Цветков Сергей Вячеславович, учитель ОБЖ гимназия №2
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 КЛАСС
ПРОГРАММА А.Т.СМИРНОВА
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Тема: «Военнослужащий – специалист, в совершенстве
владеющий оружием и военной техникой».
Цели урока:
- обучающая – изучить виды воинской деятельности,
- практическая – научиться различать виды воинской деятельности,
- воспитательная – стимулирование учащихся к добровольной подготовке
к военной службе.
Проблемный вопрос: могу ли я стать военнослужащим-специалистом?
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: эвристическая беседа с элементами проблемного
обучения, работа с учебником (А.Т.Смирнов «ОБЖ.11 класс»), составление
и заполнение таблицы, просмотр видеофрагментов.
ХОД УРОКА
1. Просмотр видеофрагмент о зенитно-ракетном комплексе
ВС РФ «Тор М-1».
Какими качествами должен обладать военнослужащий, чтобы правильно
и уверенно обращаться с такой боевой техникой?
А как называют человека, который обладает такими качествами? (специалист)
Поэтому военнослужащий должен быть специалистом и тема сегодняшнего
урока: «Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием
и военной техникой».
А как вы думаете, может ли военнослужащий сразу профессионально
обращаться с оружием или боевой техникой? (нет, он должен пройти
определенные этапы обучения, становления)
2. Таблица «Структура воинской деятельности»
Чтобы узнать какие этапы проходит военнослужащий, мы заполним таблицу.
Ученикам предлагается в тетради начертить и заполнить таблицу (работа
с учебником А.Смирнов «ОБЖ.11 класс» глава 5 (5.2) стр.123), 1 вид
воинской деятельности заполняется вместе с учителем, 2 и 3 – самостоятельно,
затем проверяются и формулируется вывод (самостоятельно или находится
в учебнике).
Таблица «Виды воинской деятельности»
(образец заполнения таблицы)
№ |
Вид воинской деятельности |
Назначение |
Составные части |
Требования к военнослужащим |
3. |
Учебно-боевая подготовка |
Обеспечение высокого военно-профессионального
уровня личного состава |
Изучение воинских уставов, упражнения и тренировки
с оружием и боевой техникой, учения (высшая форма) |
Высокий уровень духовных и физических качеств,
психическая устойчивость, физическая выносливость |
3. |
Служебно-боевая деятельность |
Обеспечение высокого уровня боевой готовности
подразделений и частей |
Боевое дежурство, караульную и внутреннюю
службу |
Высокая бдительность, точное соблюдение и
исполнение свих обязанностей, решимость и инициатива |
3. |
Реальные боевые действия |
Осуществляется непосредственно в условиях
боя и направлена на поражение противника |
Соответствует виду и роду войск, который представляет
военнослужащий |
Стойкость, инициатива, дисциплинированность,
высокие физические, моральные и духовные качества |
Вывод по таблице:
(1 вариант) Эксплуатационные характеристики современного оружия
и военной техники, правила их эксплуатации, обслуживания и боевого
применения требуют высокого общего и профессионального уровня подготовки
военнослужащих при исполнении обязанностей воинской деятельности.
(2 вариант) Ознакомившись со всеми особенностями воинской деятельности,
необходимо сделать вывод, что исполнение обязанностей военнослужащим
– это специфическая область деятельности человека, которая широка
и многогранна и требует от молодого человека перед поступлением
на службу осмысленного и взвешенного подхода к оценке своих возможностей
и организации своей подготовки.
В чем разница между военнослужащим, овладевшим знаниями и навыками
по использованию оружия и военной техники, и военнослужащим-специалистом?
(в реальных боевых действиях победа будет за специалистом) .
А имя какого русского полководца стало нарицательным как мастера
ратного дела? (Суворова) .
Поэтому эпиграфом к нашему уроку я выбрал слова Суворова: «Тяжело
в учении, легко в бою» (написан на доске). И предлагаю вам просмотреть
видеофрагмент о Суворове (фильм «Россия: вера, армия, народ») и
ответить на вопрос: Изменилось ли представление о военнослужащем-специалисте
со времен Суворова? (многие требования к военнослужащему-специалисту
остались – это и дисциплинированность, и смелость, и взаимопомощь,
и.т.д., но так как появились новые воинские специальности – появились
и новые требования) .
3. Работа с карточками по воинским специальностям.
Чтобы лучше понять специфику современных воинских специальностей,
вам предлагается задание на карточках.
Ученикам выдаются карточки, в которых представлены три специальности
с описанием должностных инструкций, а в конце перечислены качества,
которыми должен обладать специалист, и предлагается самостоятельно
вписать их в пустые строчки.
КАРТОЧКА ПО ВОИНСКИМ ДОЛЖНОСТЯМ
Оператор командной радиолинии в РВСН
Оператор выполняет набор и выдачу команд управления
бортовыми системами космических аппаратов и контроль, а обменом
информации между наземными средствами и космическими объектами.
Оператор командной радиолинии обязан знать назначение, устройство
и правила эксплуатации аппаратуры радиолинии, набор и выдачу команд
управления бортовыми системами космических аппаратов, контроль обмена
информации с ними и контроль исполнения команд.
________________________________________________________
________________________________________________________
Наводчик артиллерийского орудия
Свою деятельность осуществляет в ходе непосредственного
выполнения боевой задачи, производя расчеты угломеров, наведения
оружия в цель и выстрел на поражение живой силы и огневых средств
противника.
Обязан хорошо знать устройство орудия, своевременно и качественно
готовить орудие, прицельные приспособления, боеприпасы к боевому
применению; быстро находить и устранять возникающие поломки и неисправности;
безошибочно определять дальность до цели, выбирать точку прицеливании,
установку шкалы прицела, точно наводить орудие в цель и вести меткий
огонь.
________________________________________________________
________________________________________________________
Стрелок
В мирное и военное время отвечает за точное и своевременное выполнение
возложенных на него обязанностей и поставленных ему задач, а также
за исправное состояние своего оружия, хорошо знать материальную
часть оружия и вверенной ему боевой техники, владеть строевыми приемами
и приемами ведения рукопашного боя, владеть основами огневой и тактической
подготовки.
________________________________________________________
________________________________________________________
Задание: Из предложенного списка выберите те качества,
которыми должен обладать военнослужащий, чтобы быть специалист по
данным должностям.
Быстро воспринимать устную речь; способность к быстрому счету в
уме; сохранять высокую работоспособность, развитое логическое мышление;
работоспособность при воздействии посторонних раздражителей; умение
обращаться с автоматически оружием, владение навыками рукопашного
боя, высокая нервно-психическая устойчивость; выполнение точных
сложных координированных двигательных действий; быстрота реакции;
физическая выносливость; дисциплинированность; быстрота реакции
на движущийся объект; ответственность; исполнительность; самообладание;
организованность; выдержка и находчивость; аккуратность; запоминать
зрительную и слуховую информацию; высокая устойчивость к воздействию
световых и звуковых раздражителей, хорошая физическая подготовка,
владение основами тактики ведения боя, оказание первой медицинской
помощи.
Проверяем каждую специальность и делаем вывод по заданию.
Вывод: Каждому военнослужащему, овладевшему той или иной специальностью,
присущи общие качества специалиста (ответственность, дисциплинированность,
выдержка и находчивость и т.д.) и специальные качества (способность
к быстрому счету в уме и т.д.).
4. Вывод по уроку и ответ на проблемный вопрос.
Нам осталось сделать вывод по уроку и ответить на проблемный вопрос.
Вывод по уроку: Что нужно для того, чтобы стать военнослужащим-специалистом?
(Чтобы стать военнослужащим-специалистом, нужно пройти все этапы
воинской деятельности и в совершенстве овладеть оружием и военной
техникой)
Ответ на проблемный вопрос: Могу ли я стать военнослужащим-специалистом?
(Могу, так как есть качества, которые я могу приобрести и развить
у себя будучи учеником 11 класс – это и дисциплинированность, и
отличная физическая форма, и выносливость, и т.д.)
5. Домашнее задание: Учебник – таблица 4 (стр.132-133),
глава 5.3.
|