Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

... / Технология / Методическая копилка /

Ерёменко Светлана Евгеньевна, учитель трудового обучения, гимназия № 9

«Открытка ручной работы»

Урок «Мини-проект

Раздел: Творческие и проектные работы.

Цели:

Познавательная: Познакомить с историей появления открыток.

Обучающая: Ознакомить учащихся с понятиями: композиция, стиль, цветовая гармония, коллаж, с технологией «декупаж» и « объёмный декупаж» при изготовлении открыток.

Развивающая:

  • Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.
  • Развивать интерес к предмету; эстетический вкус и восприятие.
  • Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитательная:

  • Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, аккуратность, активность, культуру труда.
  • Выработать самостоятельность в решении поставленной задачи.

Методическое оснащение урока:

  • Образцы ранее выполненных открыток.
  • Инструкционные карты.

Оборудование и инструменты: клей ножницы , бумага , декоративные материалы.

Презентация Microsoft Office Power Point.

Методы обучения:

  • Рассказ
  • Демонстрация готовых работ
  • Беседа с объяснением нового материала
  • Показ трудовых приемов
  • Самостоятельная работа
  • Форма организации урока:

Урок с элементами проекта, защита и презентация своих работ.

Словарная работа: открытка, композиция, стиль, цветовая гармония, коллаж

Тип урока:

  • повторение,
  • применение знаний полученных ранее,
  • урок творчества.

Ход урока

I. Организационная часть

  • Приветствие
  • Проверка явки учащихся
  • Проверка готовности учащихся к уроку

II. Сообщение темы урока:

Когда-то люди придумали отправлять краткие весточки - приветы друзьям и родственникам на небольших карточках. Затем на них появились рисунки. Потом фотографии. Было время, когда открытки являлись весьма важным средством общения людей.

В последнее время, когда появилась возможность общаться через электронную почту, по телефону, значение открытки уменьшилось. Но сдавать свои позиции она не собирается. Ведь так приятно получить знак особенного внимания - открытку ручной работы.

Такая открытка - может быть маленьким художественным произведением, способным передать настроение и искренность ваших чувств. В жизни много ярких и неповторимых событий, и так здорово вспоминать о них, рассматривая поздравительные открытки, которые вам присылали близкие люди.

На сегодняшнем уроке мы с вами попробуем сделать открытку, используя знания и умения, полученные вами в предыдущие годы обучения технологии.

III. Изучение нового материала:

(Показ презентации с одновременным рассказом.)

Коллекционеры до сих пор спорят, когда и где появилась первая открытка. Во Франции, Англии, Шотландии или Китае? В 17, 18, 19 веке или еще раньше? Французы, долго не думая, ответили бы, что именно они являются родоначальниками открытки. И за это открытие мы должны благодарить солдат времен франко-прусской войны, которые придумали новый способ передавать весточки своим близким с полей сражений. Когда у них закончилась писчая бумага и конверты, они начали вырезать прямоугольники их картона, в которых рассказывали о своей нелегкой доле. А особо творческие натуры дополняли написанное рисунками.

Англичане же вспомнят, что первая открытка была рождественская. На ней была изображена счастливая семья, сидящая за праздничным столом, а картинку дополняла надпись: "Веселого Рождества и счастливого Нового года!" Именно эта открытка открыла путь типографскому производству открыток. Позже их славу присвоят шотландцы, которым не давало покоя первенство англичан.

А китайцы, так и останутся при своем мнении: открытки произошли от визиток, которые оставляли гости у входа в дом, если у хозяина не было времени встретить всех лично и принять поздравление.

Слово "открытка" произошло от словосочетания "открытое письмо". Заметим, что в термине "открытое письмо" нет никакого упоминания почты. Открытое письмо могло передаваться, например, с посыльным. Зато слово "открытка" в переводе на ряд европейских языков, обозначает именно "почтовую карточку", postcard (англ.), carte postale (фран.)

Самая ранняя поздравительная карточка, которую хранит Британский музей в Лондоне, датирована XV веком. Она посвящена празднику св. Валентина. Ее создание приписывают герцогу Орлеанскому. Сидя в тюрьме, он сочинял любовные послания жене.

В начале XIX века в Англии стали использовать поздравительные карточки, посвященные Пасхе, Рождеству, дню св. Патрика. В 1840 году один английский джентльмен, не успевая поздравить с Рождеством всех своих многочисленных знакомых, обратился к уже известному ему способу поздравления - он заказал своему знакомому художнику сделать 1000 поздравительных карточек. И эти карточки были посланы по почте в конверте. Оставшуюся часть джентльмен продал по шиллингу всем желающим встреченным им на улице. Эта история вошла в летопись открытки потому, что джентльменом был Генри Коул, первый директор музея Виктории и Альберта в Лондоне.

До 1860-х годов открытки изготовлялись вручную. Художники рисовали и раскрашивали их, стараясь не допускать различий экземпляров. Столь кропотливая, почти "каторжная" работа заставляла издателей искать различные способы изготовления открыток, что, с одной стороны, вносило разнообразие в методы работы открыточных художников, а с другой - придавала открыткам неожиданное исполнение и исключительную красоту, достойную того, чтобы воспринимать открытки как настоящие произведения искусства. Для изготовления первых открыток использовались, как неожиданные материалы, так и забытые ныне способы. В оформлении открыток применяли птичьи перья, волосы, засушенные цветы, кожу, бисер, резину, бархат, шелк и некоторые другие.

Так уж повелось, что Россия во многом отставала от развитых стран запада. Поэтому поздравительные карточки появились у нас намного позднее. Поздравительные карточки чаще всего закупались за границей, а в России на них делали надписи на русском языке и иногда дорисовывали российскую символику. Первые отечественные рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом, издавшим к Рождеству 1898 года серию из десяти открыток по рисункам известных петербургских художников. Несмотря на то, что тираж каждой открытки составлял 10 тыс. экземпляров, их быстро раскупили, поэтому пришлось повторить тираж. Через некоторое время Община св. Евгении стала одним из крупнейших издателей открыток в России. О том, сколь высокими были качество и художественный уровень этих картинок, говорят имена их создателей, в числе которых такие известные художники, как Маковский, Бенуа, Билибин, Бакст, Рерих и др. Неудивительно, что эти открытки стоили дорого и приравнивались чуть ли не к произведениям искусства.

В сюжетах, в отличие от европейских открыток, господствовал русский стиль: заснеженные избушки и улицы, лихие тройки, пышущие здоровьем краснощекие крестьянские дети, барчата на руках нянек у елки и т.д.

После Октябрьской революции новые власти посчитали выпуск поздравительных открыток буржуазным предрассудком. Их производство было полностью прекращено. Но обычай посылать праздничные поздравления запретить не удалось. Люди посылали друг другу любые иллюстрированные открытки.

Массовый выпуск советских новогодних открыток начался только в 50-х годах. На них изображались башни Кремля, счастливые мамы с детьми, потом к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. Довольно быстро был налажен выпуск широчайшего ассортимента открыток.

Поздравительные открытки могут быть настоящими произведениями искусства, привлекающие внимание не только коллекционеров. Самые разнообразные уникальные открытки могут быть сделаны не только из бумаги, но и из ткани. Самые ранние шелковые открытки появились около 1898 года в Англии. А в 1903 году текстильная и полиграфическая промышленность объединились. Результатом этого объединения стал удивительный союз - изготовление литографических открыток с шелковыми аппликациями и фотооткрыток с вышивкой.

Открытки могут отличаться долговечностью - их можно повесить на стену, как настоящую картину! Тогда Ваша открытка действительно станет частью подарка, а не просто дополнением к нему. Необязательно ждать праздничной даты в календаре, чтобы подарить близким радость, ведь открытка может быть самостоятельным подарком! Культура поздравлений бумажными открытками в России, к несчастью, была утрачена, но ее можно и нужно возродить. Так уж вышло, что никакие новации не смогли сжить со света радостную поздравительную открытку. Есть в этом что-то необъяснимое, так много в "открытом письме с картинкой" человечности, тепла, отблеска детского ожидания праздника, делающих открытку усладой для души и глаз.

С 1874 г., ставшего " точкой отсчета" истории открытки, прошло полтора века, и за это время открытка пережила немало изменений. Изначально был установлен единый международный размер открытки - 90х140 мм. В 1925 году ввели новый стандарт - 105х148 мм. Сейчас используется как этот, так и другие форматы. Самые маленькие открытки могут быть размерами 40х60 мм, а самые большие формата А2. Наиболее популярным стал формат "евро" - 100х150 мм.


А ведь еще совсем недавно в начале XX века, открытка по праву занимала важное место в жизни людей самых разных сословий и значила для них больше, чем разрисованный кусочек картона. Нам вряд ли удастся вернуть в каждую семью значимость открытки как явления культурной и художественной жизни, но давайте попробуем вместе с вами превратить кусочки бумаги в настоящее произведение искусства. Я уверена, что открытка, сделанная в такой интересной технике, не только поразит воображение ваших близких, но и займет достойное место в семейном архиве.

Размер вашей открытки - 10х15 см
Теперь о самом интересном - о композиции и стиле ( см. презентацию).

IV. Зарисовка эскизов.

И так, приступаем к работе. Для начала необходимо нарисовать эскизы. Нарисуйте 3-4 рисунка, что вы хотели бы изобразить на вашей открытке. Рисовать нужно быстро, здесь важно не качество вашего рисунка, а сами идеи. Выберите из этих рисунков один, над которым вы будете работать и нарисуйте его, но уже красиво, со всеми подробностями, в натуральную величину.

V. Практическая работа.

Инструктаж по технике безопасности
Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)

- проверка организации рабочих мест учащихся;

- проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;

- инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно - технологическими картами;

- оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

VI. Уборка рабочих мест.

VII. Подведение итогов урока.

Выставка работ учащихся
Заключительное слово учителя.

Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты. Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках технологии или других предметах, но и в жизни за пределами школы.

На Западе существует наука делтиология, которая изучает историю, эстетику и символику открыток. Ученые, исследуя открытку, пытаются постичь феномены общественного сознания прошедших эпох. Однако все это не приближает нас к разгадке главного секрета открытки - того, что позволяет этому маленькому кусочку картона служить проводником самых светлых чувств: любви, уважения и признательности. Но разгадка и не нужна. Ведь чудо невозможно объяснить на языке рациональной логики, как невозможно изобрести "формулу любви". Просто дарите радость своим родным и близким, знакомым и друзьям - дарите им свои открытки!

VIII. Использованная литература и ресурсы интернет.

«Объёмный декупаж» Проекты для начинающих. Практическое руководство. Хильда Стокс, М., Издательства «Ниола-Пресс» 2007

«Практическое руководство. Декупаж. Патриция Наве Черутти Декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров М., Издательства «Ниола-Пресс» 2007

«Батик» М. О. Синеглазова Москва Издательский Дом МСП

«Роспись по ткани» Сараева Ю. С, Ростов-на-Дону «Феникс» 2000

«Праздник оригами» открытки, письма, сувениры С. Соколова.- М.: Эксмо; СПб.6 Домино, 2007.

«Всё об оригами» С. и Е. Афонькины Санкт-Петербург СЗКЭО «Кристалл» Москва « ОНИКС» 2005

http://www.mquilts.ru/articles/137

http://www.mirpoz.ru/ru/publications/history

http://cards.flagmana.net/history.htm

http://www.math.kemsu.ru/~bairanova/str2.htm

http://provizorii.ru/index.php

http://provizorii.ru/index.php

http://evolutsia.com/content/view/1319/28/

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений