мультимедиа-проектор, экран, колонки, ноутбук, магнитная доска,
магниты
Оформление:
Содержание урока |
Предполагаемые ответы учеников |
I
этап |
Здравствуйте, ребята!
Надеюсь на наше с вами взаимное сотрудничество! |
|
А) Предлагаю всем нам внимательно посмотреть
небольшой видео-сюжет об армии |
|
2 слайд - Военные
Фрагмент без звука - Верно. Подберите синонимы к слову армия.
|
Защитники, войско, дружина |
- Как словари объясняют слово армия, прочитайте? |
Армия – это все Вооруженные силы государства. |
- А когда в истории России появляется армия? |
С появлением государства, во времена первых князей |
- Когда в России появилось государство? |
В середине IXв., 882гг. |
- А была ли в то время армия в современном
понимании этого слова и как она называлась? |
Нет. Дружина. |
- Зачем была нужна дружина первым русским князьям? |
Увеличивать территорию, защищать власть князя и его земли. |
- Подумайте, в каком порядке надо поставить
синонимы, чтобы обозначить этапы становления армии? |
Дружина – Войско – Армия |
- А сейчас с чем связана потребность в армии?
- Давайте подумаем, а что охраняет армия?
(запись в рабочем листе, оценка – кто больше)
- Верно
|
С защитой государства
Население, границы, территорию и т.д.
3 слайд |
Армия защищает:
|
|
- Что такое независимость государства? |
Его самостоятельность |
- Скажите, пожалуйста, для любого человека
с первых дней жизни кто является самым важным человеком? |
Мама |
- А почему? |
Она нас любит, защищает, жалеет и т.д. |
- Мы вырастаем, наши родители стареют. Как
мы можем выразить им свою любовь? |
Заботиться о них, защищать, помогать им. |
- Ребенок вырастает, любит своих маму и папу,
а что ещё учится любить человек? |
Дом, семью, Родину |
- Предлагаю вашему вниманию ещё один видео
фрагмент, который поможет вам ответить на вопрос, что такое
Родина?
4 слайд – С чего начинается Родина?
Просмотр видео |
|
- Что такое Родина? |
Картинка в букваре, друзья, семья, родной город, страна,
государство |
- А что такое Малая Родина? |
Город, село, где ты родился и живешь,
г. Мурманск |
- Как называют людей, которые любят свою Родину
и готовы ради неё на большие поступки? |
|
- Как современный словарь объясняет нам эти
слова?
|
Патриоты (5 слайд, патриотизм |
Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан
своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов
своей Родины
- Как мы назовем чувство, которое испытывают патриоты? (запиши)
Патриотизм – чувство любви к отечеству и готовность подчинить
его интересам свои частные интересы, гордость достижениями
и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины
и своего народа. |
Зачитать текст в рабочем листе |
- Давайте приведем примеры патриотизма:
Для этого вам надо вспомнить и записать фамилии героев Великой
Отечественной войны
1941-1945гг. чьи имена увековечены в названиях улиц нашего
города – 1 мин.
|
6 слайд |
- Проверим (по цепочке)
- А как вы думаете, почему эти названия улиц выделены особым
знаком?
|
Нет фамилий, групповой подвиг |
- Но Родина помнит их общий подвиг
|
7 слайд
Фрагмент без звука! |
Итак, все, о чем мы с вами говорили в первой
части урока, и что нам напомнило видео – все это наше, и все
это надо защищать.
МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.
|
|
II этап |
Ещё одна пословица поможет нам продолжить работу
на уроке:
ЖИТЬ-РОДИНЕ СЛУЖИТЬ!
|
|
- О том, кто должен служить в современной армии,
кто обязан защищать Родину
мы узнаем из текста Конституции РФ.
|
Работа с документом |
- В каком году принята Конституция РФ?
- Где была принята Конституция РФ? |
1993г.
На референдуме, всенародным голосованием.
|
- Открываем статью №59, прочитаем первых два
пункта:
- Что такое долг?
- Что такое обязанность?
- Почему эти два понятия в Конституции РФ идут рядом? Какие
главные слова нам могут помочь (совесть и возложены)?
|
8 слайд |
- Кто возложил обязанности на гражданина?
- Если он откажется от выполнения своего долга и обязанности,
что сделает государство
|
Государство
Накажет, применит санкции. |
Кто должен защищать мы поняли, а от чего надо
защищать государство,
на этот вопрос нам поможет ответить учебник СТР.45-46
Согласно материалу учебника, заполните схему в вашем рабочем
листе.
- Какие бывают угрозы?
- На какие подгруппы разделяют внешние угрозы?
|
Схема
Внешние и внутренние
Глобальные, региональные, частные
|
- Если столько угроз существует на свете, то
какими Вооруженными силами обладает Россия для того, чтобы
достойно дать отпор? |
Ребята приводят примеры
родов войск и военных специальностей
(по цепочке) |
- Все Вооруженные силы страны подразделяются
на 4 группы
- Я буду называть род войск, а вы поднимайте карточки с видами
их вооружения.
|
9 слайд |
В мирное время государство защищает армия.
- Но были времена, когда одной армии было мало. Когда это
бывает?
|
Во время войны |
- Кто еще может помочь в защите Родины? |
Гражданское население |
- Как оно может помочь? |
Работа в госпиталях, на заводах, фабриках |
- А если территория захвачена противником? |
Партизаны, подпольщики, повстанцы |
- А если есть еще силы держать оружие, но возраст
ещё или уже не призывной, тогда как? |
Ополчение |
- Давайте вспомним исторический пример подвига
ополченцев: какой праздник отмечает наша Родина 4 ноября?
В этот день мы вспоминаем героев II народного ополчения 1612г.
во главе с посадским главой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием
Пожарским, которые отстояли Русское государство от вторжения
польских интервентов.
|
День народного единения |
- Как мы назовем героев второго ополчения?
Действительно, они свою жизнь отдали на службу Родине.
|
Патриотами |
III этап |
Известный русский писатель А.С.Пушкин
такими словами проиллюстрировал свое видение патриотизма:
Не может сын смотреть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
к Отчизне холоден душой…
Давайте и мы найдем ответ на вопрос:
- Кто и как должен нести воинскую службу в нашем государстве?
Ответ на него записан в Федеральном Законе «О воинской обязанности
и военной службе" от 28.03.1998 N 53-ФЗ»
|
10 слайд
|
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Воинская обязанность
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее
- граждане) предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период
пребывания в запасе. |
Работа в рабочем листе
|
- Сколько в нашем городе округов и военкоматов? |
3 округа, 4 военкомата |
- Что такое клятва?
- Как называется документ – договор о службе
|
Обещание
Контракт |
- А какими качествами должен обладать современный
военнослужащий?
Предлагаю девочкам записать на рабочем листе 5-7 качеств,
которыми должен обладать современный воин-защитник, а мальчики
запишут те качества, которыми они сами хотели бы обладать
как будущим защитникам Родины.
- Проверяем.
|
При проверке: девочки зачитывают, мальчики записывают,
затем – наоборот. |
- Как можно воспитать себя будущим воином?
Посмотрим ещё один видеофрагмент. |
11 слайд
Военные, песня |
- Что же нужно делать, чтобы стать достойным
защитником? |
Как вывод – 12 слайд
(по желанию) |
IV этап |
А теперь давайте посмотрим и зачитаем пункты
плана, с которым мы работали на уроке.
|
|
- Как мы можем назвать наш урок? |
Защита Отечества |
- В каком жанре записаны первых два пункта |
Пословицы |
Я подобрала и ко всему уроку народную пословицу,
которая соответствует нашей сегодняшней теме: |
(открыть тему)
РОДИНА-МАТЬ! УМЕЙ ЕЁ ЗАЩИЩАТЬ!
|
Я благодарю вас за внимание и активное участие
в уроке. |
|
Дом.задание:
параграф 4, знать материал урока, составьте портрет идеального
воина (подтвердите примерами из жизни).
Ребята, получившие картинки- отметки (с видами вооружения)
за правильные ответы, прошу подойти за оценкой. |
|