Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Чем определяется мера человеческого в человеке?

(Человек и культура).

Обществознание, 10 класс, социально – гуманитарный профиль.

Генкина Татьяна Борисовна, учитель гимназии № 10 г. Мурманска.

Цель: Усвоение содержания понятия культуры, её функций и форм проявления.

Задачи:

  1. раскрыть понятие «культура», её функций и форм;

  2. учиться находить, отбирать и систематизировать информацию в сфере социальных исследований;

  3. учиться формулировать и аргументировать свою точку зрения, анализировать высказывания;

  4. способствовать формированию глубокого уважения к культуре прошлого и настоящего, духовным поискам людей.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

Предварительная подготовка к уроку.

Класс разделён на 3 группы: 1,2,3 группы проводили исследование на тему «Культурно-досуговые запросы населения» по возрастным и половым группам. В исследовании участвовали 120 человек: из них 40-учащиеся, 40-женщины и 40-мужчины старшего возраста. Был составлен вопросник:

  1. Как Вы считаете, что такое культура?
  2. Любите ли Вы читать, и что Вы читаете?
  3. Любите ли Вы музыку и каким жанрам отдаёте предпочтение?

План.

1. Культура: истоки, понятия, функции.
2. Основные классификации форм культуры:
а) по принадлежности к этносам;
б) по способу выражения;
в) по направленности.

Д/З № 6 (уч-к Полякова), эссе:

1) Может ли подлинная культура быть массовой?
2) «Художник – лжец, но искусство – правда» (А.Моруа)
3) Культура – это система табу (К.Леви – Строс, этнограф)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Используемые методы: проблемно-исследовательский, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный, эвристический.

  Чем определяется мера человеческого в человеке?  
 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф к уроку:
    Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Н. Заболоцкий

1. Проанализируйте отрывок, найдите главную мысль, определите о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.

После этого объявляется цель, план урока:

  • Усвоить содержания понятия культуры, её функций и форм проявления.

  • Учиться находить, отбирать и систематизировать информацию в сфере социальных исследований; формулировать и аргументировать свою точку зрения, анализировать высказывания.

Истоки культуры связаны с процессами социализации. Существует мнение : «Социализация – это окультуривание человека». Поясните данное высказывание с помощью учебника ПоляковаЛ.В.,с. 58 – 59.
В чем состоит процесс социализации? (Процесс усвоения людьми социального опыта, усвоения традиций!)
Дайте определение, что такое традиции? (Работа в рабочих листах)

Традиции – это привычные и воспроизводимые от поколения к поколению формы социальной жизни разных человеческих сообществ.
В ходе социализации у индивида формируются знания о мире, он приобщается к культурным ценностям.
Понятие «культура» очень ёмкое многогранное.

Работа со слайдом: бабушка из деревни и преуспевающая бизнес - леди.

 

Можете ли вы утверждать, что бабушка – бескультурная, а банкир – культурный человек?
Культуру человека взглядом не окинешь, на ощупь не проверишь, на слух не определишь. (Как сказал великий русский писатель А.П.Чехов: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»).

Анализ диаграммы социологического исследования учащихся.

   

Культура – от латинского « возделывание, культивирование почвы». Существует более 500 определений понятия культуры.
Существуют различные подходы к определению понятия «Культура»( раб лист):

Философско – антропологический: Культура – совокупность традиций, свойственных тому или иному человеческому сообществу.

Социологический: Культура – определенная система материальных и духовных ценностей.

Философско – исторический: Культура – исторически определенный уровень развития общества.

Деятельностный: Культура – все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты.

Технологический: Культура – это определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико – экономических показателей развития общества.

Ребята! Представим на минутку, что нет культуры в человеческом обществе. Что тогда будет? Зачем нужна культура, каковы её функции?

 

Функции культуры

  • Информационная
  • Адаптационная
  • Оценочная
  • Регулятивная
  • Коммуникативная
  • Функция социализации

Учебник, с. 59 – 60 На какие три большие группы по способу выражения делится культура?

Материальная культура – артефакты, вещи, служащие удовлетворению жизненных потребностей.

Духовная культура – совокупность явлений творчества( наука, искусство, мораль).

Социальная культура – формы организации совместной жизни людей. Важнейшей частью социальной культуры является культура политическая.

Выполнение задания на определение формы культуры.

  Привести в соответствие:  
   

Из предлагаемого списка выделите элементы, которые могут относиться сразу к нескольким видам культуры? (икона – материальная и духовная; ракета – материальная и духовная).

Работа со слайдами и рабочими листами, определение групп культуры по направленности , их признаков

  Формы культуры по направленности:
 


Кто автор этой культуры? На какого потребителя рассчитана?

Народная культура – анонимная, любительская, коллективная, основанная на фольклоре и традициях.

Следующая группа слайдов.

  Формы культуры по направленности:
 

Чем эта форма культуры отличается от народной? Все ли понимают содержание этой культуры?

На какой круг населения она рассчитана?

Элитарная культура – культура, рассчитанная на узкий круг потребителей, элиту, профессионалов, сложная по содержанию( музыка Шнитке, картины Пикассо).

Следующая группа слайдов.

  Формы культуры по направленности:  

Все ли понимают содержание этой культуры?

На какой круг потребителя она рассчитана?

Массовая культура – производство культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление.

Массовая культура – явление в истории человечества достаточно молодое. Сложилось оно в 20 веке.
Почему массовая культура появилась только в 20 веке?

Для появления массовой культуры потребовалось несколько условий: достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободного времени и свободных средств, чтобы оплатить свой досуг, а также средств коммуникации, способных копировать и доносить культурную продукцию до масс.

  • Процесс урбанизации: многие крестьяне оказались оторваны от своей народной культуры ( нужна была доступная культура).
  • Желание отдохнуть после работы ( культура антиусталости: проста, понятна, развлекательна, использует понятные всем образы и темы)
  • Желание получить дешевую культуру ( НТП позволил сделать это: конвеер, магнитофоны, компьютер)
  • Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя, коммерческая направленность.-Реклама как элемент массовой культуры.

Универсальна и демократична : известный всем «агент 007» Джемс Бонд – любимец простых людей и президента США Джона Кеннеди и английского принца Чарльза.

Анализ социологического исследования учащихся:

 

- Как, через какие каналы пропагандируется массовая культура?
(Какое влияние на распространение массовой культуры оказывают средства массовой информации?)

- Массовая культура неотделима от средств массовой информации, рекламы.


Задание классу

Средний американский подросток смотрит телевизор 21 час в неделю, проводя лишь 5 минут наедине с отцом и 20 минут наедине с матерью. К тому времени, когда он становится взрослым, он уже видел на экране 11 тыс. убийств.

Укажите возможные последствия этих фактов:
а) для личности, б) для общества?

Как вы считаете складывается ситуация в нашем российском обществе?
(многие молодые люди заимствуют образцы поведения с экранов телевизоров)

Как вы считаете, массовая, элитарная, народная культура существуют изолированно, независимо друг от друга?
Массовая, народная, элитарная культуры – не антагонистичны. Массовая культура не может существовать без подпитки элитарной, а элитарная нуждается в распространении, популяризации. Именно этот диалог и взаимодействие позволяют существовать и развиваться современной культуре.

Культура не терпит принуждения и назидательности. Каждый человек сам решает, что ему нравится, а что нет. Выбирая культурные приоритеты и ценности, человек формирует и определяет самого себя.

Притча: Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, -спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?» В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания- это маленький круг, а мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».(изображаю круги на интерактивной доске)

Как вы думаете, а зачем я Вам рассказала эту притчу, каким образом она связана с темой урока?
Мне бы хотелось, чтобы урок заставил вас задуматься о состоянии своей культуры, своего внутреннего мира.

Закрепление.

Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать её явления.

Работа с документом
Прочтите фрагмент работы «Неудовлетворенность культурой» австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939)

Сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность как источника счастья была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего - то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулирований отношений между людьми... мы признаем в качестве свойственных культуре все формы деятельности и ценности, которые приносят человечеству пользу, способствуют освоению земли, защищают его от сил природы и т.п. По поводу этого аспекта культуры возникает меньше всего сомнений. Заглядывая достаточно далеко в прошлое, можно сказать, что первыми деяниями культуры были применение орудий, укрощение огня, постройка жилищ. Среди этих достижений выделяется как нечто чрезвычайное и беспримерное укрощение огня, что касается других, то с ними человек вступил на путь, по которому он с тех пор непрерывно и следует; легко можно догадаться о мотивах, приведших к их открытию. При помощи своих орудий человек усовершенствует свои органы — как моторные, так и сенсорные — или раздвигает рамки их возможностей...
Никакая другая черта культуры не позволяет нам, однако, охарактеризовать ее лучше, чем ее уважение к высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным научным и художественным достижениям и забота о них, чем ведущая роль, которую она отводит значению идей в жизни человека. Среди этих идей во главе стоят... представления о возможном совершенстве отдельной личности и целого народа или всего человечества..

Вопросы и задания к источнику.

  1. Как определяет понятие «культура» 3. Фрейд?
  2. Объясните мысль автора о том, что культура отличает человека от его «предков из животного мира».
  3. Предположите, почему, по мысли Фрейда, ценность культуры как источника счастья может быть подвергнута сомнению.

Вывод. Чем определяется мера человеческого в человеке?

  Культура - мера человеческого в человеке (И.Г.Гердер).  
   

Домашнее задание

Д/з № 6 (уч-к Полякова),
эссе:

1) Может ли подлинная культура быть массовой?
2) Место культуры в системе ценностных ориентаций старшеклассников.
3) Культура – это система табу (К.Леви – Строс, этнограф)

Оценки за урок.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений