Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Тематическое планирование курса
«Литературное чтение» 2кл. (1-4)
(авторы Горецкий В.Г., Голованова М.В., Климанова Л.Ф.)

с выделением прогнозируемого результата

Темы:

1. Устное народное творчество
2. Творчество А.С.Пушкина: Лирика А.С.Пушкина.“Сказка о рыбаке и рыбке”
3. Басни И.А.Крылова (“Лебедь, Щука и Рак”, “Чиж и Голубь”, “Стрекоза и Муравей”)
4. Творчество Л.Н.Толстого (Рассказы. Басни. “Филипок” (быль))
5. Поэтическая тетрадь “Люблю природу русскую”

6. К.И. Чуковский (“Путаница”,  “Радость”,  “Федорино горе”)

7. А.П.Гайдар (“Совесть”, “Чук и Гек”)
8. Поэзия С.Я.Маршака ( “Кот и лодыри”, Загадки, “Терем-теремок”)
9. Стихи для детей С.В.Михалкова (“Мой щенок”, “Чистописание”, “А что у вас?”)
10. Стихи для детей и о детях А.Л.Барто (“Веревочка”, “Вовка – добрая душа”, “Мы не заметили жука”
11. Н.Н.Носов (“Живая шляпа”, “На горке”, “Заплатка”) 
12. В.А.Осеева ( “Волшебное слово”, “Сыновья”, “Синие листья”, “Три товарища”, “Хорошее”)
13. Н.М.Артюхова ( “Трусиха”, “Большая береза”)
14. Е.А.Благинина “Посидим в тишине”Ю.Я.Яковлев “Мама”Л.М.Квитко “Бабушкины руки”Р.Гамзатов “Мой дедушка”. Обобщение по теме
15. О братьях наших меньших (М.М.Пришвин “Ребята и утята”, В.В.Бианки “Музыкант”, “Аришка-трусишка”, Е.И.Чарушин “Страшный рассказ”, Н.И.Сладков “Всему свое время”, “Сорока и Заяц”, “Барсук и Медведь”, “Лиса-плясунья”, Б.С.Житков “Как слон спас хозяина от тигра”, “Галка”, Обобщение по теме)
16. Стихи Б.В.Заходера для детей
17. Э.Н.Успенский (“Чебурашка”, “Если был бы я девчонкой”, “Рыболов”, “Над нашей квартирой”)
  18. Поэзия (В.Д.Берестова;   Я.Л.Аким (“Неумейка”, “Жадина”))
  19. В.Ю.Драгунский “Заколдованная буква”
20. Страницы истории: А.С.Старостин “Куликовская битва”; Я.М.Тайц “Приказ”; А.И.Приставкин “Портрет отца”. 
21. Сказки народов нашей страны“Колосок” (укр. нар. сказка); “Легкий хлеб” (бел. нар. сказка); “Айога” (нанайск. сказка); “Три дочери” (татарск. сказка); “Белый медведь” (ненецк. сказка); Обобщение по теме
22. Литература народов мира: Ш.Перро “Кот в сапогах”; Братья Гримм “Бременские музыканты”; Г.Х.Андерсен “Дюймовочка”; Обобщение по теме.

1.
Тема:
Устное народное творчество - 6 часов

Цели:
Сформировать у учащихся представление о поэтическом наследии русского народа, его мировосприятии, традициях, особенностях быта.
Создать условия для воспитания гражданина, убежденного в победе добра над злом, правды над кривдой.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Формирование знаний о русских народных песнях, потешках, скороговорках, приговорках, считалках, небылицах.
Умение разгадывать загадки, понимать скрытый смысл пословиц и поговорок.
Воспитание личности, ответственной за свое поведение.

Понятие: Русский народный фольклор. Русская народная сказка. Виды (жанры) устного народного творчества. Добро и зло, честь и справедливость, смелость и трусость, честность и доброжелательность.

Литература:
Ю.Коваль ”О сказках”
О лит-ре для детей. М.Дет. лит-ра, 1981

Технология:
Интегрированный урок “Русские народные песни”(музыка)
Элементы драматизации на уроках “Русские народные сказки”
КСО
“Составление книжки- картинки “Русские народные сказки”

2.
Тема:
Творчество А.С.Пушкина - 5часов:                
                                                          Лирика А.С.Пушкина - 2 часа
                                                          “Сказка о рыбаке и рыбке” - 3часа

Цели:
Дать представление о творчестве  великого русского поэта как о достоянии не только русской, но и мировой культуры.
Воспитывать личность, правильно ориентированную на гражданско-нравственный выбор, умеющую соизмерять свои желания и возможности. 

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Умение слышать волшебную музыку пушкинских стихов, ценить прекрасное, замечать красоту родной природы.
Воспитание духовной личности, строящей отношения с другими на основе идей Добра, Истины, Красоты.

Понятие:
Национальная культура, лирическое произведение, музыка пушкинских строк.
Духовная личность, идеи Добра, Истины, Красоты.

Литература:
С.Я.Маршак “Заметки о сказках Пушкина”.
Зуева Т.В. «Сказки А.С.Пушкина» М., Просвещение 1989г.
Высочина Е.Н. «Образ бережнохранимый» М., Просвещение 1989г.

Технология: Составление диафильма по произведению А.С.Пушкина

3.
Тема:
Басни И.А.Крылова (“Лебедь, Щука и Рак”, “Чиж и Голубь”, “Стрекоза и Муравей”) - 3часа

Цели:
- Дать понятие о басне как о кратком нравоучительном иносказательном стихотворном рассказе.
- Формирование представлений о правах и обязанностях человека в обществе.
- Развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном, о главных героях, видеть скрытый смысл произведения.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование личности, ответственно относящейся к своей жизни в обществе людей

Понятие:
Права и обязанности человека. Право на жизнь, свободу, на труд и отдых.
Мораль басни, крылатые слова и выражения.

Литература:
Архипов В.  И.А.Крылов Поэзия народной мудрости, Московский рабочий, 1974г.

Технология: Элементы драматизации на уроке.

4.
Тема:

Творчество Л.Н.Толстого (Рассказы. Басни. “Филипок” (быль)) - 9часов

 Цели:
Показать на примере жизни и творчества Л.Н.Толстого образец гражданской позиции человека, отношения к своим близким, служения людям.
Учить детей правильно делать нравственный выбор.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Воспитание личности не просто наблюдающей за жизненным процессом, а участвующей и сопереживающей вместе со всеми, личности свободной, осознающей свои права и признающей права других людей с их убеждениями.

Понятие: Нравственный выбор. Совесть. Уважение к старшим. Честность и благородство, смелость, находчивость.

Литература:
Либединская Л. Живые герои, М., Дет.лит. 1982г.
Ламунов К.Н. Лев Толстой Очерк жизни, М., Дет.лит. 1978г.

Технология:
Выставка рисунков на тему “Рассказы и басни Л.Н.Толстого”
Чтение в лицах.
Коллективное обсуждение прочитанного.

5.
Тема:
Поэтическая тетрадь “Люблю природу русскую” - 10 часов:
                                                          Ф.И.Тютчев
                                                          А.А.Фет
                                                          А.К.Толстой
                                                          С.А.Есенин
                                                          А.Т.Твардовский
                                                          А.А.Прокофьев
                                                          Н.М.Рубцов
                                                          Обобщение по теме.

Цели:
Обогатить и расширить представления учащихся о нашей Родине, о русской природе.
Учить воспринимать прекрасное, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Формирование умения воспринимать поэтические образы родной природы.
Воспитание уважительного отношения и гордости к своему национальному языку.
Формирование умения наблюдать и описывать свои наблюдения.

Понятие:
Право на культурное развитие.
Музыка стиха.
Эпитеты.
Приемы сравнения и олицетворения в поэзии.
Словесное иллюстрирование стихотворения.
Эмоциональный настрой при чтении стихотворения.

Литература:
Е.Осетров Человек-песня М., Сов. писатель, 1979г.
А.Прокофьев Вспоминают друзья, М., Сов.писатель, 1977г.

Технология:
Интегрированные уроки (музыка, рисование)
Прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского.
Использование репродукций картин русских художников-пейзажистов.
Конкурс чтецов “Люблю природу русскую”.

 

6.
Тема:
К.И. Чуковский (“Путаница”,  “Радость”,  “Федорино горе”) - 5 часов

 Цели: Обобщить знания детей о произведениях К.И.Чуковского, показать их близость к народному фольклору.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Воспитание положительно настроенного человека, оптимистично смотрящего в будущее, верящего в победу добра над злом.

Понятие:
Право быть ребенком, право на культурное развитие.
Юмор и сатира.

Литература:
К.И.Чуковский “Заповеди для детских поэтов”
В.Д.Берестов “К.И.Чуковский”
Составление собственных рассказов о вещах.

Технология:
КСО
Постановка сказки “Путаница”

7.
Тема:
А.П.Гайдар (“Совесть”, “Чук и Гек”) - 4 часа

Цели:
Создать условия для воспитания гражданина, патриота своей страны.
Сформировать представление о самом писателе, жившем “ясно и честно”, горячо любившем свою Родину, умевшем ее защищать.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Понимание необходимости жить “по совести”, быть патриотом своей страны.

Понятие:
Право быть гражданином своей страны.
Патриотизм.
Песенный строй произведений А.П.Гайдара.

Литература:
А.П.Гайдар “Автобиография”
“Две школы Аркадия Гайдара”/О.Т.Ковалевская
Л.Кассиль
“Чудо Гайдара”

Технология:
Урок-диспут
 “Что значит жить “по совести”?

8.
Тема:
Поэзия С.Я.Маршака ( “Кот и лодыри”, Загадки, “Терем-теремок”) - 4 часа 

Цели: Формировать у учащихся понятие  гражданина, осознающего свои права и обязанности.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование у детей стремления быть ответственными и полезными, жить в мире и дружбе со всеми людьми, проявлять понимание и терпимость.

Понятие:
Ответственность человека перед собой и другими людьми.
Терпимость и взаимопонимание.

Литература:
А.Т.Твардовский
“О поэзии Маршака”
Бегак Б. Дети смеются М., Дет. лит., 1979
Детская лит-ра Сборник статей М. Дет. лит-ра 1980

Технология:
Элементы театральной деятельности.
Постановка сказки “Терем-теремок”.
Конкурс загадок.

9.
Тема:
Стихи для детей С.В.Михалкова (“Мой щенок”, “Чистописание”, “А что у вас?”) - 4 часа

Цели:
Формировать у детей правильное отношение к своему праву на бесплатное образование, физическое и духовное развитие.
Учить ответственно и с любовью обращаться с  “братьями нашими меньшими” на примере героев произведений С.В.Михалкова.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Понимание необходимости прилежного отношения к своему учебному  труду  и уважительного отношения ко всем людям труда.
Ответственность “за тех, кого приручили”.

Понятие:
Право на бесплатное образование.
Право на свободное физическое и духовное развитие.
Духовная личность.

Литература: Встречи с писателями М., Просвещение 1978

Технология:
Творческая работа
Сочинения-миниатюры
“Если б не было школ…”
“Мое любимое животное”.

10.
Тема:
Стихи для детей и о детях А.Л.Барто (“Веревочка”, “Вовка – добрая душа”, “Мы не заметили жука” - 2 часа

Цели:
Воспитывать социально-активную личность.
Учить видеть все богатство эмоционально-эстетических оценок в поэзии А.Л.Барто.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование у учащихся в качестве главных ценностей доброго отношения к людям и животным, любви и заботы о них.

Понятие: Духовная личность, жизнь на основе добра, истины и красоты.

Литература:
Детская лит-ра Сборник статей М., Дет.лит-ра, 1974
Дет. лит-ра Сборник статей М., Дет. лит-ра 1977

Технология:
Урок-викторина “По страницам книг К.И.Чуковского,
С.Я. Маршака, С.Михалкова, А.Л.Барто”.

11.
Тема:
Н.Н.Носов (“Живая шляпа”, “На горке”, “Заплатка”) - 6 часов

Цели: Сформировать на примере героев Н.Носова умение быть ответственным и полезным, правильно  оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, находить верный выход из создавшейся ситуации.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование умения посмотреть на себя со стороны, посмеяться над собой, посочувствовать другому.

Понятие:
Право на ошибку и ее исправление.
Ответственность за свои поступки, терпимость к другим.

Литература:
В.Катаев “О Н.Носове”
Встречи с пистелями. М., Просвещение 1978г.

Технология:
Урок-путешествие
“По страницам книг Н.Носова”
Инсценирование отдельных эпизодов.

12.
Тема:
В.А.Осеева ( “Волшебное слово”, “Сыновья”, “Синие листья”, “Три товарища”, “Хорошее”) - 6 часов

 Цели: Воспитывать учащихся на примере поступков героев рассказов В.А.Осеевой, формировать представления ребенка о его  обязанностях перед родными и близкими, своими товарищами.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Сопричастность к тому, что происходит вокруг, к событиям в жизни близких и друзей.

Понятие:
Жить по совести.
Забота о близких и родных.
Умение быть ответственным и полезным.

Технология: Сочинение-рассуждение “Кто я такой и что мне нравиться?”

13.
Тема:
Н.М.Артюхова ( “Трусиха”, “Большая береза”) - 3 часа

Цели: Утверждать в общественном мнении детей ценность нравственных норм поведения, развивать накопленные детьми нравственные знания, умения и навыки.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Формирование представлений о том, как выходить из трудных житейских ситуаций.
Воспитание стремления преодолеть свои слабости, исправить допущенную ошибку в поведении.

Понятие:
Ответственность за свои поступки.
Трусость и смелость.
Безрассудство.

Технология: Урок-обобщение “Я могу быть волшебником”

14.
Тема:

Е.А.Благинина “Посидим в тишине” 
Ю.Я.Яковлев “Мама” 
Л.М.Квитко “Бабушкины руки” 
Р.Гамзатов “Мой дедушка”. 
Обобщение по теме
- 5 часов

Цели:
Дать понятие о семье как ячейке общества, родственных связях, внутрисемейных отношениях.
Формировать представления о правах и обязанностях взрослых и детей в семье по отношению друг к другу.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование у учащихся в качестве главных ценностей доброго отношения к родным и близким, любви и заботы к ним.

Понятие:
Уважение к близким людям как один из основных нравственных законов.
Почитание старших.

Литература:
И.Ф.Гончаров  “Подвигнут я тобою”, Лен., Дет. лит., 1988г.
Детская лит-ра Сборник статей М., Дет лит-ра, 1972г.

Технология:
Урок-праздник “Поздравляем наших мам”.

15.
Тема:
О братьях наших меньших (М.М.Пришвин “Ребята и утята”, В.В.Бианки “Музыкант”, “Аришка-трусишка”, Е.И.Чарушин “Страшный рассказ”, Н.И.Сладков “Всему свое время”, “Сорока и Заяц”, “Барсук и Медведь”, “Лиса-плясунья”, Б.С.Житков “Как слон спас хозяина от тигра”, “Галка”, Обобщение по теме) - 15 часов

Цели:
Сформировать представление о писателях-натуралистах как талантливых “переводчиках” языка деревьев, трав, зверей и птиц “на человеческий язык”.
Воспитывать личность, знающую и понимающую все многообразие живой природы и необходимость бережного к ней отношения. 

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Воспитание любви к родной природе как первый шаг к рождению патриотизма.
Понимание детьми того, что главная  цель всех произведений о животных - разговор о людях, умных и добрых, любящих, знающих и понимающих родную природу.         

Понятие: Ответственность и забота. Патриотизм. Значение слова "Родина".

Литература:
“Встречи с писателями”, М.,Пр.,1978г.
В.В.Бианки “Жизнь и творчество Б.С.Житкова” Детская лит-ра Сборник статей М., Дет.лит-ра, 1976г.

Технология:
Урок-экскурсия в живой уголок.
Интегрированный урок
Чтение-природоведение
“Братья наши меньшие”Сочинение-миниатюра “Разговор, услышанный в лесу”.

16.
Тема:
Стихи Б.В.Заходера для детей - 6 часов

Цели: Учить детей пристально вглядываться в окружающие их предметы и события, быть искренними в проявлении своих чувств и эмоций, в отношении к окружающему миру.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Сопричастность к миру во всех его проявлениях, осмысление своего собственного “Я”.

Понятие: Право быть самим собой, право на любовь и понимание со стороны близких.

Литература: Бечак Б. Дети смеются Дет. лит-ра, 1979г.

Технология: Конкурс чтецов “Мое любимое стихотворение Б.Заходера”.

17.
Тема:
Э.Н.Успенский (“Чебурашка”, “Если был бы я девчонкой”, “Рыболов”, “Над нашей квартирой”) - 5 часов 

Цели:
Познакомить детей с творчеством Э.Н.Успенского, нашего современника, человека веселого, справедливого и благородного, настоящего борца за добро.
Учить ребят поступать в своей жизни, руководствуясь примером поведения положительных героев произведений Э.Успенского. 

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование положительных нравственных черт характера у учащихся, убежденности в хороших качествах каждого человека.

Понятие:
Доброта, отзывчивость, право на собственное мнение.
Понимание себя, самоанализ.

Технология: Элементы драматизации на уроке.

18.
Тема:
Поэзия
                       В.Д.Берестова -
3 часа
                       Я.Л.Аким (“Неумейка”, “Жадина”) - 2 часа

 Цели: Развивать гражданскую ответственность к общечеловеческим ценностям – сохранение окружающей среды, природы, духовных и материальных ценностей.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование стремления к самоусовершенст-вованию, умения принять верное решение.

Понятие: Доброта, взаимопонимание, милосердие к людям и животным, терпимость.

Технология: Интегрированный урок. Чтение и ОЗМ

19.
Тема:
В.Ю.Драгунский “Заколдованная буква” - 3 часа

Цели: Воспитать убежденность в хороших качествах каждого человека, умение принять верное решение, посмотреть на себя со стороны.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Привитие умения проявлять понимание и терпимость к другим людям.

Понятие: Право человека на ошибку и на ее исправление.

Литература: Сивоконь С. Веселые ваши друзья М.Дет.лит-ра, 1980г.

Технология: Устное сочинение  “Чем бы я закончил эту историю?”

20.
Тема:
Страницы истории:                                              - 8 часов
                       А.С.Старостин
“Куликовская битва”
                       Я.М.Тайц “Приказ”
                       А.И.Приставкин “Портрет отца”. 

Цели: Сформировать у учащихся интерес к героической истории своего народа, к мужественным людям того времени.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Нравственное становление юного гражданина, знающего и бережно относящегося к истории своей страны.

Понятие:
История Родины.
Патриотизм.
Долг гражданина по отношению к своей стране.

Литература: Детские книги серии «Страницы истории нашей Родины»

Технология: Дидактическая игра “Путешествие на машине времени”.

21.
Тема:
Сказки народов нашей страны                                               - 6 часов
                                              
“Колосок” (укр. нар. сказка)
                                              
“Легкий хлеб” (бел. нар. сказка)
                                              
“Айога” (нанайск. сказка)
                                              
“Три дочери” (татарск. сказка)
                                              
“Белый медведь” (ненецк. сказка)
                                              
Обобщение по теме

Цели: Формировать представление о многообразии народов, населяющих нашу страну, познавательный интерес к культуре и быту этих народов.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Привитие уважительного отношения к людям других наций и народностей, к их обычаям, культуре, языку.

Понятие:
Идеи интернационализма и терпимости.
Россия – многонациональная страна.
Культура, быт, национальные традиции.

Литература: Шаров А. Волшебники приходят к людям. М., Дет лит-ра, 1979г.

Технология: Урок-викторина “Вспомни и назови сказку”.

22.
Тема:

Литература народов мира                                                       - 12 часов
                                    Ш.Перро “Кот в сапогах”
                                    Братья Гримм “Бременские музыканты”
                                    Г.Х.Андерсен “Дюймовочка”
                                    Обобщение по теме.

Цели:
На примерах сказок разных народов мира показать общность надежд и чаяний всех людей на планете, близость к русской сказке.
Сформировать стремление подмечать необычное в обыденных вещах

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Привитие реальных взаимоотношений между людьми, отражающих нормативные отношения в обществе: сотрудничество, сопереживание, сотворчество.
Формирование личности способной строить достойную человека жизнь.

Понятие:
Человек как гражданин Мира.
Интернационализм.
Жизнь на основе Добра, Истины, Красоты.
 Понимание и терпимость

Литература:
К.Г.Паустовский “Великий сказочник”
Шаров А. Волшебники приходят к людям. М., Дет лит-ра, 1979г.
О лит-ре для детей, Л., Дет. лит-ра, 1981г.

Технология: Литературная игра “Кто я ?”

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений