Цветков Сергей Вячеславович, преподаватель-организатор
ОБЖ гимназии №2
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
11 КЛАСС
ПРОГРАММА А.Т.СМИРНОВА
РАЗДЕЛ «ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ»
Тема: «Сердечно-легочная
реанимация».
Цели урока:
-
Образовательная – активизация познавательной
деятельности учащихся в сфере изучения первой медицинской помощи;
-
Практическая – закрепление знаний по оказанию
ПМП,
-
Воспитательная – воспитать желание оказывать
ПМП другому человеку при ЧС.
Тип урока:
изучение нового материала (урок с применением информационно-коммуникационных
технологий и технических средств обучения).
Метод: исследовательский.
Учебные вопросы:
1. Диагностика клинической смерти.
2. Непрямой массаж смерти и искусственная вентиляция легких.
3. Сочетание проведения НМС и ИВЛ.
Оборудование:
- для учителя - интерактивная доска (экран)
с проектором, компьютер с акустической системой, тренажер СЛР
«Максим- III»;
- для учеников – компьютер, электронные носители
информации (дискеты или флеш-карты).
Программное обеспечение:
программа «PowerPoint» (презентация), мультимедийная энциклопедия
«МЧС. Первая медицинская помощь при дорожно-транспортных происшествиях».
ХОД УРОКА
1 слайд. Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок
Основ безопасности проведу у вас я (…) и считаю свой предмет одним
из главных в школьном расписании. Как вы думаете, почему я так считаю?
(знания, полученные на ОБЖ, помогают спасать жизнь)
Конечно, ребята.
Я хочу вместе с вами посмотреть фрагмент
одного фильма.
2 слайд. Многие люди считают, что они умеют оказывать
ПМП. Однако в реальной ситуации зачастую или боятся, или не могут
справиться с этой задачей. А ведь от правильно и своевременно оказанной
Первой Помощи зависит судьба человека, а зачастую и жизнь.
Неумолимая статистика показывает, что до 90% тяжело пострадавших
могли бы остаться в живых, если бы помощь им была оказана в течение
первых 5 минут, а если с момента ЧП проходит больше 18 минут, то
удается спасти лишь 15% пострадавших.
3 слайд. Ребята, вернемся к фрагменту. Герой умер,
а все ли сделали окружающие, которые пытались спасти его до приезда
скорой помощи?
(в этой ситуации на первый план выходит знание и умение выполнять
сердечно-легочную реанимацию)
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Пусть эпиграфом его станут слова знаменитого путешественника Андрея
Ильина
Умение рождает уверенность. Уверенность вытащит из любой, самой
экстремальной ситуации. Я знаю – любой человек способен сделать
во сто крат больше, чем может предполагать. Надо лишь знать, что
делать.
Поэтому целью нашего урока будет овладение техникой СЛР.
4 слайд. Что же такое реанимация?
5 слайд. Перечислите признаки клинической смерти.
6 слайд. И первое, что мы научимся делать – это
определять эти признаки (т.е. диагностировать клиническую смерть).
7 слайд. Как вы думаете, какое количество времени
должен затратить спасатель на диагностику?
(потому что продолжительность клинической смерти 5 минут и в течение
этого времени наступают необратимые процессы: разрушение клеток
коры головного мозга)
8 слайд. Посмотрите на рисунок и скажите, что
проверяет спасатель? (вместе с классом находим сонную артерию)
9 слайд. А что здесь проверяет спасатель?
10 слайд. Что показано на этом слайде?
(расширенный зрачок, который служит показателем отсутствия сознания)
Я продемонстрирую на тренажере как в комплексе выполняется диагностика
клинической смерти.
11 слайд. После выполнения диагностики мы, не
теряя времени, приступаем к реанимации, которая состоит из 2 этапов:
НМС и ИВЛ.
слайд 12 – 16. Вам необходимо будет выполнить
следующее задание:
на компьютере открыта презентация, в ней номерами отмечены пять
слайдов. Переставьте слайды местами в соответствии с последовательность
указанной в статьей учебника «НМС и ИВЛ». На выполнение вам дается
5 минут.
Итак, кто готов, какой слайд будет идти первым, объясните свой
выбор и продемонстрируйте на манекене.
(2 – определение точки нажатия,
4 – нмс,
5 – очистка ротовой полости,
3 – восстановление проходимости дыхательных путей,
1 - ивл)
Спасибо ребята, ещё раз внимание на манекен, я полностью показываю
правильное выполнение техники НМС и техники ИВЛ.
слайд 17. Существуют правила сочетания НМС и ИВЛ.
Обратимся к различным источникам и заполним таблицу, чтобы сравнить
их.
Один из вас работает с учебником, второй - с мультимедийной энциклопедией
«МЧС».
Затем вам необходимо заполнить таблицу (слайд 18) : в первые три
графы вносите цифровые показатели, в последние две ставите знак
«+» или «-». На выполнение работы 5 минут.
Какие данные вы вписали в графу «Учебник», а какие – в графу МЧС?
Какой способ сочетания вы считаете наиболее эффективным и почему?
(способ, который предлагает МЭ «МЧС», потому что они отработаны
на практике и основаны на современных медицинских данных). Давайте
убедимся в этом на практике.
А как может поступить спасатель, которому одному приходится выполнять
реанимацию? (позвать на помощь и объяснить действия)
Слайд 19. По каким признакам мы определяем эффективность
СЛР?
Домашнее задание. Выполнение теста, сохраните презентацию
на дискету и используйте её при подготовке к тесту.
Слайд 20. Подводя итог нашему уроку, я хочу вместе
с вами подумать и ответить на два важных вопроса:
Достаточно ли 1 урока, чтобы правильно выполнять СЛР? (нет, потому
что спасатели рекомендуют минимум раз в полгода проводить практические
занятия с тренажером)
И второй, любой ли человек, обладающий знаниями СЛР, применит их
в экстремальной ситуации?
Слайд 21. Мне очень хочется верить, что любой
из вас в подобной ситуации будет способен сделать во сто крат больше,
чем может предполагать.
И вы будете знать, что делать.
Материалы к уроку:
- Фрагмент фильма
- Ход работы для ученика
- Презентация для учителя
- Презентация для ученика
- Тест
- Ответы на тест
|