Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Тематическое планирование курса
«Литературное чтение» 4кл. (1-4)
(авторы Горецкий В.Г., Голованова М.В., Климанова Л.Ф.)

с использованием национально-регионального компонента

Из опыта работы по гражданскому образованию
младших школьников Гринько Л.С., СШ № 57

Темы:

1. Былины, сказания, жития
2. Летописи. "Откуда пошла русская Земля ..." (Из "Начальной русской Летописи")
3. Чудесный мир классики
4. А.СЛушкин. "Птичка", "Няне", "Туча", "Осень", "Птичка Божия не знает... "Люблю тебя, Петра творенье..."
5. Поэтическая тетрадь "Светлый край берёз, моя Россия"

6. К.Ф.Рылеев. "Иван Сусанин" Дума.

7. И.И.Козлов "Киев". В.Г.Бенедиктов "Москва"
8. Ф.И.Тютчев "Эта бедные селенья". И.И. Козлов "Вечерний звон?" И.С.Никитин "Русь". А.Н.Некрасов "Тишина". А.Н.Апухтин "Просёлок". С.Д.Дрожжии "Родина". И.А.Бунин "Родина"
9. А.В.Кольцов "Урожай"; Н.А.Некрасов "Накануне Светлого праздника"
10. Л.Н. Толстой "Детство"; А.П.Чехов "Мальчики"
11. А.И.Куприн "Барбос и Жулька"; Д.К. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"
12. В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
13. А.П.Платонов "Сухой хлеб"
14. К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
15. Поэтическая тетрадь. "Тихая моя родина..." Ахматова А А. "Мужество". Есенин А.С. "Я покинул родимый дом". Жигулин А.В. "О, родина!" Рубцов Н.М. "Тихая моя, Родина"
16. Б.Л. Пастернак "Золотая осень!". С.А.Клычков "Ранняя весна", "Весна в лесу". С.А.Есенин "Погасло солнце", "Задремали звёзды золотые?". А.А Прокофьев "Закат". Д.Б.Кедрин "Бабье лето".
17. Природа и мы. К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы"
18. Поэтическая тетрадь "Мне вспомнились детства далекие годы…". ВЛ.Брюсов "Опять сон". С.А.Есенин "Бабушкины сказки". Н.А.Гумилёв. "Детство". M.И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка". А.Т.Твардовский "Две кузницы". В.М. Тушнова "Стихи о дочери". Н.М.Рубцов "Хлеб".

1.
Тема:
Былины, сказания, жития:
           
1. "Ильины три поездочки"
           2. "Илья Муромец выходит на свободу"
           3. "Садко"
           4." Повесть о Петре и Февронии"
           5. "Житие Сергия Радонежского"

Цели: Познакомить детей с былинным эпосом как жанром народного творчества, встречающимся только в русском фольклоре и являющимся нашей национальной гордостью.
Познакомить с происхождением и распространением фольклора на Кольском Севере, с жанровым составом поморского фольклора и отражением в нем своеобразия жизни: с современными фольклорными коллективами - хранителями лучших традиций народного творчества.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Дать конкретные знания и художественные впечатления по фольклору Севера.
Расширить представления о нашем крае, способствующее нравственному, интеллектуальному и речевому развитию школьников.

Понятие:
Фольклорные обращения, звательная интонация,особенности употребления обращений в речи Кольских поморов.
Былины, сказания, жития.

Литература:
В.Дранишников "Рассказы по истории Кольского края" Мурм.кн.изд-во, 1979.
И Ф.Ушаков''Историческое краеведение" Мурм.кн.изд-во, 1974.
"Птичка -железный нос, деревянный хвост. Сказки Терского берега" Мурм.кн.изд-во, 1991.
"Семилетний стрелок из лука" Саамские сказки. Мурм.кн.изд-во, 1990.
"Сказки Севера" Г. Меновщиков. Ленинград, Детск. Лит-ра 1981.

Форма деятельности: "Поморское лукоморье". Литературно-музыкальная композиция.

2.
Тема:
Летописи. "Откуда пошла русская Земля ..." (Из "Начальной русской Летописи")
           
1. "И повесил Олег щит на вратах Царь града"
           
2. "И вспомнил Олег коня своего"
           3. "Начали братья эти составлять свою азбуку"

Цели: Приобщать детей к глубинному традиционному наследию. Показать нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствовать формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути русского народа. Познакомить с историей возникновения славянского письма и подвигом Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. Показать учащимся родство славянских языков и места русского языка среди них. Возникновение саамской письменности. Постичь оригинальность саамских сказок как одного из фольклорных жанров, отражающих нравственный опыт предков.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Воспитать нового человека - человека мудрого, смелого, настойчивого, любящего Родину и свой край, обладающего чувством собственного достоинства, человека, испытывающего чувство гордости за свою культуру, уважающего предков, оставивших великое духовное наследие. Развивать у детей чутьё к звуковым красотам поморского говора.

Понятие: Летопись, летописание, историческая память. Славянские просветители. Поморы. Саами.

Литература:
Из истории создания славянской письменности. Мурманск, - 1992.
С.И.Шуртаков "В начале было слово: Летопись праздника славянской письменности и культуры",
Мурманск, - 1995.
"Арктика - мой дом" Полярная энциклопедия школьника. Москва. Северные просторы. - 1999,
И .Ф.Ушаков "Историческое краеведение" Мурм.кн.изд-во, - 1974.
"Площадь Первоучителей" № 1. Мурманск, - 2000

Форма деятельности: Беседа "Тайны выцветших строк (древнейшие письменные памятники Руси).
Экскурсия к памятнику великим славянским просветителям.
Урок - исследование.

3.
Тема:
Чудесный мир классики.
           
1. В.А. Жуковский "Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери".
           
2. П.П.Ершов "Конек горбунок".
           
3. А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях".
           
4. М.Ю. Лермонтов "Ашиб-кариб".

Цели: Сформировать понятие о жанре "Сказка". Научить отличать авторскую сказку от народной. Показать отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в авторских сказках, воплощение в саамских сказках народных представлений о жизненных ценностях, любви, добре и справедливости. Познакомить учащихся с самскими сказками.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Сформировать умение сравнивать авторскую сказку с её фольклорным первоисточником, отличать истинную красоту, душевное богатство от красоты внешней, коварства и жестокости, осознать себя в окружающем мире. Учащиеся должны почуствовать своеобразие и красоту языка.

Понятие: Добро. Справедливость. Легкомыслие. Эгоизм. Верность слову. Коварство.

Литература:
"Птичка железный нос, деревянный хвост". Сказки Терского берега. Мурм.,1991.
"Семилетний стрелок из лука". Саамские сказки. Мурм. кн.изд-во 1990.
Г. Меновщиков, "Сказки Севера" Ленинград, Детск. лит-ра. 1981.
"Невеста солнца" Саамские сказки, - 1986
"Богатырь Ляйне" Саамские сказки. Мурманск. - 1986
"Невеста - мышь" Карельские сказки, изд.Карелия Петрозаводск. - 1977.
Саамские сказки. Под ред. Г.М.Керта. Мурманск, -1980
Сказки Терского берега Белого моря. Сост. ДМ Балашов Лен.Наука.-1970.
Сказки поморов Myрм.области .Сост. И.С. Меркурьев. СПб.-1997

Форма деятельности:
Составление диафильмов по сказкам.
Сочинение сказок о Кольском Севере, о людях, живущих на нём.
Конкурсное рассказывание сказок.
Создание книжек - малышек.

 

 

4.
Тема:
А.СЛушкин. "Птичка", "Няне", "Туча", "Осень", "Птичка Божия не знает... "Люблю тебя, Петра творенье..."

Цели: Продолжить знакомство с творчеством великого русского поэта, показать его любовь к родной истории, к своему народу, к русской природе. Дать представление о творчестве поэтов Кольского Севера.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
1) Формировать нравственные, интеллектуальные и речевые навыки школьников, воспитывать патриотические чувства.
2) Расширять представления о нашем крае.

Понятие: Чужбина. Обычаи. Праздники. Держава. Национальная культура и культура нашего края.

Литература:
Т .Агапова "Первая книга стихов" Myрм., - 1992.
"Мурманский берег" Литературный альманах №4. Мурм., - 1998.
"Мурманский берег" Литературный альманах №3. Мурм., - 1996.

Форма деятельности:
1) Сочинение стихов на задан ную тему или по заданным рифмам.
2) Конкурс на лучшего чтеца.
3) Составление сборника стихов "Избранная лирика А.С.Пушкина.


 

5.
Тема:
Поэтическая тетрадь "Светлый край берёз, моя Россия"
           1. Ф.И.Тютчев "Еще земли печален в.ид...", "Как неожиданно и ярко..."
           2. А А Фет "Учись у них - у дуба, у берёзы".
           3. Е.А.Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!", "Где сладкий шёпот моих лесов?"
           4.И.С.Никитин "В синем небе плывут над полями".
           5. К.Д.Бальмонт "Росинка".
           6. И А. Буние "Листопад".

Цели: Воссоздать в воображении детей картины времён года учить зорко всматриваться в их краски, вслушиваться в звуки, раскрыть для себя красоту природы России и родной природы Кольского Севера.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Сформировать у учащихся чувств прекрасного, понимание красоты и гармонии окружающего мира, неповторимости красок северной природы, необычайной жизненной её силы; бережного отношения к природе, Родине, родному краю.

Понятие: Арка. Нега. Скорбящая душа Лазурь. Гимн весне. Терем. Особенности кольской природы.

Литература:
Е.АДвинина. "Край, в котором мы живём", Мурм.- 1966.
"Мурманская область. Природа", Оулу, - 1998.
В.Маринин "Ау - у!" Мурм.кн.изд. -1974.
"Морошковая поляна. Рассказы, стихи и сказки писателей Баренцева региона" Сост. В. Лемесов, Г.Х.Линдску. 1997.
"Я люблю эту зймлю" Стихи. Мурм. - 1967,
П И.Чайковский Пьеса "Март".
П.И.Чайковский "Времена года"'

Форма деятельности:
1} Составление сборника стихов поэтов, писавших о природе нашего края.
2) Конкурс на лучшего чтеца,
3) Составление сборника иллюстраций к стихотворениям.

 

 

6.
Тема:
К.Ф.Рылеев. "Иван Сусанин" Дума.

Цели: Формировать представление о героическом прошлом нашей Родины, о подвиге русского народа в тяжёлые годы испытаний, его мужестве и отваге. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости за свой край, уважения к героям и интереса к прошлому своего края.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Сформировать понятия о величии народа, его несгибаемости, непримиримости. Формировать у учащихся патриотические чувства. Знание дат важейших событий в истории края. Познакомить с трудными судьбами людей в разные истоические периоды на Кольском Севере.

Понятие: Моральный долг. Совесть. Нравственность. Подвиг. Мужество. Характер. Патриотизм русского человека. Великий подвиг и великая трагедия войны.

Литература:
Б.Поляков "Кола"
О чём молчат скалы: зарисовки, очерки, рассказы о людях и событиях военной поры" Мурманск, 1998,

Форма деятельности:
1) Беседа с элементами диспута "Что такое подвиг?"
2) Радиопередача "Их подвиг бессмертен".
3) Урок - путешествие по памятным местам.

 

 

7.
Тема:

И.И.Козлов "Киев".
В.Г.Бенедиктов "Москва"

Цели: Формировать представление о героическом прошлом нашей Родины, интереса к историческим событиям родного края, родного города.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Сформировать понятия "большой" и "малой" родины, связь со всем народом общей историей, языком, традициями.
Воспитать любовь, уважение и интерес к истории России и Кольского Севера, к литературе и родному языку.

Понятие: Печорская глава. Священная красота. Лаврские стены. Храмы. Кремль. Колокольня Иоанна. Петрополь.

Литература:
Мурман Советский (фотоальбомы). Мурманск, 1978, 1986.
Кольское Заполярье (фотоальбом.) Мурманск, 1984
Киселёв А. А., М.А.Тулин "Улицы Мурманска". Мурманск, 1991.
Киселёв А.А., М Д. Тулин "Книга о Мурманске". Мурманск, 1974.
"Города и районы Мурманской области". И.Ф.Ушаков
С.А. Дощинский "Мурманск". - 1983.

Форма деятельности:
1) Репортаж из городов, имеющих героическое прошлое.
2) Мой город в творчестве писателей и поэтов, Библиографический урок.
3) Составление рассказов (очерков) о традициях города.

 

 

8.
Тема:

Ф.И.Тютчев "Эта бедные селенья"11.
И.И. Козлов "Вечерний звон?"
И.С.Никитин "Русь"
А.Н.Некрасов "Тишина"
А.Н.Апухтин "Просёлок"
С.Д.Дрожжии "Родина"
И.А.Бунин
"Родина"

Цели: На основе контрастных картин природы, созвучных настроению поэтов, приобщать учащихся к духовной и материальной культуре края.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Воспитывать у учащихся патриотические чувства: любви к Родине, любви к своей "малой" родине, к северной природе.

Понятие: Край родной долготерпенья. Смиренная нагота. Крёстная ноша.

Литература:
Духовная поэзия Севера". Новая книга. Ковчег, 2000,
"Дневник перед ночником" Марина Чистоногова. Москва. Граница. 2000.

Форма деятельности:
1) Конкурс чтецов произведений местных авторов.
2) Тема Родины в творчестве поэтов Севера (устный журнал)

 

 

9.
Тема:

А.В.Кольцов "Урожай"
Н.А.Некрасов "Накануне Светлого праздника"

Цели:
Формировать уважительное отношение к простому русскому человеку, его нелёгкому труду. Познакомить с суровой правдой о жизни деревни.
Воспитывать в каждом ребенке такие качества как доброта, чуткость к людям, любовь к трудовому народу, к русской земле, к жителям Кольского Севера. Приобщать к духовным ценностям "малой родины".

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Учащиеся должны знать условия и образ жизни, занятия людей Мурманской области в прошлом и настоящем. Уважительно относиться к любому труду и осуждать праздность. Обогатить учеников через приобщение к нравственным ценностям, заложенным в произведениях.

Понятие: Плуг. Соха. Ворона. Страстная суббота. Рабочий народ. Трудовой пот.

Литература:
Журнал "Оттар" Норвегия и Россия на Севере" № 192.
О.Воронова "Чахкли". Стихи. Перевод с саамского. Мурманск. 1991

Форма деятельности:
Заочная экскурсия "Профессии нашего края"

 

 

10.
Тема:

Л.Н. Толстой "Детство"
А.П.Чехов "Мальчики"

Цели:
На основе произведений местных авторов формировать такие гражданские качества, как вол я, мужество, отвага, патриотизм.
Формировать понятия о взаимоотношениях человека с людьми, его полезности в общество.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Сформировать понятия: сострадание, милосердие к другому человеку, деятельная любовь к ближнему как человеческое начало в человеке. Изучить традиции школы, семьи.

Понятие: Рождество. Калифорния. Берингов пролив. Индейцы. Сочельник. Урядник. Духовные возможности человека как основа его самосовершенствования и самовыживания

Литература:
Н "Колычев "Косолапые бот инки". Мурм, 2000.
А.С.Мошкин "У нас на севере" Мурм.кн.изд-во, 1961.

Форма деятельности: Выбор эпизодов для самостоятельного анализа.

 

 

11.
Тема:
А.И.Куприн "Барбос и Жулька"
Д.К. Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

Цели: Формировать чувство любили к родине, к родной природе. Воспитывать сострадание и чувство
причастности ко всему живому.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Помочь ощутить свою причастность к проблемам по охране природы края, глубже понять и полюбить свой край.

Понятие: Ответственность. Забота. Сталактиты. Фестоны. Деликатность. Сайма. Божья птица.

Литература:
В.Берлин "Заповедник". Мурманск, 1981.
Г.В.Степахно, В.Д.Мишин "Тюлени Мурманского океанариума",
Мурманск, 1994.
"Животный мир Мурманской области". В.С.Дребенцов, С.С.Сурков. Мурманск. 1974

Форма деятельности:
1) Подбор произведений о дружбе человека и животных.
2) Беседа с элементами диспута "Лучший способ сохранить своих друзей -
не предавать их.

 

 

12.
Тема:
В.М. Гаршин "Сказка о жабе и розе"

Цели: Формирование понятия: Счастье, о смысле жизни, спарведливость, добро и зло, красота, способность к самоотдаче.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение борьбы зла и добра, счастья и сострадания, красоты и уродства на примере произведений писателей Кольского Севера. Научить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.

Понятие: Добро. Зло. Жестокость. Милосердие. Чуткость. Забота о ближнем. Благородство души.

Литература:
"Литература в школе" журнал № 5 -6, 1992.
Г.М.Самосюк "Нравственный мир Всеволода Гаршина"

Форма деятельности: Урок - диспут "Красота и уродство".

 

 

13.
Тема:
А.П.Платонов "Сухой хлеб"

Цели:
Формировать отношение труда как нравственной основе жизни человека. Пропагандировать идеи доброты, отзывчивости, взаимопомощи.
Формировать интерес к истории Кольского края, общечеловеческим ценностям. Хранить память о прошлом, традициях как основу духовности.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Формировать понятия о созидательном труде как источнике прекрасного в людях и в окружающем мире.
Сформировать сознательное отношение к труду как жизненной и духовной ценности.
Человек и личность на Севере. Основные виды деятельности человека в нашем регионе.

Понятие: Кооперация. Плуг. Вол. Лемех. Паровое поле. Пашня. Кочедык. Соха. Прялка. Прясло. Озимое поле.

Литература: Б.Шергин "Мурманские зуйки"

Форма деятельности: Составление сборника поговорок, пословиц о труде, о хлебе.

 

 

14.
Тема:
К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками".

Цели:
Расширить знания учащихся о народах, живущих на Севере, об их традициях и обычаях.
Воспитывать у учащихся интерес и бережное отношение к истории и культуре родного края.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Сформировать интерес к своим национальным корням, культуре народов, населяющих родной край.

Понятие: Берген. Порыв человеческого духа. Бессмертная вещь. Щедрость души.

Литература: Журнал "Оттар" Норвегия и Россия на севере. № 192 1992.

Форма деятельности: Прослушивание музыкального произведения Эдварда Грига.

 

 

15.
Тема:
Поэтическая тетрадь. "Тихая моя родина..."
           Ахматова А А. "Мужество".
           Есенин А.С. "Я покинул родимый дом".
           Жигулин А.В. "О, родина!"
           Рубцов Н.М. "Тихая моя, Родина"

Цели:
Формировать любовь к Родине, показывать ее выражение в стихах разных поэтов.
Познакомить с красотой Кольского края, расширить и углубить знания об их родном крае, развивать познавательный интерес к особенностям региона.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Воспитать любовь, уважение и интерес к истории России и Кольского Севера, к литературе и родному языку.

Понятие: Мужество. Погост. Обитель.

Литература:
"Площадь Первоучителей". Мурманская организация Союза писателей России. Мурманск, 2000, № 1.
"Мурманский берег" Мурманский отдел Союза Российских писателей, Мурманск.
№1/1993, №3/1996 , №4/1998.

Форма деятельности: Интервью у поэтов, пишущих о Родине, о нашей "малой" родине. Почему пишет? Как рождаются стихи?

 

 

16.
Тема:
Б.Л. Пастернак "Золотая осень!". С.А.Клычков "Ранняя весна", "Весна в лесу". С.А.Есенин "Погасло солнце", "Задремали звёзды золотые?". А.А Прокофьев "Закат". Д.Б.Кедрин "Бабье лето".

Цели:
Формировать у учащихся художественное восприятие окружающей действительности, развитие воображения и творческого мышления, воспитание вкуса и чувства детей.
Формировать любовь и бережной отношение к северной природе.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Обогатить словарный запас учащихся. Расширить сведения о явлениях природы. Открытие многоцветья северной природы, чувство радости, восхищения её красотой.

Понятие: Погребённая земля. Стажоры. Бабье лето.

Литература: А.А.Бажанов. "Солнце над тундрой". Мурманск, 1983

Форма деятельности:
Литературная викторина.

Сочинение-миниатюра "Весна в лесу", "Мир за моим окном".

 

 

17.
Тема:
Природа и мы. К.Г.Паустовский "Скрипучие половицы".

Цели:
Формировать нравственно - эстетические идеалы личности, её ценностные ориентации.
Воспитывать любовь к родным местам и готовности к практическому участию в жизни края.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры): Воспитывать стремление учащихся участвовать в общественной жизни края. Включить школьников в посильную деятельность по решению экологических проблем Севера.

Понятие: Подлесок. Махотка. Трактир. Чесучовый. Приказчик. Управитель. Вексель.

Литература:
М.М. Пришвин "За волшебным колобком".
О.И.Бычкова, А.Н.Кохечко, Б.В.Лигвин, Л.М.Погодина "Край, который я люблю". Часть 2. Мурманск, 1999.

Форма деятельности:
Игра "Продолжи рассказ".
Составление диафильма по произведению.

 

 

18.
Тема:
Поэтическая тетрадь "Мне вспомнились детства далекие годы…"
           ВЛ.Брюсов "Опять сон".
           С.А.Есенин "Бабушкины сказки".
           Н.А.Гумилёв. "Детство".
           M.И. Цветаева "Бежит тропинка с бугорка".
           А.Т.Твардовский "Две кузницы".
           В.М. Тушнова "Стихи о дочери".
           Н.М.Рубцов "Хлеб".

Цели: Воспитать человека, осознающего своё "Я", духовно богатого, воспитанного, культурного, доброго, любящего свою Родину и родной край.

Прогнозируемый результат (формирование личностных качеств выпускника в контексте политико-правовой культуры):
Сформировать творческое личностное, самостоятельное мышление школьников.
Воспитывать гражданина России, просвященного человека, знающего историю своего края, Отечества, культуру, традиции, обычаи

Понятие: Пора детства. Рай. Кузница. Печаль житейских тягот.

Литература:
П. Беспрозванная "Тени на снегу", Мурманск, 1981.
И. Колычев "Косолапые ботинки", Мурманск, 2000.
Репродукция картины И.И.Шишкина "Рожь".

Форма деятельности: Теленовости "Мир детства".

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений