Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   
Цветков Сергей Вячеславович, учитель ОБЖ гимназия №2

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 КЛАСС

ПРОГРАММА А.Т.СМИРНОВА
РАЗДЕЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

Тема: «Средства индивидуальной защиты».

Цели урока:

  1. обучающая – повторение и систематизация знаний в области защиты человека при ЧС,
  2. практическая – научиться правильно выбирать средство защиты органов дыхания,
  3. воспитательная – формирование осознанного поведения в условиях чрезвычайной ситуации.

Проблемный вопрос: Какое средство защиты органов дыхания наиболее приемлемо для каждого из вас и почему?

Тип урока: повторение и обобщение.

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами проблемного обучения.

Оформление доски: Средства индивидуальной зашиты. Д.з. стр.47 (2.5)

Учебные вопросы:

  1. Классификация средств защиты.
  2. СИЗ органов дыхания и устройство противогаза.
  3. Выбор наиболее эффективного средства защиты.

Классификация средств защиты


Зелинский Николай Дмитриевич (1861-1953)

Материальное обеспечение:

  1. Ватно-марлевая повязка.
  2. Противопыльная тканевая маска.
  3. Респиратор Р-2.
  4. Противогаз ГП-5.
  5. Распечатка таблицы по СИЗ (каждому ученику)
  6. Инструкции по использованию СИЗ (1 на парту).

ХОД УРОКА

1. Рассказ о происшествии на Балаковской АЭС.

"День великой радиоактивной паники". Именно так газета "МК в Саратове" характеризует события 5 ноября 2004 года, когда жителей нескольких областей Поволжья охватил "атомный психоз". В преддверии ядерного апокалипсиса жители как минимум 5 российских крупных городов, примыкающих к Волге, в едином порыве спасались от надвигающегося со стороны Балаково радиоактивного облака. Никто не знал, каковы его размеры и природа. Никто не знал точно, откуда и почему оно возникло и что же произошло на Балаковской АЭС с 3-го на 4-е ноября. Но, как говорится, незнание ситуации не спасает от возможных последствий. И потому наш народ, как мог, начал спасаться.
Тем временем газета "Россiя", рассказывая об атомной истерии в Саратовской и смежных областях, публикует высказывание руководителя отдела Российского научного центра "Курчатовский институт" Александра Борового, проработавшего уже 18 лет в Чернобыле. Профессор-физик полагает, что человеческая природа выработала собственную защиту от недостатка информации, когда любой слух способен обрасти такими несусветными подробностями, которые даже и не снились профессионалам. Гораздо важнее научить население грамотно действовать при любой нештатной ситуации. Тем более что в России, по данным МЧС, функционирует более 1,5 тысячи радиационно опасных объектов.
И поэтому, чтобы научиться грамотно действовать при любой ЧС мирного времени, связанной с выбросом радиации, отравляющих веществ или бактериальных средств, или в условиях применения оружия массового поражения, мы начнем изучение темы «СИЗ», тему и учебные вопросы запишите в тетрадь.

2. Классификация средств защиты.

Существует классификация средств защиты, она представлена на доске (запись схемы в тетрадь).
Классификация неполная, дополнять пропущенные элементы вы будете по ходу изучения каждой разновидности средств защиты.
Сегодня мы подробно рассмотрим средства защиты органов дыхания.

Какие СИЗ ОД вы знаете? (ватно-марлевая повязка, противопыльная тканевая маска, респираторы, противогазы)
На уроке вам представлены образцы наиболее распространенных СИЗ ОД (показываю СИЗ ОД - запись примеров в схему).

Органов дыхания
ВМП
ПТМ
Респиратор (Р-2)
Противогаз (ГП-5)

А какое СИЗ ОД является наиболее сложным устройством и почему?
(противогаз – п.ч. наибольшее количество составных частей и более сложный принцип фильтрации воздуха)

Как называется такой принцип фильтрации воздуха? (адсорбция – способность твердого или жидкого вещества поглощать на своей поверхности газообразные или растворенные вещества с помощью вещества – активированный уголь).

Когда и почему появились первые противогазы? (в первую мировую войну в качестве защиты от отравляющих веществ).

Зелинский Николай Дмитриевич (1861-1953), выдающийся химик, академик, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Государственной премии во время первой мировой войны предложил активный уголь для защиты от отравляющих веществ, один из создателей первого противогаза.

И следующий учебный вопрос, который мы должны рассмотреть, это устройство противогаза.

3. Устройство противогаза.

Показываю и называю составные части противогаза, учащиеся делают запись в тетрадь: (Устройство противогаза: 1. Полевая сумка, 2. Шлем-маска с впускным и выпускным клапаном и стеклами, 3. Фильтрующая коробка), потом учащиеся самостоятельно разбирают устройство противогаза (работа в парах с противогазом), опрашиваю нескольких учащихся (показать и назвать составные части).
Существует две разновидности противогазов – это фильтрующие и изолирующие противогазы (учащиеся записывают в тетрадь).
Изолирующие противогазы ИП-4М, ИП-4МК в отличие от фильтрующих полностью изолируют органы дыхания от окружающей среды. Дыхание в противогазах совершается за счет запаса кислорода, находящегося в самом противогазе. Изолирующими противогазами пользуются тогда, когда невозможно применить фильтрующие противогазы, в частности, при недостатке кислорода в окружающей среде, при очень высоких концентрациях ОВ, СДЯВ и других вредных веществ, при работе под водой.

А почему существует столько видов средств защиты органов дыхания? (основной критерий – эффективность защиты).
Для определения самого лучшего средства защиты органов дыхания мы заполним таблицу.

4. Выбор средства защиты.

У каждого ученика на парте – незаполненная таблица.

Таблица «Средства защиты органов дыхания» (образец заполнения)

  Что защищают От чего защищают Время действия Способ изготовления
  Глаза Кожу Органы дыхания Отравляющие вещества Радиоактивная пыль Биологически вредные вещества    
ВМП - - + - + -/+ 1 час Бытовой
ПТМ + + + - + -/+   Промышлен.
Р-2 - - + - + -/+   Промышлен.
ГП-5 + + + + + -/+   Промышлен.

Задание: прочитайте инструкции по использованию СЗ ОД (см. Приложение №1) и заполните показатели таблицы (образец заполнения разбираем на примере ВМП), и запишите в тетрадь вывод.

Вывод: самым эффективным средством защиты органов дыхания является противогаз, так как он защищает и глаза, и кожу лица, и органы дыхания от воздействия и радиоактивной пыли, и отравляющих, и биологически вредных веществ, а продолжительность его работы превышает другие средства в несколько раз.
А теперь ответьте на вопрос: Какое средство защиты органов дыхания наиболее приемлемо для каждого из вас и почему? (ВМП, потому что в случае ЧС при отсутствии противогаза её можно за короткое время изготовить самостоятельно и она будет являться минимальной защитой для органов дыхания).

5. Ситуационные задачи.

Для закрепление изученного материала разберем следующие ситуационные задачи:

Задача №1.
В дошкольном детском учреждении зарегистрирована эпидемия гриппа, введен карантин. Какое средство индивидуальной защиты органов дыхания нужно использовать, объясните свой выбор? (ВМП)

Задача №2.
Рабочий при ликвидации последствий аварии, связанной с разливом аммиака в подвальном помещении фабрики, может воспользоваться следующими противогазами: фильтрующим противогазом ГП-5 или изолирующим ИП-4М. Какой противогаз наиболее эффективен при длительной работе в зоне заражения? (ИП)

Задача №3.
В результате террористического акта в городе N произошло распространение биологически вредных веществ. Какое СЗ ОД можно было бы изготовить и использовать как наиболее эффективное? (ВМП)

Задача №4.
В результате короткого замыкания в электрощитовой в здании школы началось задымление. Какое средство защиты органов дыхания необходимо выдать учащимся каждого класса? (никакое, нужно произвести экстренную эвакуацию)

6. Домашнее задание: учебник А.Смирнова «ОБЖ. 10 класс» стр.47 (2.5)

 

Приложение № 1

ИНСТРУКЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СИЗ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

1. Ватно-марлевая повязка (ВМП).
Защищает основную часть лица от подбородка до глаз, изготавливается из ваты и марли. Она надежно защищает органы дыхания человека от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекционные заболевания. Следует помнить, что от отравляющих веществ ВМП не защищает. Ватно-марлевая повязка может защищать от хлора, для этого она пропитывается 2% раствором питьевой соды, а пропитанная 5% раствором лимонной или уксусной кислоты защищает от аммиака. Она одноразового употребления (время применения – до 1 часа), после применения ее сжигают. Обычно ватно-марлевую повязку используют вместе с очками.

2. Противопыльная тканевая маска (ПТМ).
Когда нет ни противогаза, ни респиратора, то есть средств защиты, изготовленных промышленностью, можно воспользоваться простейшими — ватно-марлевой повязкой и противопыльной тканевой маской (ПТМ). Они надежно защищают органы дыхания человека (а ПТМ кожу лица и глаза) от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей, бактериальных средств, что предупредит инфекционные заболевания. Следует помнить, что от отравляющих веществ и сильнодействующих отравляющих веществ они не защищают. Она одноразового употребления (время применения – до 1 часа), после применения ее сжигают.

3. Противопылевой респиратор (Р – 2).
Этот респиратор обеспечивает защиту органов дыхания от силикатной металлургической, горнорудной, угольной, радиоактивной и другой пыли, от некоторых бактериальных средств, не защищает от отравляющих веществ. Представляет собой фильтрующую полумаску, наружный фильтр которой изготовлен из полиуретанового поропласта внутренняя его часть — из полиэтиленовой пленки.
Два клапана вдоха крепятся к полиэтиленовой пленке. Клапан выдоха размещен в передней части полумаски и защищен экраном. При вдохе воздух проходит через всю наружную поверхность респиратора – фильтр, очищается от пыли и через клапаны вдоха попадает в органы дыхания. При выдохе воздух выходит наружу через клапан выдоха.
Время действия респиратора – до 2 часов.

4. Противогаз ГП-5
Для защиты населения наибольшее распространение получили фильтрующие противогазы ГП-5 (ГП-5М) и ГП-7 (ГП-7В). Гражданский противогаз ГП-5 предназначен для защиты человека от попадания в органы дыхания, на глаза и лицо радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и бактериальных средств. Принцип защитного действия основан на предварительной очистке (фильтрации) вдыхаемого воздуха от вредных примесей. Время защитного действия противогаза ГП – 5 - до 6 часов.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений