Тематическое
планирование курса
«Литературное чтение»
3кл. (1-4)
(авторы Горецкий В.Г., Голованова М.В., Климанова Л.Ф.)
с выделением
прогнозируемого результата
Темы:
1. Устное
народное творчество (русские народные песни, небылицы, докучные сказки,
сказки) |
2. Поэтическая
тетрадь № 1 Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков
|
3. Творчество
А.С.Пушкина («Уж небо осенью… «В тот год осенняя погода», «За весной,
красой природы», "«Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний
вечер», «Сказка о царе Салтане») |
4. Басни
И.А.Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица»
|
5. Детство
Л.Н.Толстого (Из воспоминаний писателя) |
6. Толстой
Л.Н. «Акула», «Прыжок»
|
7. Куприн
А.И. Слон (в сокращении) |
8. Поэтическая
тетрадь № 2 (Никитин И.С. Плещеев А.Н. Суриков И.З. Дрожжин С.Д.) |
9. Литературные
сказки В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» |
10. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» |
11. В.М.Гаршин
«Лягушка-путешественница» |
12. Поэтическая
тетрадь № 3. Н.А.Некрасов,
С.М.Соловьев, К.Д.Бальмонш И.А.Бунин |
13. К.Г.Паустовский
«Растрепанный воробей» |
14. В.П.
Катаев «Дудочка и кувшинчик» |
15. В.В.Медведев
«Как Воробьенок придумал голосами меняться и что из этого вышло» |
16. Поэтическая
тетрадь № 4. Саша
Черный, Блок А.А., Есенин С.А. |
17. М.М.Пришвин
«Моя
Родина» - 1 час. Пиковая Дама - 1 час |
18. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек» |
19. В.И.Белов
«Малька провинилась», «Еще про Мальку» |
20. В.В.Бианки
«Мышонок Пик» |
21. В.Л.Дуров
«Наша Жучка» |
22. В.Н.Астафьев
«Капалуха» |
23. Поэтическая
тетрадь № 5. С.Я.Маршак, А.Л.Барто, С.В.Михалков, Е.А.Благинина |
24. Б.В.Шергин
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок» |
25. А.П.Платонов
«Цветок на земле», «Еще мама» |
26. Г.Х.Андерсен
«Гадкий
утенок» |
|
1.
Тема: Устное
народное творчество (русские народные песни, небылицы, докучные сказки, сказки).
Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Иван - царевич и серый волк. «Сивка -
бурка» Никита Кожемяка. Добрыня Никитич. Добрыня и Змей. Исцеление Ильи Муромца.
Илья Муромец и Соловей– разбойник. -
11 часов
Цели:
Приобщение детей к русскому эпосу, воспитание любви к Родине, к ее бессмертному
поэту – русскому народу. Формирование понятия «народная мудрость», «Знание»,
познавательного интереса к видам народного искусства (народные промыслы),
культуре народа своего края, народов, населяющих Россию. Воспитать личность,
правильно ориентированную на гражданско-нравственный выбор.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Формирование личности, способной строить
достойную человека жизнь. Привитие гордости за свое Отечество, бережного отношения
к старине. Ознакомление с правом на жизнь и личную неприкосновенность, на
владение имуществом.
Понятие:
«Народная мудрость», «Знание», Жизнь, достойная человека; труд,
мастерство, лень, безделье, богатырь, - былинный герой
Литература:
Зуева
Т.В. «Русь – Россия – русские сказки» // Литература в школе, 1993, 4.
Пропп В.Я.
Русская сказка. Л., 1984
Путилов Б.Н.
Застава богатырская: Беседы о былинах Русского Севера. Л., 1990
Сборник: Былины,
русские народные, древние русские повести. М. Дет.лит., 1989
Технология:Урок-экскурсия.
Урок-викторина.
2.
Тема: Поэтическая
тетрадь № 1 Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, А.К.Толстой, А.Н.Майков -
8 часов
Цели:
Формировнаие
у уч-ся уважения к поэтам, жившим примерно в одно и то же время – в середине
прошлого века, перед глазами которых разворачивалась многообразная жизнь России,
их окружала одинаково милая сердцу каждого родная среднерусская природа.
Почему эти
стихи «прошли, проходят и будут проходить
через всю жизнь людей разных поколений?
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Воспитание главных ценностей нашей жизни:
Отечество как страна, где ты родился;
уважение и любовь к природе, потребность в ее защите.
Понятие:Гроза
весенняя , листопад, Времена года, колыбельная песня.
Литература:
Кожинов
В., Тютчев Н., 1988, Маймин А.Е., Фет А.А., 1989
Троцкий В.Ю.,
«Слово о Майкове» ЛМИ, 96,6
Жуков Д.А.,
А.К.Толстой. М., 1982
Технология:Урок-конкурс
3.
Тема:Творчество
А.С.Пушкина («Уж небо осенью… «В тот год осенняя погода», «За весной, красой
природы», "«Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»,
«Сказка о царе Салтане» -
7 часов
Цели:
Воспитание отношения к жизни, формирование отношения человека, воплощение
русского национального самосознания. Воспитание личности, правильно ориентированной
на гражданско-нравственный выбор. Идея Дома «как священной основы человеческого
бытия» (В.Непомнящий), идея святости семьи и дома. Посягательство на честь
и репутацию.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Осмысление своего «я» (обязывает
быть заинтересованными в критической самооценке, в определении идеалов, норм,
мотивов, критериев деятельности, которые увековечены Поэтом как истинно человеческие.
Воспитание любви к жизни, природе, к близким в семье. Формирование личности,
способной строить достойную человека жизнь.
Понятие:
Жизнь на основе Добра, Истины, Красоты; русская душа, русский язык,
русский характер: гармония (с миром, людьми, с самим собой)
Литература:
Лотман
Ю.М. Пушкин – Спб., 1995
Томашевский
Б.В. Пушкин м., 1990
Непомнящий
«В. О лирике Пушкина»// ЛШ 1994, 4-6; 1999, 1; 1999, 2,4,5
Непомнящий
В. «О Пушкине и его художественном мире»//ЛШ 1996, 1-3
Зуева Т.В.
А.С.Пушкин М., Просвещение 1989
Технология:
Лит-муз.
композиция
Литер турнир
КВН
Урок-путешествие
Литер. гостиная
Урок-исследование»Пушкинская
сказка – прямая наследница сказки народной»
4.
Тема: Басни
И.А.Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна», «Ворона и лисица»
- 4 часа
Цели:
Воспитание личности правильно ориентированную на нравственный выбор (люди
станут умнее, добрее и лучше). Дать представление о великом изобретении (очки),
важности просвещения.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Привитие реальных взаимоотношений между
людьми, отражающих нормативные отношения в обществе. Право пользования очками
Понятие:
Жизнь, достойная человека, невежа, невежда, взятка, лесть.
Литература:
Гордин
М.А. Жизнь Ивана Крылова. М., 1985
Архипов В.
Поэзия народной мудрости Московский рабочий, 1974
Технология:Урок-викторина
5.
Тема: Детство
Л.Н.Толстого (Из воспоминаний писателя) -
1 час
Цели:
Дать понятие о семье, как ячейке общества, родственных связях, внутренних
отношениях.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Формирование у уч-ся в качестве главных
ценностей доброго отношения к родным и близким, любви и заботы
к ним. Воспитание духовной личности, строящей жизнь в семье на основе
Добра, Истины, Красоты.
Понятие:
Духовная личность. Жизнь на основе Добра, Истины, Красоты.
Литература:
Либединская
Л. Живые герои М., Дет лит-ра 1982
6.
Тема: Толстой
Л.Н. «Акула», «Прыжок» -
4 часа
Цели:
Человек в мире правил. Право на жизнь. От чего зависят поступки человека.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Понимание учениками, что в
обществе существуют определенные правила поведения людей, которые помогают
им жить в обществе, общаться, действовать. Развить у шк-ов стремление к самосовершенствованию,
помочь осознать свою уникальность, неповторимость, отличие от других, показать
как характер человека, его волевые и умственные качества определяют поведение
личности в обществе.
7.
Тема: Куприн
А.И. Слон (в сокращении) -
2 часа
Цели:Формировать
представление о семье как части общества, о роли и месте семьи в жизни человека,
взаимоотношении взрослых и детей.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры):Способствовать выработке уважительного
отношения к ценностям семьи. Развивать навыки внутри семейного общения.
Литература:
Михайлов О.
Куприн. – М., 1981/Серия «Жизнь замечательных людей»
8.
Тема: Поэтическая
тетрадь № 2 (Никитин И.С. Плещеев А.Н. Суриков И.З. Дрожжин С.Д.) -
9 часов
Цели:
Формировать понятие о родной стране, о народах ее населяющих, уважительное
отношение к ее истории, особенностям быта. Взаимоотношение взрослых и детей
в семье (показать роль семьи как одного из условий благополучия общества.
Главные ценности нашей жизни: родные и близкие люди, их любовь и забота.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Формирование интереса к истории Отечества,
воспитание уважения к культуре и традициям народов Кр.Севера,
страны. Показать преимущества жизни в семье, ее роль для человека, развивать
представления о некоторых условиях благополучия семьи.
Понятие:
Русская кровь, православный народ, Святая Русь, богатырь, тяжкий труд, крепкая
сила, счастье, безмерное страдание народа.
Литература:
Русская поэзия
детям. Л.: Сов. писатель 1989
9.
Тема: Литературные
сказки В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович» -
3 часа
Цели:
Трудом славен человек.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Осознание того, что труд – главный источник
материальных благ.
Понятие:
Рукодельница, Ленивица, Неряха, Совесть
10.
Тема: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
Цели:
Семья. Взаимоотношение взрослых и детей. Право свободного передвижения. Право
на жизнь и личную неприкосновенность. Право на вступление в брак при обоюдном
и свободном согласии обеих сторон. Воспитание уважения к культуре и традициям
страны, народов Кр.Севера.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Рассмотреть права и обязанности детей
в семье. Знакомство с правом каждого человека свободно передвигаться, а также
правом уезжать из своей страны и возвращаться на Родину. Осознание того, что
мужчина и женщина имеют одинаковые права в отношении вступления в брак и основывать
семью. Отношение к другим людям и окружающих к себе, раскрывающих духовный
мир людей.
Понятие:
Любовь, Честь, Христианская душа, Христианский долг, Родительское благословение.
Литература:
Шаров А. Волшебники
приходят к людям. М.: Дет. лит-ра 1979
Технология:
Урок-дискуссия
11.
Тема: В.М.Гаршин
«Лягушка-путешественница» -
1 час
Цели:
Право на свободное передвижение.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Знакомство с правом каждого человека
свободно передвигаться и выбирать себе место жительство, а также правом каждого
покидать страну и возвращаться на Родину.
Понятие:
Хвастовство, Зазнайство.
Литература:
Усачев А. Приключения
маленького человечка М., РИО «Самовар», 1993
12.
Тема: Поэтическая
тетрадь № 3. Н.А.Некрасов,
С.М.Соловьев, К.Д.Бальмонш И.А.Бунин -
12 часов
Цели:
Формировать у уч-ся знания о жизни людей, живших в недалеком прошлом. Воспитывать
личность, обладающую чувством патриотизма.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Формировать общие представления о ценности
прав человека: право на жизнь и личную неприкосновенность, право на труд.
Понятие:
Заунывный ветер, ямщик, жандарм, покой и простор, мороз-воевода, казна. Совесть
«С Богом». Смерть птички. Золотое слово. Детство. Проселок. Труд. Стыдливая
красота.
Литература:
Чуковский
К.И. Мастерство Некрасова, М., 1971
Пиманова
О.В. «Поэт с «утренней душой»//ЛШ, 1998, 1
13.
Тема: К.Г.Паустовский
«Растрепанный воробей» -
2 часа
Цели:
Семья. Взаимоотношения в семье. Человек в мире правил. Роль правил в жизни
человека и общества. Формировать уважительное отношение к истории Родины.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Понимание учениками, что в обществе существуют
определенные правила поведения людей, которые помогают им жить вместе, общаться,
действовать. Привитие гордости за свое Отечество, бережное отношение к старине.
Понятие:
Молот. Наковальня. Кузнец (старинные часы). Сундук, война; разговор с вещами.
Сорванцы, ворованное племя, беспризорник, благодарность, рукопашный бой по
уставу; жестокая драка, большая радость.
Литература:
Вслух
про себя. Сборник. М., Дет. лит-ра, 1975
14.
Тема: В.П.
Катаев «Дудочка и кувшинчик» -
2 часа
Цели:
Формировать представление о семье как части общества, о роли
и месте семьи в жизни человека. Трудом славен человек.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Способствовать выработке уважительного
отношения к ценностям семьи. Осознание того, что труд является источником
материальных благ.
Понятие:
Лентяйка,
умница.
Гляди, как
я делаю.
15.
Тема: В.В.Медведев
«Как Воробьенок придумал голосами меняться и что из этого вышло» -
2 часа
Цели:
Формировать уважение права ребенка на сохранение своей индивидуальности; право
на жизнь и личную неприкосновенность.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Формирование знаний уч-ся о своем праве,
если ребенок незаконно лишается части элементов своей индивидуальности, государство
обеспечивает ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления
его индивидуальности.
Понятие:
Зависть.
16.
Тема: Поэтическая
тетрадь № 4. Саша
Черный, Блок А.А., Есенин С.А. -
6 часов
Цели:
Право на жизнь
и личную неприкосновенность.
Взаимоотношения
взрослых и детей в семье.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Формирование интереса к истории Отечества.
Рассмотреть право каждого человека на жизнь и личную неприкосновенность. Развивать
навыки внутри семейного общения.
Понятие:
Малыш. Древняя сказка. Лампадка. Тюремные основы. Времена года. Сиротливые
дети.
Литература:
Турков
А.М. Блок М., 1969 (ЖЗЛ)
Марченко
А.М. Поэтический мир Есенина. М., 1989
Статьи «Родина,
сквозное слово лирики Есенина»// РЯШ, 1990, 5
Технология:
Лит.гостиная
17.
Тема:
М.М.Пришвин
«Моя Родина»
- 1 час
Пиковая Дама
- 1 час
Цели:
Формировать
уважение, гордость за Родину и за то место, где живешь, уважительное отношение
к традициям, особенностям быта своей семьи.
Ст.7 Конвенции
о правах ребенка «Ребенок имеет право на заботу родителей».
Право на охрану здоровья (ст.265 «Прав человека»)
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры):
Формирование
знаний о России, как государстве с определенными границами, где каждый осознает
ответственность за состояние окружающей среды.
Уточнить
меры, которые государства должны принять для полного осуществления права на
здоровье, право на жизнь и личную неприкосновенность.
Понятие:
Кладовая солнца. Охранять природу - значит охранять Родину.
Материнство. Мачеха. Родительская злоба при защите детей.
Литература:
Курбатов Валентин, Михаил Пришвин: Очерк творчества. – М., 1986
18.
Тема: И.С.Соколов-Микитов
«Листопадничек» -
2 часа
Цели:
Формировать у уч-ся уважения к малой родине, уважительное отношение к родным
и близким. Учить уч-ся правильно делать нравственный выбор.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Формирование знаний о правах человека:
право на неприкосновенность жилища, право на труд, право на свободное передвижение.
Понятие:
Трудолюбие. Чистота. Порядок.
Литература:
О литературе
для детей. Л., Дет. лит-ра, 1981
Детская лит-ра.
Сборник М., Дет. лит-ра, 1972
19.
Тема: В.И.Белов
«Малька провинилась», «Еще про Мальку» -
3 часа
Цели:
Формировать представление о семье, как части общества, о роли матери в жизни
человека.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Способствовать выработке уважительного
отношения к матери.
Понятие:
Верная мамаша. Обязанность. Матушка. Материнская верность.
20.
Тема: В.В.Бианки
«Мышонок Пик» -
4 часа
Цели:
Формировать у уч-ся понятие «Милосердие», необходимость учиться жить среди
людей; представление о праве человека на жизнь как главной общечеловеческой
ценности.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Развивать у школьников стремления к самосовершенствованию,
мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу.
Понятие:
Сосунок. Злая шутка. Ждал смерти. Промышлять разбоем. Жестокость. Милосердие.
21.
Тема: В.Л.Дуров
«Наша Жучка» -
1 урок
Цели:
Формирование представления о правах человека на жизнь и свободу, рассмотрение
судом предъявленного обвинения, на защиту в суде.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Знакомство уч-ся с понятием «Презумпции
невиновности», «Смертельная казнь», с правом на справедливое и гласное разбирательство
судом.
Понятие:
Надзиратель. Месть. Суд. Смертельная казнь через повешение.
22.
Тема: В.Н.Астафьев «Капалуха»
Цели:
Формирование представления о материнской заботе.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Способствовать выработке уважительного
отношения к матери. Знать о неотъемлемом праве ребенка на жизнь.
Понятие:
Тепло и жизнь.
23.
Тема: Поэтическая
тетрадь № 5. С.Я.Маршак, А.Л.Барто, С.В.Михалков, Е.А.Благинина
- 6
часов
Цели:
Воспитание любви к Родине, матери. Формирование у школьников потребностей
в саморазвитии. Учит уч-ся правильно делать нравственный выбор.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Способствовать выработке уважительного
отношения к матери, развивать навыки внутрисемейного общения. Уметь вести
себя в обществе, правильно делать нравственный выбор.
Понятие:
Разлука.
Командировка. Скука. Печаль.
Зверек. Несчастный
котенок мой.
Литература:
Светловская
Н. Встречи с писателями. М., Просвещение, 1978
Бегак Б.
Дети смеются М., Дет. лит-ра, 1979
Книги детям.
М., Дет. лит-ра, 1975
24.
Тема: Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Цели:
Формировать
представление о внутрисемейных отношениях. Человек славен трудом, мастера
нашего края. Право
наслаждаться искусством.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры):
Воспитание
доброго отношения к родным и близким, единства слова и дела.
Знакомство
с духовным опытом человечества. Знакомство с благоприятными и справедливыми
условиями труда.
Понятие:
Доброта. Приветливость. Рассудительность. Из песен сделана, из пословиц сложена.
Золотые руки. Мастер.
Литература:
Сборник «Изящные
мастера», М. 1990
25.
Тема: А.П.Платонов
«Цветок на земле», «Еще мама» -
2 часа
Цели:
Формировать
представления о семье как части общества. Право
на образование.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Способность выработке уважительного отношения
к ценностям семьи; помочь уч-ся осознать свою роль в жизни общества. Знакомство
с принципом всеобщего обязательного бесплатного нач. образования.
Понятие:
Цветок-труженик. Из смерти работает жизнь.
Литература:
Бочаров
С. «Вещество существования» в кн. Бочарова С. О художественных мирах.
Статьи в
журнале «Литература в школе»: 1997, 2; 1998, 7
26.
Тема: Г.Х.Андерсен
«Гадкий утенок»
- 2 часа
Цели:
Все люди имеют равные права независимо от своего происхождения. Посягательство
на жизнь.
Прогнозируемый
результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой
культуры): Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания
между людьми, между народами.
Понятие:
Гадкий. Ужасный урод. Несуразный. Надо проучить. Несносный. Не лезь к нам
в родню. Бедняжка. Убейте меня.
Литература:
Брауде Л.Ю. Х.К.Андерсен Л., Просвещение, 1978.
ЛИТЕРАТУРА КО ВСЕМ РАЗДЕЛАМ
Русская
литература XVIII- XIX веков: Справочные материалы. – М., 1995.
Русская литература
XX века: Справочные материалы. – М., 1995.
Русские писатели:
Библиографический словарь: В 2т./ Под ред. П.А.Николаева. – М., 1990.
Русские писатели.
XX век: Библиографический словарь: В 2ч./ Под ред. П.А.Николаева. – М., 1998.