Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Технология / Методическая копилка /

Авдуевская Марина Анатольевна, учитель трудового обучения, МОУ СОШ №20


"Твоя профессиональная карьера"
для учащихся 9 класса

Календарно – тематическое планирование
спецкурса по технологии


2008 – 2009 учебный год


Пояснительная записка

Примерная программа по технологии для профильного уровня составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Эта программа позволяет получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендует последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Твоя профессиональная карьера» позволяет учащимся:

  • изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе;
  • подготовиться к будущей трудовой деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у старшеклассников готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  • • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним;
  • дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • сформировать готовность к продолжению обучения в системе непрерывного
    профессионального образования; успешной самостоятельной деятельности на рынке труда и образовательных услуг; быстрой профессиональной адаптации в современном обществе;
  • воспитать инициативность и творческий подход к трудовой и технологическо
    дисциплине; ответственное отношение к процессу и результатам труда; умение работать в коллективе; культуру поведения на рынке труда и образовательных услуг.
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям,
    личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • использование технических средств обучения для показа современных
    технологий: видеозаписи, мультимедиапродукты, ресурсы Интернета.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса. Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

ПРОГРАММА:

   
  1. Технология. Сборник нормативных документов.
    Федеральный компонент Государственного стандарта.
    Федеральный базисный учебный план.
  Издательство "Дрофа" г. Москва, 2007 год.
     

УЧЕБНИКИ:

   
"Твоя профессиональная карьера"
Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной
  Издательство "Просвещение" г. Москва, 2003 год.

2.

"Твоя профессиональная карьера: методика"
Под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной
  Издательство "Просвещение" г. Москва, 2006 год.

3.

"Тесты по профориентации для учащихся"
Составление А.А. Аркадьев.
    Издательство ООО "Современная школа" г. Минск, 2008 год.

Тематический план
9 класс (34 часа)

Подраздел, тема подраздел теория практика экскурсии
1. Вводное занятие. 1 1    
2. Образ "Я". 11 6 5  
3. Мир профессионального труда. 21 10 7 4
4. Итоговое занятие. 1   1  
  Итого: 34 17 13 4


Календарно-тематическое планирование занятий спецкурса


урока
Тема урока теория практика учебник дата
1 Вводное занятие. Знакомство с программой. 1   стр. 5-6  
2 Представление о себе и выборе профессии. 1   п.1-2  
3 Диагностика "Методика самооценки личности".

1 стр. 134  
4 Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. 1
  п.3-4  
5 Интересы и склонности в профессиональном выборе "хочу". Возможности в профессиональной деятельности "могу". 1
  п.5-6  
6 Диагностика "Экспресс-методика для выявления интересов".   1 стр.
135-137
 
7 Ведущие отношения личности и профессии. 1   п.10-12  
8 Диагностика темпераментных характеристик по Айзенку.   1 стр.
141-144
 
9 Человек среди людей. Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. 1   п.15-16  
10 Диагностика "Ориентировочная анкета"   1 стр.
146-148
 
11 Человеческие ресурсы. 1
  п.17  
12 Диагностика "Методика определения типа ценностных ориентаций".   1 стр. 132;153  
13 Многообразие мира профессионального труда. Труд как потребность человеческой жизни. 1
  п.20  
14 Диспут "Зачем человек трудится?"   1
стр. 59  
15 Функциональное разделение труда и возникновение профессий и специальностей. 1
  п.21-22  
16 Дискуссия "Социально-профессиональная мобильность- качество современного человека".   1 п.23
стр. 67
 
17 Диагностика "Методика определения уровня субъективного контроля".   1
стр. 144  
18 Содержание и характер труда. 1
  п.24-27  
19 Дискуссия "Характер труда в профессиональной деятельности".   1 п.28
стр. 77
 
20 Диагностика "Методика "пиктограмма".   1
стр. 149  
21 Анализ профессий. Предмет труда в профессиональной деятельности. 1
  п.29-31  
22 Коллективность и самостоятельность трудового процесса. 1
  п.32-36  
23 Условия профессионального труда.
1
  п.37-38  
24 Диагностика "Методика выявления интеллектуальной лабильности"   1
стр.
149-153
 
25 Профессиограмма и анализ профессий. Формула профессии. 1
  п.39-40  
26 Диагностика "Схема изучения профессий по психологическим характеристикам-требованиям".   1
стр.
155-159
 
27 Человек на рынке труда. За что люди получают зарплату? 1
  п.41  
28 Принципы формирования рынка труда. 1
  п.42-43  
29 Где можно приобрести профессию? 1
  п.44  
30 Итоговое занятие. Дискуссия "Образ будущего".   1
стр.154  
31 Экскурсия. Встреча с работниками "Молодёжной биржи труда".   1    
32 Экскурсия. Встреча с работниками "Центра занятости населения".   1    
33 Экскурсия. Встреча с работниками предприятия (по выбору).   1    
34 Экскурсия на ярмарку учебных заведений города, области, региона.   1    
  ИТОГО: 17 17
34  


Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений