Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Начальное
образование

Методические
разработки

Образовательные
программы

Педагогическая мастерская

Организация введения федерального государственного стандарта начального общего образования

Образовательные
учреждения

Полезные
ссылки




Система Orphus

 

 

Уроки педагогического мастерства.

«Урок музыки в III классе».

Архипова Ольга Федоровна

МОУ СОШ №44
г. Мурманск

Тема: «Взаимосвязь выразительной и изобразительной интонаций в произведениях А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова»

Цель:

Образовательная

  1. Углубить ключевое знание.
  2. Расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова.
  3. Познакомить с творчеством О. А. Кипренского.

Развивающая.

  1. Развивать вокально-хоровые навыки.
  2. Развивать интерес к творчеству А. С. Пушкина.
  3. Развивать интерес к русскому народному творчеству.
  4. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к Родине через фольклор, творчество великих людей А. С. Пушкина и Н. А. Римского-Корсакова.
  2. Воспитывать доброту, нетерпимость к злу, несправедливости, лжи .

Технические средства обучения:

Фортепиано, баян, проектор, компьютер.

Наглядность:

  1. Презентация на компьютере
  2. Костюмы сказочных героев.
  3. Рисунки детей «Сказки А. С. Пушкина».
  4. Корзинка с «дорогими подарками»

Подготовка детей:

  1. Драматизация отрывка из сказки «Золотой петушок».
  2. Роль Печкина.
  3. Разучить танец «Во саду ли, в огороде».
  4. Нарисовать рисунки по сказкам А. С. Пушкина.
  5. Повторить сказки Пушкина.
  6. Выучить стихи о няне Арине Родионовне и о портрете О. А. Кипренского «А. С. Пушкин».


Ход урока

Вход в класс

Звучит музыка по сказке А. С. Пушкина из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Русская народная песня «Во саду ли, в огороде».
Сегодня, ребята, мы поговорим о взаимосвязи выразительной и изобразительной интонаций в произведениях одного великого писателя и композитора.
Мы будем знакомиться с новой музыкой и встречаться с нашими старыми друзьями – знакомыми с детства песнями.
- Кто из вас почувствовал, музыка из какого произведения встретила нас в начале урока?
(музыка из оперы «Сказка о царе Салтане»).
- Какой русский композитор написал эту оперу?
(Н. А. Римский-Корсаков).
- Покажите его портрет.
(ученик показывает у доски портрет - слайд №1. На слайде портреты Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, Л. В. Бетховена)
- Интонация какой русской народной песни очень ярко звучала?
(песня «Во саду ли, в огороде»).
- Кто в опере Н. А. Римского-Корсакова поёт песню «Во саду ли, в огороде»?
(Белочка).
- А мы знаем эту песню?
- Давайте вместе с этой белочкой (слайд №2 - белочка) споём и станцуем в хороводе эту песню.
(слайд №3 – текст песни «Во саду ли, в огороде»).

Исполнение песни «Во саду ли , в огороде».
(Драматический хоровод).
- Ребята, по сказке какого русского писателя написал свою чудесную оперу
Н. А. Римский-Корсаков?
(А. С. Пушкина).
(слайд №4 - портрет А. С. Пушкина работы О. А. Кипренского).
Этот портрет А. С. Пушкина написал другой великий человек – это художник О. А. Кипренский в 1827 году (слайд №5 – портрет О. А. Кипренского). Портрет А. С. Пушкину очень понравился и о нём он написал такие строки:
(читает ученик).

  Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз…
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
 

А. С. Пушкин очень любил русские народные песни, сказки.
Эту любовь к русскому народному творчеству привила ему няня Арина Родионовна.
(Слайды № 6 и 7 – портреты Арины Родионовны, слайд №8 – село Михайловское)
Вот какие строки он посвятил ей:
(читает ученик)

 
  Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
(читает другой ученик)
Ах, умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног ни головы
 


- Ребята, а вы любите сказки?
А. С. Пушкин, став писателем, написал свои удивительные сказки.

Стук в дверь.
- Ой, кто это к нам стучится?

Появляется почтальон Печкин.

Здравствуйте, ребята! Это я, почтальон Печкин.
А это я куда попал, на урок что ли?
(Да!)
Так…, значит, по адресу всё сходится.
(читает надпись на конверте)

Куда: школа 44, 3 «А» класс.
Кому: любителям пушкинских сказок
Обратный адрес: царь Дадон.

А раз уж я попал к вам сюда на урок, стало быть, тоже хочу принять в нём участие.
С вашего разрешения хочу прочитать вам письмо от царя Дадона.
Очень уж мне интересно, что написал вам царь Дадон. Был я у него, надоело ему царствовать, лёжа на боку, и решил он свой ум потренировать, вот и шлёт вам свои вопросы, да не простые, а мудрёные, и если вы их, ребята, не разгадаете, унесу почту назад царю, может быть, он адрес не такой написал?
(ребята «Нет, оставайся!»)

Печкин читает:

1. Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах,
На раздутых парусах.
 
2. Долго у моря ждал он ответа,
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
 
3. С какими словами обращалась царица к зеркальцу?
(свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи).
 
4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
(Жил старик со старухой у самого синего моря).
 
5. Из какой сказки эти строчки:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне государевой жене.
 
6. На какую работу нанял поп Балду?
(Повар, конюх и плотник).
 
7. Место встречи попа с Балдой.
(Базар)
 
8. Название острова, мимо которого проплывали корабли.
(Буян)
 
9. Сколько раз закидывал старик невод в море?  
10. С чем пришел невод?  
  (1раз - с тиной, 2 – с травой морской, 3 – с золотой рыбкой).
Каким фруктом отравилась царевна в сказке Пушкина?

(Яблоком).
 

Молодцы, ребята, хорошо вы знаете сказки Пушкина. Мне даже захотелось остаться с вами до конца урока, а почту я потом разнесу.
(Садится среди ребят).

Да, ребята хорошо знают сказки А. С. Пушкина. Они их любят. Вон сколько рисунков нарисовали по этим сказкам дети.
(Выставка детского рисунка).

- А вот узнай теперь, Печкин, из какой сказки Пушкина эта сценка?

Драматизация сказки «Золотой петушок».

А.: Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(Звучит музыка).
 
Зв.: - Посади ты эту птицу  
А.: Молвил он царю.  
Зв.: На спицу.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой,
Коль кругом всё будет мирно,
Так сидеть он будет смирно,
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенётся
И в то место обернётся.
 
А.: Царь скопца благодарит
Горы золота сулит.
 
Ц.: За такое одолженье  
А.: Говорит он в восхищенье,  
Ц.: Волю первую твою
Я исполню как мою
 

Узнал, Печкин?
(Да, это из сказки «Золотой петушок» - слайд № 9).

Великий музыкальный сказочник Римский-Корсаков (портрет) очень точно нарисовал музыкальные портреты главных действующих лиц своей оперы «Золотой петушок».
- Определите, какое это действующее лицо оперы?
(Петушок).
- Что изобразила музыка?
(Крик петуха).
Эта интонация и выразительна. Мелодия куда стремится?
(Вверх)
- Какой она носит характер?
(Тревожный).
- А сейчас что выражает крик петуха?
(Спокойствие, интонация голоса опускается вниз).
- Определите, чья это тема?
- Как вы определили, что это тема Звездочёта?
(Необычайно выразительная интонация голоса, который звучит высоко, медленно).
А в оркестре мы слышим в это время колокольчики, которые изображают нам мерцание звёздочек на небе.
- Чья тема?
(Воеводы Полкана).
Характер звуков резкий, отрывистый, аккорды звучат жёстко. Мелодия, ползущая вверх, лающая музыка.
Мелодия изображает несвязное, косноязычное бормотание Полкана (говорит всегда, словно ругается).
- Определите, чья тема (царь Дадон)?
(4 раза в басу без изменения повторяется маршевая тема, она звучит всё громче и громче, а сдвинуться с места не может).
Царь Дадон пытается изобразить из себя очень важную персону, могучую.
А вместо этого мы слышим жалобные слова: «Как могучему Дадону тяжело носить корону».
В сказке гибнет Дадон, и в жизни вскоре после постановки оперы
Н. А. Римского-Корсакова народ свергает власть царя.
Не зря же мудрец Звездочёт предупредит всех, что «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

- А о каком уроке говорит Звездочёт?
(В жизни побеждает добро, а не зло).


Итог урока.
Итак, музыкальн
ые выразительно-изобразительные интонации героев оперы «Золотой петушок» ещё лучше помогли прочитать и понять сказку А. С. Пушкина.
А завершим мы сегодня урок песней, которую мы посвящаем поэту А. С. Пушкину «Сказка – ложь, да в ней намёк».

Исполнение песни сл. и муз. Е. В. Амосовой «Сказка – ложь, да в ней намёк»
(памяти А. С. Пушкина). (слайд № 10 – текст песни).

Выход из класса.


«Сказка – ложь, да в ней намёк»
(Памяти А. С. Пушкина). Муз. и сл. Е. В. Амосовой

1.
Пусть жизнь порой приветлива не слишком,
Но нужно в чудо верить всё равно.
Возьми ты с полки старенькую книжку,
Открыв её, отправься в волшебство.
Увидишь град на острове чудесном,
Где белка золотой грызёт орех,
И царь Дадон за жадность и нечестность
Наказан будет на глазах у всех.

Припев:
И со страниц прекрасных, добрых сказок,
Что Пушкин написал давным-давно,
Нам петушок напомнит, прокричав три раза,
Что в жизни есть всегда добро и зло.

2.
Там Черномор сражается с Русланом,
Пока Людмила спит глубоким сном.
Все чудеса на острове Буяне
Там создаются Пушкина пером.
Бесценный дар великого поэта
Мы сохраним на долгие века,
В тех сказках много волшебства и света
И зло накажет добрая рука.

Презентация к уроку

 

Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений