Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Технология / Методическая копилка /

Касьянова В. Г. учитель учитель технологии, МОУ СОШ №50

Неделя педагогического мастерства

«Системный подход к оцениванию знаний учащихся»

Мастер-класс

1 марта 2011 года


Целями обучения по общеобразовательной области «Технология» в основной школе являются формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений.

В связи с этим процесс обучения должен определяться общей конечной целью и совершенно четкой ее конкретизацией, то есть должны быть конкретные критерии оценки знаний, умений ученика после завершения обучения. Слайд 2
Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают ее развитие.
Первая балльная система оценок возникла в средневековых школах Германии. Произошло немало изменений в формах учета и контролирования успеваемости учащихся. С 1944 года по настоящее время в российской школе принята пятибалльная система отметок.
Слайд 3
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Следует различать эти понятия.
Оценка – это процесс, действия (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком.
Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение.

Слайд 4

Оценка знаний, умений и навыков учащихся должна осуществляться в течение всего периода обучения в соответствии с принципами

  • систематичности
  • последовательности
  • прочности обучения, являясь важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.

Для преподавателя оценка представляет так называемую “обратную связь” между учителем и учеником, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.А для ученика оценка порой единственный видимый результат многолетних усилий в школе.
Слайд 5

Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
  • учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
  • определение итоговых результатов обучения на разных уровнях.

Поиск необходимых форм оценки и ее организация - важнейшая задача педагога. Система оценки должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями. Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь педагогу, а как этап, на котором ученик может сориентироваться, насколько его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям.
Слайд 6

Известна общая закономерность дидактического процесса: зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования.
Слайд 7

В своей работе я учитываю, что оценка выполняет ряд функций:

  • обучающую (при выполнении контрольных заданий учащиеся совершенствуют и систематизируют полученные знания, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти);
  • воспитывающую (педагог стремится приучить отдельных учащихся к систематической работе);
  • ориентирующую (результаты контрольных мероприятий помогают преподавателю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки);
  • стимулирующую (известно, что учащиеся специально готовятся к зачёту. Наличие или ожидание контроля стимулируют учебные действия учащихся, являются дополнительным мотивом их учебной деятельности);
  • диагностическую (получение информации о числе и характере ошибок, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся);
  • развивающую (состоит в развитии познавательной активности учащихся и их творческих способностей).

Слайд 8
На различных этапах обучения я использую различные виды оценки:

  • текущий контроль - оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;
  • тематический контроль - оценка знаний, которая проводится в конце изучения каждой темы;
  • итоговый контроль.

Слайд 9

В своей работе мною применяются различные методы оценки знаний учащихся

  1. Повседневное наблюдение за учебной работой учащихся.
    Этот метод позволяет составить представление о том, как учащиеся воспринимают и осмысливают изучаемый материал, в какой степени они проявляют сообразительность и самостоятельность при выполнении практических работ.

  2. Устный опрос:
    может быть индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

  3. Письменная проверка.
    Письменный опрос позволяет на одном уроке в течение 10-12 мин оценивать знания всех учащихся.

  4. Поурочный балл.
    Поурочный балл выставляется за знания, которые отдельные ученики проявляют в течение всего урока. (Так, ученик может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей. Также он может участвовать в работе учителя при изложении нового материала. Выставление поурочного балла позволяет поддерживать познавательную активность и внимание учащихся, а также делать более систематической проверку их знаний.)

  5. Контрольные работы.
    Сущность этого метода состоит в том, что после прохождения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит проверку и оценку знаний, умений и навыков.

  6. Проверка домашних работ учащихся.
    Она позволяет учителю изучать отношение учащихся к учебной работе, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

  7. Самооценка (проверка результатов и проставление оценок самими учениками).

Я предлагаю вашему вниманию варианты проверочных, контрольных работ и диктантов которые использую в своей работе.

Наряду с традиционными методами оценки знаний учащихся существуют инновационные:

  • Рейтинговая система.
    Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.

  • Эссе - метод контроля и проверки знаний учащихся более «высокого порядка». Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, личной субъективной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала. Целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся.

  • «Травинка».
    За любой вид познавательной активности на занятии ученик получает соответствующую объему и глубине действия оценку (от 1 до 5 баллов.) Полученные за учебную четверть баллы суммируются. Ученик, получивший наибольшее количество баллов, освобождается от контрольной работы. У учеников исчезает боязнь неполного ответа, неправильной мысли, неточного движения, возрастает активность.

  • Тестирование.
    Главное преимущество заданий в тестовой форме проявляется в четкости логической структуры контроля материала, а также в оперативности получения результата контроля.
    Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя.

  • Тесты
    Применение тестов позволяет психологически подготовить детей к сдаче государственных экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ по другим предметам.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию знакомство с программой комплексного сетевого тестирования КТС Net 3, в которой каждый желающий может создать тесты.
Для установки программы на своем компьютере можно воспользоваться пошаговой инструкцией, которую я подготовила.
Слайд 12
Чем меня привлекла эта программа? Во-первых, данная программа бесплатная. Во-вторых, она сетевая, т.е. установив ее в компьютерном классе, где есть локальная сеть, можно провести тестирование одновременно нескольких учеников.

Данная программа позволяет:

  1. Создание тестов с любым количеством вопросов и ответов на каждый из них;
  2. Поддержка 5-ти видов вопросов: выбор 1-го варианта, выбор нескольких вариантов, расположение ответов по порядку, ввод с клавиатуры, расстановкой соответствий;
  3. Поддержка разбивки вопросов по билетам и темам;
  4. Множество настроек, определяющих характер тестирования, таких как принцип выборки вопросов (случайно, последовательно, по билету, по теме), ограничения по времени (ограничения индивидуально по вопросам, глобальное ограничение и проч.), текстовое сопоставление оценки;
  5. Проверка орфографии вводимого текста;
    Слайд 13
  6. Возможность добавления к вопросу и ответам рисунка или видео, а также звукового сопровождения;
  7. Возможность практически любого форматирования текста вопроса и ответов (включая вставку таблиц, формул, верхних и нижних регистров, графики, списков, любых шрифтов и проч.);
  8. Два встроенных механизма подсчета баллов - простое суммирование и приведение к максимальной оценке;
  9. Формирование отчетов о тестировании с любого компьютера в сети (при наличии соответствующих прав) с возможностью выборки по датам пользователям и тестам, возможность анализа количества верных, неверных, неточных ответов по каждому из вопросов указанного теста (с указанием пользователей);
  10. Возможность формирования самостоятельных файлов, способных работать на других компьютерах без участия KTC Net 3;
  11. И многое другое.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Я предлагаю вашему вниманию тест, который составила в данной программе (показ теста).
Хочу обратить ваше внимание на то, что КТС Net 3 после прохождения тестов формирует несколько отчетных форм:
- отчет по выбранным тестам,
- отчет по выбранным пользователям (ученикам),
- отчет по выбранным датам.
Это дает учителю возможность выявить пробелы в знаниях учащихся и помочь в их устранении.

Осуществление тестового контроля с помощью компьютера является прогрессивной технологией, внедрению которой, к сожалению, препятствует недостаточное оснащение кабинетов компьютерной техникой.
Я успеваю за занятие провести тестирование всех учащихся в классе за одним ноутбуком в порядке очереди.
А сейчас я предлагаю вам отправиться в гости к Золушке
Данный тест создан с помощью программы Power Point. Я предлагаю выбрать категорию и номер вопроса.
В системе учебной работы должны находить свое применение все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля качества успеваемости обучающихся.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений