Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Методические рекомендации по гражданскому образованию через уроки истории,
обществознания и граждановедения.

5 класс

Компоненты содержания гражданского образования

Проектируемые результаты

Мотивация на формирование патриота, законопослушного гражданина, знающего свои права и обязанности.
1. Формирование у учащихся представления о гражданине, основных правах и обязанностях, власти и государстве.
2. Формирование норм морали и нравственности в общении, гуманного отношения к окружающим.
3. Формирование уважительного отношения к культурному наследию человечества.

  • Представление о государственной власти и роли закона.
  • Навыки оценки поступков человека с позиции морали и права
  • Знание своих прав и обязанностей, уважение прав других.
  • Знание правил поведения в обществе.

Пути реализации

Предмет

Тема

Понятия (нравственные)

Умения, навыки

История

  • Появление неравенства и знати.
  • Древние государства.
  • Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
  • Индийские касты.
  • Зарождение демократии в Афинах.
  • Древняя Спарта.
  • Афинская демократия при Патриции и плебеи.

Вежливость
Правдивость
Верность
Скромность
Бережливость
Честность
Уважение
Справедливость
Тактичность
Гуманность

Выделить главное, составить план.
Объяснять
Сравнивать
Оценивать
Знать специальную терминологию

Граждановедение

  • Гражданин.
  • Права человека и гражданина - как общечеловеческая ценность.
  • Семья, как условие благополучного общества.
  • Социальные нормы - регуляторы поведения в обществе.
  • Власть и ее назначение.
  • Нации, многонациональный состав человеческого общества.

6 класс

Компоненты содержания

Проектируемые результаты

Мотивация на познание и использование опыта накопленного предшествующими поколениями.
1. Формирование чувства сопричастности к истории своей страны, края, семьи
2. Осознание роли личности в развитии общества, духовных ценностей и их места в жизни человека.

  • представление о значении положительного опыта предыдущих поколений, ценности идей гуманной терпимости к иному образу жизни.
  • Осознание своей индивидуальности и стремление к реализации себя как личности.
  • Представление о нормах права и морали как регуляторов поведения человека в обществе.
  • Представление о защите Отечества как гражданском долге.

Пути реализации

Предмет

Тема

Понятия (нравственные)

Умения, навыки

История

  • Восточные славяне.
  • Русь в IX - пер. пол. XII в.
  • Русь в XII-XIV вв.
  • Московское государство в XV-XVI вв.
  • Восточная и Центральная Европа в V-XI вв.
  • Восток в средние века.
  • Доколумбовая Америка.
  • Культура стран Европы в XI-XV вв.
  • Государства Европы в XII-XV вв.

Принципиальность
Заботливость
Благородство
Сочувствие
Достоинство
Терпимость
Взаимопомощь
Сострадание
Гордость
Требовательность
Доверие
Милосердие
Миролюбие
Гуманность
Откровенность
Совесть

Сравнивать.
Соотносить поступки с нормами морали и права.
Использовать историческую и правовую терминологию.
Уметь анализировать различные источники, извлекать из них новые знания.
Уметь отстаивать свою точку зрения.
Уметь выделять главное и делать выводы.

Граждановедение

  • Человек среди людей.
  • Ребенок и его права.
  • Морали права.
  • Человек в семье.
  • Для чего нужна армия
  • Какая армия нам нужна
  • Совесть
  • Доброта и гуманность
  • Злобность и жестокость
  • О жизни и смерти.
7 класс
Компоненты содержания
Проектируемые результаты

Мотивация на формирование осознанного отрицательного отношения к правонарушениям как факторам подрывающим материальное и психологическое благополучие граждан.
1. Мотивировать учащихся на развитие гражданского самосознания диктуемого моралью и законом, на основе достижений правовой и социальной психологии.
2. Формирование осознанного отрицательного отношения к правонарушениям как факторам подрывающим материальное и психологическое благополучие граждан.
3. Формирование у учащихся представления о содержании и тенденциях развития отечественного и европейского права.

 
  • Знание правовых норм поведения, видов правонарушений и юридической ответственности, различение понятий: аморальный поступок , правонарушение, преступление.
  • Представление о соотношении власти и права в истории народов и государств.
  • Осознание ценности ответственного отношения к личности и собственности; взаимной ответственности личности и государства.
Пути реализации
Предмет
Тема
Понятия
Умения, навыки
История
(Россия и мир в новое время)
  • Географические открытия. Последствия географических открытий.
  • Освоение Сибири. Родной край в XVII в.
  • Реформация в Европе. Самодержавие и церковь. Церковный раскол в России.
  • Формирование абсолютизма в Европе и России.
  • Зарождение индустриального общества. Особенности зарождения в России и Европе.
  • Идеалы нового времени, новые ценности, мировоззрение нового времени

Гуманизм
Меркатизм
Протекционизм
Гражданское общество
Правовое государство
Диктатура закона
Правонарушение
Преступление
Аморализм
Бездуховность
корыть
Жадность
Достоинство
Честь
Собственность
Исполнительность
Эффективность
Трудолюбие
Рационализм
Предприимчивость
Расчетливость
Экономичность
Обязательность

Соотносить факты и исторические процессы в России и мире.
Соотносить поступки с нормами морали и права.
Сформировать личностное отношение к событиям, личностям, умения и навыки нравственной оценки окружающей действительности.
Граждановедение
  • Преступление и правонарушения.
  • Что такое вина, ответственность, аморализм, бездуховность, безнаказанность.
  • Преступление против личности и собственности.
  • Правопорядок.
8-9 класс
Ценностные ориентиры гражданского образования
Проектируемые результаты

Мотивация на формирование личности в современном обществе, на понимание законов развития общества и его основных сфер жизнедеятельности, освоение законов социализации и осознание своего социального статуса и роли в обществе.
1.Формирование правовой, политической и нравственной культуры.
2.Формирование представлений о Конституции Р.Ф.-как форме общественного договора, основном Законе государства.
3.Формирование личности на основе юридических норм , определяющих её правовой и социальный статус.

Знание структуры органов государственной власти, принципов федерализма, уважения к суверенитету личности и государства.
- Осознание и понимание необходимости общественного договора государства с гражданами и важности его соблюдения.
- Знание своих прав и свобод, уважение прав и свобод других и осознание их ценности.
- Понимание роли закона как регулятора жизни. Желание воспитывать в себе привычку следовать Закону.
- Знать назначение реформ в обществе, понимать их неизбежность и противоречивость.
Пути реализации
Предмет
Тема
Понятия
Умения, навыки
История России 19-20 века
- Внутренняя и внешняя политика Александра 1
- Отечественная война 1812 года
- Внутренняя и внешняя политика России в период 19-20 веков
- Внутренняя и внешняя политика Николая 1
- Общественные движения в период 19-20 веков
- Наука и образование в 19-20 в.в. Реформы 60-70 г.г.
- Внутренняя и внешняя политика Николая 2
- Первая российская революция
- Революция и гражданская война в России
- СССР в период между мировыми войнами - опыт строительства социализма
- СССР во второй мировой войне
- СССР в послевоенные годы
- СССР в 1985 - 1991 г.г.: реформирование советской системы
- Новая Россия. 1991-1999гг.
Разделение властей
Власть, права, свободы
Международные противоречия
Международное право
Диктатура
Собственность
Избирательное право
Индустриальное общество
Капитализм
Гражданское законодательство
Политическая власть
Правовое государство
Гражданское общество
Конституция
Национальное самосознание
Антиколониальное движение
Мировая война
Толерантность
Долг
Обязанность
Ответственность
Общество

Сравнивать
Анализировать
Отстаивать свою точку зрения
Использовать, применять знания
Оценивать события, факты, исторические личности
Умение видеть и решать проблемы, поставленные жизнью
Уметь оценивать поступки людей в соответствии с их социальной ролью
Анализировать конфликтные ситуации и находить оптимальный способ их разрешения
Всеобщая история
- Становление индустриального общества: человек в изменившемся Мире
- Общественно-политические учения
- Строительство новой Европы
- Европа: время реформ и колониаль ных захватов
- Две Америки
- Традиционное общество в 19 веке
- Международные отношения в конце 19 начале 20 вв.
Реформы
Демократия
Политическая культура
Правовая культура
Правонарушение
Гражданство
Гражданин
Политические права
Сепаратизм
Тоталитаризм
Референдум
Регресс, прогресс
Обществознание
авторы
Боголюбов Л.Н., Кравченко А.И.
- Общество и человек
- Человек и природа
- Человек среди людей
- Человек в обществе
- Гражданин. Мораль. Право
- Социальный прогресс и развитие общества
- Конфликты в обществе
- Личность и социальная среда
- Социализация и воспитание
- Общение
- Социальная структура
- Межнациональные отношения
- Права человека и гражданина
Частная жизнь
Частное право
Духовная жизнь
Глобальные проблемы
Социальное движение
Публичное право
10-11 класс
Ценностные ориентиры гражданского образования
Проектируемые результаты

Мотивация на создание системы либерально-демократических ценностей: права и свободы личности, гражданское общество, свободное самоопределение и развитие личночти.
1. Формирование человека-гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества
2. Формирование национального самосознания, уважение к историческому, культурному наследию народов России и мира, патриотизм и гражданскую ответственность.

  • Готовность к овладению типичными видами социальной деятельности; ориентация на выбор профессии.
  • Готовность руководствоваться нравственными и правовыми нормами человеческого общежития, идеями гражданской ответственности.
  • Стремлание развивать и преумножать традиции национальной культуры в сочетании с уважением к национальным, культурным особенностям других народов.
Пути реализации
Предмет
Тема
Понятия
Умения, навыки
История
  • Государство, общество и личность в странах Древнего Востока и античного мира.
  • Становление сословного представительства в Западной Европе в средние века. Судьбы представительных органов власти в средневековой Руси. Городское самоуправление.
  • Личность, общество и государство в странах Востока в средние века.
  • Зарождение
Обществознание
  • Общество и общественные отношения. Сферы общественной жизни.
  • Древние мыслители о мире и человеке.
  • С

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений