Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Тематическое планирование курса
«Литературное чтение» 3кл. (1-4)
(авторы Горецкий В.Г., Голованова М.В., Климанова Л.Ф.)

с выделением прогнозируемого результата

Темы:

1. Устное народное творчество (русские народные песни, небылицы, докучные сказки, сказки)
2. Поэтическая тетрадь № 1 Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков
3. Творчество А.С.Пушкина («Уж небо осенью… «В тот год осенняя погода», «За весной, красой природы», "«Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане»)
4. Басни И.А.Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица»
5. Детство Л.Н.Толстого (Из воспоминаний писателя)

6. Толстой Л.Н. «Акула», «Прыжок»

7. Куприн А.И. Слон (в сокращении)
8. Поэтическая тетрадь № 2 (Никитин И.С. Плещеев А.Н. Суриков И.З. Дрожжин С.Д.)
9. Литературные сказки В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»
10. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
11. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница»
12. Поэтическая тетрадь № 3. Н.А.Некрасов, С.М.Соловьев, К.Д.Бальмонш И.А.Бунин 
13. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»
14. В.П. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
15. В.В.Медведев «Как Воробьенок придумал голосами меняться и что из этого вышло»
16. Поэтическая тетрадь № 4. Саша Черный, Блок А.А., Есенин С.А. 
17. М.М.Пришвин «Моя Родина» - 1 час. Пиковая Дама - 1 час 
  18. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»
  19. В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»
20. В.В.Бианки «Мышонок Пик»
21. В.Л.Дуров «Наша Жучка»
22. В.Н.Астафьев «Капалуха»
23. Поэтическая тетрадь № 5. С.Я.Маршак, А.Л.Барто, С.В.Михалков, Е.А.Благинина
24. Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
25. А.П.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»
26. Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» 

1.
Тема:
Устное народное творчество (русские народные песни, небылицы, докучные сказки, сказки). Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Иван - царевич и серый волк. «Сивка - бурка» Никита Кожемяка. Добрыня Никитич. Добрыня и Змей. Исцеление Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей– разбойник. - 11 часов

Цели: Приобщение детей к русскому эпосу, воспитание любви к Родине, к ее бессмертному поэту – русскому народу. Формирование понятия «народная мудрость», «Знание», познавательного интереса к видам народного искусства (народные промыслы), культуре народа своего края, народов, населяющих Россию. Воспитать личность, правильно ориентированную на гражданско-нравственный выбор.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование личности, способной строить достойную человека жизнь. Привитие гордости за свое Отечество, бережного отношения к старине. Ознакомление с правом на жизнь и личную неприкосновенность, на владение имуществом.

Понятие: «Народная мудрость», «Знание», Жизнь, достойная человека; труд, мастерство, лень, безделье, богатырь, - былинный герой

Литература:
Зуева Т.В. «Русь – Россия – русские сказки» // Литература в школе, 1993, 4.
Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984
Путилов Б.Н. Застава богатырская: Беседы о былинах Русского Севера. Л., 1990
Сборник: Былины, русские народные, древние русские повести. М. Дет.лит., 1989

Технология:Урок-экскурсия. Урок-викторина.

2.
Тема:
Поэтическая тетрадь № 1 Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков - 8 часов

Цели: Формировнаие у уч-ся уважения к поэтам, жившим примерно в одно и то же время – в середине прошлого века, перед глазами которых разворачивалась многообразная жизнь России, их окружала одинаково милая сердцу каждого родная среднерусская природа.
Почему эти стихи  «прошли, проходят и будут проходить через всю жизнь людей разных поколений?

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Воспитание главных ценностей нашей жизни: Отечество как страна, где ты  родился; уважение и любовь к природе, потребность в ее защите.

Понятие:Гроза весенняя , листопад, Времена года, колыбельная песня.

Литература:
Кожинов В., Тютчев Н., 1988, Маймин А.Е., Фет А.А., 1989
Троцкий В.Ю., «Слово о Майкове» ЛМИ, 96,6
Жуков Д.А., А.К.Толстой. М., 1982

Технология:Урок-конкурс

3.
Тема:
Творчество А.С.Пушкина («Уж небо осенью… «В тот год осенняя погода», «За весной, красой природы», "«Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане» - 7 часов

Цели: Воспитание отношения к жизни, формирование отношения человека, воплощение русского национального самосознания. Воспитание личности, правильно ориентированной на гражданско-нравственный выбор. Идея Дома «как священной основы человеческого бытия» (В.Непомнящий), идея святости семьи и дома. Посягательство на честь и репутацию.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Осмысление своего «я» (обязывает быть заинтересованными в критической самооценке, в определении идеалов, норм, мотивов, критериев деятельности, которые увековечены Поэтом как истинно человеческие. Воспитание любви к жизни, природе, к близким в семье. Формирование личности, способной строить достойную человека жизнь.

Понятие: Жизнь на основе Добра, Истины, Красоты; русская душа, русский язык, русский характер: гармония (с миром, людьми, с самим собой)

Литература:
Лотман Ю.М. Пушкин – Спб., 1995
Томашевский Б.В. Пушкин м., 1990
Непомнящий «В. О лирике Пушкина»// ЛШ 1994, 4-6; 1999, 1; 1999, 2,4,5
Непомнящий В. «О Пушкине и его художественном мире»//ЛШ 1996, 1-3
Зуева Т.В. А.С.Пушкин М., Просвещение 1989

Технология:
Лит-муз. композиция
Литер турнир КВН
Урок-путешествие
Литер. гостиная
Урок-исследование»Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»

4.
Тема:
Басни И.А.Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица» - 4 часа

Цели: Воспитание личности правильно ориентированную на нравственный выбор (люди станут умнее, добрее и лучше). Дать представление о великом изобретении (очки), важности просвещения.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Привитие реальных взаимоотношений между людьми, отражающих нормативные отношения в обществе. Право пользования очками

Понятие: Жизнь, достойная человека, невежа, невежда, взятка, лесть.

Литература:
Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985
Архипов В. Поэзия народной мудрости Московский рабочий, 1974

Технология:Урок-викторина

5.
Тема:
Детство Л.Н.Толстого (Из воспоминаний писателя) - 1 час

Цели: Дать понятие о семье, как ячейке общества, родственных связях, внутренних отношениях.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование у уч-ся в качестве главных ценностей доброго отношения к родным и близким, любви и заботы  к ним. Воспитание духовной личности, строящей жизнь в семье на основе Добра, Истины, Красоты.

Понятие: Духовная личность. Жизнь на основе Добра, Истины, Красоты.

Литература: Либединская Л. Живые герои М., Дет лит-ра 1982

 

6.
Тема:
Толстой Л.Н. «Акула», «Прыжок» - 4 часа

Цели: Человек в мире правил. Право на жизнь. От чего зависят поступки человека.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Понимание учениками, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им жить в обществе, общаться, действовать. Развить у шк-ов стремление к самосовершенствованию, помочь осознать свою уникальность, неповторимость, отличие от других, показать как характер человека, его волевые и умственные качества определяют поведение личности в обществе.

 

7.
Тема:
Куприн А.И. Слон (в сокращении) - 2 часа

Цели:Формировать представление о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека, взаимоотношении взрослых и детей.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):Способствовать выработке уважительного отношения к ценностям семьи. Развивать навыки внутри семейного общения.

Литература: Михайлов О. Куприн. – М., 1981/Серия «Жизнь замечательных людей»

8.
Тема:
Поэтическая тетрадь № 2 (Никитин И.С. Плещеев А.Н. Суриков И.З. Дрожжин С.Д.) - 9 часов

Цели: Формировать понятие о родной стране, о народах ее населяющих, уважительное отношение к ее истории, особенностям быта. Взаимоотношение взрослых и детей в семье (показать роль семьи как одного из условий благополучия общества. Главные ценности нашей жизни: родные и близкие люди, их любовь и забота.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование интереса к истории Отечества, воспитание  уважения к культуре и традициям народов Кр.Севера, страны. Показать преимущества жизни в семье, ее роль для человека, развивать представления о некоторых условиях благополучия семьи.

Понятие: Русская кровь, православный народ, Святая Русь, богатырь, тяжкий труд, крепкая сила, счастье, безмерное страдание народа.

Литература: Русская поэзия детям. Л.: Сов. писатель 1989

9.
Тема:
Литературные сказки В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» - 3 часа

Цели: Трудом славен человек.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Осознание того, что труд – главный источник материальных благ.

Понятие: Рукодельница, Ленивица, Неряха, Совесть

10.
Тема:
Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

Цели: Семья. Взаимоотношение взрослых и детей. Право свободного передвижения. Право на жизнь и личную неприкосновенность. Право на вступление в брак при обоюдном и свободном согласии обеих сторон. Воспитание уважения к культуре и традициям страны, народов Кр.Севера.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Рассмотреть права и обязанности детей в семье. Знакомство с правом каждого человека свободно передвигаться, а также правом уезжать из своей страны и возвращаться на Родину. Осознание того, что мужчина и женщина имеют одинаковые права в отношении вступления в брак и основывать семью. Отношение к другим людям и окружающих к себе, раскрывающих духовный мир людей.

Понятие: Любовь, Честь, Христианская душа, Христианский долг, Родительское благословение.

Литература: Шаров А. Волшебники приходят к людям. М.: Дет. лит-ра 1979

Технология: Урок-дискуссия

11.
Тема:
В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница» - 1 час

Цели: Право на свободное передвижение.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Знакомство с правом каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе место жительство, а также правом каждого покидать страну и возвращаться на Родину.

Понятие: Хвастовство, Зазнайство.

Литература: Усачев А. Приключения маленького человечка М., РИО «Самовар», 1993

12.
Тема:
Поэтическая тетрадь № 3. Н.А.Некрасов, С.М.Соловьев, К.Д.Бальмонш И.А.Бунин - 12 часов

Цели: Формировать у уч-ся знания о жизни людей, живших в недалеком прошлом. Воспитывать личность, обладающую чувством патриотизма.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формировать общие представления о ценности прав человека: право на жизнь и личную неприкосновенность, право на труд.

Понятие: Заунывный ветер, ямщик, жандарм, покой и простор, мороз-воевода, казна. Совесть «С Богом». Смерть птички. Золотое слово. Детство. Проселок. Труд. Стыдливая красота.

Литература:
Чуковский К.И. Мастерство Некрасова, М., 1971
Пиманова О.В. «Поэт с «утренней душой»//ЛШ, 1998, 1

13.
Тема:
К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей» - 2 часа

Цели: Семья. Взаимоотношения в семье. Человек в мире правил. Роль правил в жизни человека и общества. Формировать уважительное отношение к истории Родины.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Понимание учениками, что в обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают им жить вместе, общаться, действовать. Привитие гордости за свое Отечество, бережное отношение к старине.

Понятие: Молот. Наковальня. Кузнец (старинные часы). Сундук, война; разговор с вещами. Сорванцы, ворованное племя, беспризорник, благодарность, рукопашный бой по уставу; жестокая драка, большая радость.

Литература: Вслух про себя. Сборник. М., Дет. лит-ра, 1975

14.
Тема:
В.П. Катаев «Дудочка и кувшинчик» - 2 часа

Цели: Формировать представление о семье как части общества, о роли  и месте семьи в жизни человека. Трудом славен человек.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Способствовать выработке уважительного отношения к ценностям семьи. Осознание того, что труд является источником материальных благ.

Понятие:
Лентяйка, умница.
Гляди, как я делаю.

15.
Тема:
В.В.Медведев «Как Воробьенок придумал голосами меняться и что из этого вышло» - 2 часа

Цели: Формировать уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности; право на жизнь и личную неприкосновенность.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование знаний уч-ся о своем праве, если ребенок незаконно лишается части элементов своей индивидуальности, государство обеспечивает ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Понятие: Зависть.

16.
Тема:
Поэтическая тетрадь № 4. Саша Черный, Блок А.А., Есенин С.А. - 6 часов

Цели:
Право на жизнь и личную неприкосновенность.
Взаимоотношения взрослых и детей в семье.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование интереса к истории Отечества. Рассмотреть право каждого человека на жизнь и личную неприкосновенность. Развивать навыки внутри семейного общения.

Понятие: Малыш. Древняя сказка. Лампадка. Тюремные основы. Времена года. Сиротливые дети.

Литература:
Турков А.М. Блок М., 1969 (ЖЗЛ)
Марченко А.М. Поэтический мир Есенина. М., 1989
Статьи «Родина, сквозное слово лирики Есенина»// РЯШ, 1990, 5

Технология: Лит.гостиная

17.
Тема:
М.М.Пришвин «Моя Родина» - 1 час
Пиковая Дама - 1 час

Цели:
Формировать уважение, гордость за Родину и за то место, где живешь, уважительное отношение к традициям, особенностям быта своей семьи.
Ст.7 Конвенции о правах ребенка «Ребенок имеет право на заботу родителей».
Право на охрану здоровья (ст.265 «Прав человека»)

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Формирование знаний о России, как государстве с определенными границами, где каждый осознает ответственность за состояние окружающей среды.
Уточнить меры, которые государства должны принять для полного осуществления права на здоровье, право на жизнь и личную неприкосновенность.

Понятие:
Кладовая солнца. Охранять природу -  значит охранять Родину.
Материнство. Мачеха. Родительская злоба при защите детей.

Литература: Курбатов Валентин, Михаил Пришвин: Очерк творчества. – М., 1986

18.
Тема:
И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» - 2 часа

Цели: Формировать у уч-ся уважения к малой родине, уважительное отношение к родным и близким. Учить уч-ся правильно делать нравственный выбор.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Формирование знаний о правах человека: право на неприкосновенность жилища, право на труд, право на свободное передвижение.

Понятие: Трудолюбие. Чистота. Порядок.

Литература:
О литературе для детей. Л., Дет. лит-ра, 1981
Детская лит-ра. Сборник М., Дет. лит-ра, 1972

19.
Тема:
В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку» - 3 часа

Цели: Формировать представление о семье, как части общества, о роли матери в жизни человека.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Способствовать выработке уважительного отношения к матери.

Понятие: Верная мамаша. Обязанность. Матушка. Материнская верность.

20.
Тема:
В.В.Бианки «Мышонок Пик» - 4 часа

Цели: Формировать у уч-ся понятие «Милосердие», необходимость учиться жить среди людей; представление о праве человека на жизнь как главной общечеловеческой ценности.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Развивать у школьников стремления к самосовершенствованию, мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу.

Понятие: Сосунок. Злая шутка. Ждал смерти. Промышлять разбоем. Жестокость. Милосердие.

21.
Тема:
В.Л.Дуров «Наша Жучка» - 1 урок

Цели: Формирование представления о правах человека на жизнь и свободу, рассмотрение судом предъявленного обвинения, на защиту в суде.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Знакомство уч-ся с понятием «Презумпции невиновности», «Смертельная казнь», с правом на справедливое и гласное разбирательство судом.

Понятие: Надзиратель. Месть. Суд. Смертельная казнь через повешение.

22.
Тема:
В.Н.Астафьев «Капалуха»

Цели: Формирование представления о материнской заботе.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Способствовать выработке уважительного отношения к матери. Знать о неотъемлемом праве ребенка на жизнь.

Понятие: Тепло и жизнь.

23.
Тема:
Поэтическая тетрадь № 5. С.Я.Маршак, А.Л.Барто, С.В.Михалков, Е.А.Благинина - 6 часов

Цели: Воспитание любви к Родине, матери. Формирование у школьников потребностей в саморазвитии. Учит уч-ся правильно делать нравственный выбор.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Способствовать выработке уважительного отношения к матери, развивать навыки внутрисемейного общения. Уметь вести себя в обществе, правильно делать нравственный выбор.

Понятие:
Разлука. Командировка. Скука. Печаль.
Зверек. Несчастный котенок мой.

Литература:
Светловская Н. Встречи с писателями. М., Просвещение, 1978
Бегак Б. Дети смеются М., Дет. лит-ра, 1979
Книги детям. М., Дет. лит-ра, 1975

24.
Тема:
Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Цели: Формировать представление о внутрисемейных отношениях. Человек славен трудом, мастера нашего края. Право наслаждаться искусством.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Воспитание доброго отношения к родным и близким, единства слова и дела.
Знакомство с духовным опытом человечества. Знакомство с благоприятными и справедливыми условиями труда.

Понятие: Доброта. Приветливость. Рассудительность. Из песен сделана, из пословиц сложена. Золотые руки. Мастер.

Литература: Сборник «Изящные мастера», М. 1990

25.
Тема:
А.П.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама» - 2 часа

Цели: Формировать представления о семье как части общества. Право на образование.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Способность выработке уважительного отношения к ценностям семьи; помочь уч-ся осознать свою роль в жизни общества. Знакомство с принципом всеобщего обязательного бесплатного нач. образования.

Понятие: Цветок-труженик. Из смерти работает жизнь.

Литература:
Бочаров С. «Вещество существования» в кн. Бочарова С. О художественных мирах.
Статьи в журнале «Литература в школе»: 1997, 2; 1998, 7

26.
Тема:
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок» - 2 часа

Цели: Все люди имеют равные права независимо от своего происхождения. Посягательство на жизнь.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми, между народами.

Понятие: Гадкий. Ужасный урод. Несуразный. Надо проучить. Несносный. Не лезь к нам в родню. Бедняжка. Убейте меня.

Литература: Брауде Л.Ю. Х.К.Андерсен Л., Просвещение, 1978.

 


ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ

Русская литература XVIII- XIX веков: Справочные материалы. – М., 1995.
Русская литература XX века: Справочные материалы. – М., 1995.
Русские писатели: Библиографический словарь: В 2т./ Под ред. П.А.Николаева. – М., 1990.
Русские писатели. XX век: Библиографический словарь: В 2ч./ Под ред. П.А.Николаева. – М., 1998.

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений