Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Технология / Методическая копилка /

Малышкин Михаил Михайлович, учитель, гимназия № 10

Семинар «Формирование универсальных метапредметных умений в процессе деятельностного подхода к обучению»

7 класс

Тема: Столярные шиповые соединения. Изготовление шипового соединения

Цели: научить учащихся правильно выполнять шиповые соединения. Развивать внимание и аккуратность. Совершенствовать эстетическое восприятие. Способствовать развитию технического мышления.
Показать необходимость знания математики на уроках технического черчения.

Тип урока: комбинированный– освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Методы обучения: устный опрос; рассказ; демонстрация наглядных пособий с использованием презентации, практическая работа с элементом соревнования.

Материалы к уроку

Ход урока

I. Организационно-подготовительная часть

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть

Повторение пройденного материала с решением проблемных вопросов и рассмотрением новых элементов работы.

Беседа проводится во время демонстрации презентации.

Вопросы:

  1. Что называется шипом?
  2. Что называется гнездом?
  3. Как соответствуют друг с другом профили и размеры шипа и гнезда?
  4. Какая основная характеристика шиповых соединений?
  5. Какие свойства древесины необходимо учитывать при изготовлении малой лучковой пилы и почему?
  6. Почему при разметке шипа желательно чтобы годовые слои максимально совпадали с шириной шипа?
  7. При выпиливании шипа в учебниках советуют сначала выполнять пропиливание (пиление вдоль волокон), а затем выполняется подрезание заплечиков
  8. При изготовлении нашего изделия (лучка) будет лучше сначала подрезать заплечики, а затем выполнить пропиливание. Почему?
  9. Почему шипы и проушины выпиливаются мелкозубыми пилами?
  10. Почему в фрагменте фильма по изготовлению шипового соединения мастер закруглял кромки шипа короткими и резкими движениями напильника? При работе с каким материалом, напильником необходимо работать плавно и с небольшим нажимом? Как вы думаете, почему?
  11. Как вы думаете, почему во фрагменте фильма мастер провёл только одну разметочную линию?

III. Практическая часть

Практическая работа "Шиповое соединение деталей изделия из древесины"

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание - каждый на своем рабочем месте.

Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовка, мелкозубая пила, измерительная линейка, столярный угольник, напильник, шлифовальная шкурка.

Вводный инструктаж.

Техника безопасности.

  • Необходимо надежно закреплять заготовку на верстаке;
  • Работать следует только исправным и хорошо заточенным инструментом;

Инструкционная карта по изготовлению лучка (поперечины) для малой лучковой пилы

Порядок выполнения Инструмент Примечания

1

Изготовить брусок 290х20х20 мм. (Если заготовка сделана, то проверить её размеры и форму)

Рубанок, ножовка

эскиз смотри на обратной стороне

2

a) От торцов заготовки отмерить 10 мм.;
b) По метке провести линию перпендикулярную оси бруска. Так описывать линии по всем сторонам бруска

Угольник, карандаш


Эскиз смотри на обратной стороне

3

Сделать расчёт шипа, учитывая толщину шипа равную 6 мм. (см. эскиз)

 

Эскиз смотри на обратной стороне

4

Настроить рейсмус и провести по боковым сторонам и торцу параллельные линии.
ВНИМАНИЕ!
a) Разметку наносить от одной плоскости (пометить её карандашом)
b) Удаляемые элементы пометить знаком Х

Рейсмус, столярный угольник

До начала разметки определить направление годичных слоёв. Шип получится прочнее, если годовые кольца располагаются по ширине шипа.

5

Подрезать заплечики с одной и второй стороны.
ВНИМАНИЕ!
Заготовку закрепить в заднем зажиме верстака, выдвинув её примерно на 40 мм. Сделать запил на удаляемой части (метка Х) рядом с линией разметки, затем постепенно выравнивая ножовку пилить плавными движениями рук рядом с линией разметки, не переходя её.

Малая лучковая пила

 

6

Срезать части бруска, помеченные ? по обеим сторонам шипа.
ВНИМАНИЕ!
Пилить по внешней от шипа стороне разметки рядом с ней. Заготовку закрепить вертикально, выдвинув её над поверхностью верстака на 50-60 мм.

Малая лучковая пила

 

7

Подогнать щёчки и заплечики в нужный размер напильником. напильник

 

Эскиз смотри на обратной стороне

8

Закруглить кромки шипа (радиус закругления 3 мм).
ВНИМАНИЕ!
Напильником работать плавно.

напильник

 

9

Соединить шип с изготовленным ранее гнездом.

Требования к шиповому соединению

  • Соединённые поверхности плотно подходят друг к другу, не имеют просветов и не качаются;

  • Шипы не упираются в днища гнёзд;

  • Шипы входят в гнёзда (проушины) после приложения небольшого усилия;

  • Заплечики шипов на обоих сторонах бруска должны быть абсолютно одинаковы, чтобы не происходило перекоса изделия.

 

 

10

Прошлифовать боковые поверхности лучка, притупить продольные рёбра.
ВНИМАНИЕ!
Для шлифования заготовку закрепить в передний зажим.

 

 

Эскиз лучка



1. Текущий инструктаж.

По окончании работы инструмент следует укладывать в лоток верстака.

2. Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

За лучшую выполненную работу будет вручён полный комплект малой лучковой пилы

IV. Итоговая часть

Установка на следующий урок:
На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки древесины и изготовление малой лучковой пилы.

Уборка рабочих мест.

 

Список используемой литературы.

  • Минина В.И. Материаловедение для столяров и плотников, -Ростов н/Д: Феникс,2000.
  • Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба.- «Нива России»,1997.
  • Ю.А. Жадаев, А.В. Жадаева. Технология. Методическое пособие для учителя, - Волгоград, изд-во Учитель, 2007
  • Ю.П. Засядько. Технология. Методическое пособие для учителя, - Волгоград, изд-во Учитель, 2008
  • Самородский А.Е., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т., Трудовое обучение:учебник для учащихся 7 кл. (вариант для мальчиков) общеобразовательных шк./ под ред. В.Д. Симоненко. М. Вентана-Граф, 1999.
  • Франмент фильма А fine wood working «Router Joinery with Carry Rogowski»
Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений