во многом на западную культуру, отсутствием тяги к чтению, что приводит к расшатыванию традиционных лит. норм и засорению речи неуместными иностранными, жаргонными словами, общему падению культуры. Так давайте же любить свою Родину, а следовательно, беречь, любить и знать русский язык! (Слайд № 22)

Итоги урока.

Домашнее задание

  1. Ректор, сторож, бухгалтер, шулер, невод, учитель поставить во мн. ч.
    (ректоры, сторожа, бухгалтеры, шулера, невода, учителя);
  2. погоны, румыны, абрикосы, гусары, гектары, баклажаны поставить в род. пад.
    (погон, румын, абрикосов, гусар, гектаров, баклажанов)
  3. упражнение 550 (1-4) по заданию;
  4. памятки знать.
Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений