Тема
урока: "Защита прав человека".
Цель:
1.
образовательная: обеспечить знание правоохранительных органов
и правозащитных организаций, способов оказания помощи гражданам, усвоение
понятия - защита прав человека.
2.
развивающая: развитие
коммуникативных навыков у учащихся.
3.
воспитательная: способствовать
приобретению опыта социализации, жизни в гражданском обществе и правовом государстве.
Предварительная
подготовка к уроку.
1.
Используя 23 параграф учебника А.Ф. Никитина "Политика и право"
для 9 класса, ученики готовят сообщение о международных правозащитных организациях.
2.
Учащиеся подбирают факты о нарушениях прав человека
(по материалам периодической печати).
3.
Учитель готовит карточки с заданиями для работы в группах. Текст с пропуском
слов (для закрепления изученного материала).
4.
Группа учеников (3-4 ученика) с помощью учителя готовят информацию о правоохранительных
и правозащитных организациях в городе Мурманске (указывают названия, адреса,
направление деятельности).
5.
Учитель готовит 2 учащихся для подведения итогов игры "Кто поможет гражданину"
("Практические советы").
6.
Готовится наглядность.
Литература
в помощь учителю:
1.
Методическое пособие к курсу "Живое право"
2.
Занимательная энциклопедия "Живое право" том 1.
Оборудование
урока:
1.
Логическое задание: гарантию какого
права человека обеспечивает деятельность правоохранительных органов и правозащитных
организаций?
2.
Практическое задание: заполните таблицу "Механизмы защиты прав
человека".
Международный
уровень защиты прав
|
Внутригосударственный
уровень защиты прав
|
|
|
3.
Домашние задание: рассуждение о том, каковы индивидуальные возможности
человека защищать свои права.
Структура
урока:
1.
мотивационная беседа Сообщение цели урока.
2.
проверка предварительного домашнего задания в форме
подготовленного сообщения.
3.
изучение нового материала в форме игры "кто поможет гражданину".
4.
подведение итогов игры. Практические советы.
5.
закрепление изученного на уроке в форме разноуровневых
заданий
6.
обобщения. Выполнение логического задания.
7.
домашнее задание.
Описание
игры "кто поможет гражданину" (вариант
в энциклопедии "Живое право" том 1).
Учащиеся
выступают в роли граждан, у которых возникли правовые проблемы. Группы по
4 человека получают карточки с заданиями или используют свои предварительно
подготовленные заметки из периодической печати. На карточках - правовые ситуации
и вопросы:
1. Куда необходимо обратиться в данном случае?
2. Как организация может помочь?
Группа
"экспертов" комментирует ответы, выделяет лучшую группу "граждан",
сумевших грамотно решить свои правовые проблемы; указывает конкретные названия
и адреса организаций в Мурманске.
В
заключение игры даются полезные советы "Куда обратиться за решением правовой
проблемы"
1.
Для защиты прав человека, "охраны" закона существует специальные
государственные правоохранительные органы: суд, прокуратура, ОВД, уполномоченные
по правам человека, нотариат, ЗАГС, органы по выявлению и расследованию преступлений.
Есть и общественные правозащитные организации: адвокатура, общества защиты
прав человека, прав потребителя, прав женщин, прав военнослужащих и др.
2.
Несовершеннолетнему помогают его законные представители - родители,
3.
Юридическую помощь по всем вопросам ты получишь у адвокатов и юристов в специальных
юридических фирмах.
4.
По любым нарушениям можно обратиться к прокурору - он обязан следить за соблюдением
законов.
5.
Если ты стал жертвой преступления, нужно обратиться, в милицию по месту жительства.
Если боишься обратиться с заявлением позвони по телефону доверия.
6.
Можешь написать жалобу, заявление в органы власти, обратись в приёмную для
граждан, к депутату.
7.
По гражданским делам обращайся в нотариальную контору, иди на приём к судье.
8.
Обратись к опытному человеку, наконец, почитай закон, юридическую газету,
поищи в Интернете.
9.
Адреса и телефоны можно найти в телефонных справочниках, в рекламе, по справочному
телефону, спросить у родителей и знакомых 1
10.
В школе можно обратится к преподавателям, директору, в совет школы, парламент
школы, в родительский комитет.
Задания
для закрепления:
1.
Заполните вторую колонку таблицы «Механизм защиты прав человека»
2.
Какие правоохранительные органы и правозащитные организации стоило бы создать
в нашем городе?
3.
Как улучшить информирование населения города о работе этих организаций? Каковы
существующие источники информации?
4.
Готов ли кто-либо из вас в будущем работать в правоохранительных органах и
правозащитных организациях? Каких именно? Какие навыки и умения надо развивать
в себе для успешной деятельности в этих организациях?
5.
Выгодно ли государству, если граждане будут хорошо знать свои права и пути
их защиты и использования?
6.
Индивидуальные карточки, включающие текст с ошибками или пропусками
слов
(возможно использование в качестве проверки домашнего задания)
Обобщение
итог урока
Разбор
логического задания требует работы с текстом КРФ статьёй 45 п. 2, Устава Мурманской
области статьёй 20.
Работа
над понятием "Защита прав человека" завершается определением:3ащита
прав человека - это деятельность, осуществляемая государственными органами,
общественными правозащитными организациями, отдельными лицами, имеющая целью
охраны прав человека, обеспечение их соблюдения. Многое зависит от самого
гражданина, знания им своих прав и способов их защиты.
Приложение
Таблица
"Механизм зашиты прав
человека"
Международный
уровень
|
Внутригосударственный
уровень
|
1.
ООН и её организации (комитет по правам человека, центр по правам человека,
международный суд и др.)
2.
Европейские организации: комитет по правам (Прага), суд (Страсбург),
конференции.
3.
Общественные организации: Международная амнистия, Красный крест, женские, молодёжные и др.
|
1.
Государственные правоохранительные органы. Суд, милиция, прокуратура,
ФСБ, таможня, комиссия по делам несовершеннолетних и др.
2.
Правоохранительная деятельность органов власти.
3.
Уполномоченный по правам человека.
4.
Неправительственные организации: адвокаты, Мемориал, комитет солдатских
матерей, защита прав потребителей и др.
|