Образовательный портал города Мурманска
   
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 

 
   
   

УРОК ПО КУРСУ "ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
9 класс

Лазарева Л.В.
cредняя школа № 56
г. Мурманска

Тема урока: "Защита прав человека".

Цель:

1. образовательная: обеспечить знание правоохранительных органов и правозащитных организаций, способов оказания помощи гражданам, усвоение понятия - защита прав человека.

2. развивающая: развитие коммуникативных навыков у учащихся.

3. воспитательная: способствовать приобретению опыта социализации, жизни в гражданском обществе и правовом государстве.

Предварительная подготовка к уроку.

1. Используя 23 параграф учебника А.Ф. Никитина "Политика и право" для 9 класса, ученики готовят сообщение о международных правозащитных организациях.

2. Учащиеся подбирают факты о нарушениях прав человека (по материалам периодической печати).

3. Учитель готовит карточки с заданиями для работы в группах. Текст с пропуском слов (для закрепления изученного материала).

4. Группа учеников (3-4 ученика) с помощью учителя готовят информацию о правоохранительных и правозащитных организациях в городе Мурманске (указывают названия, адреса, направление деятельности).

5. Учитель готовит 2 учащихся для подведения итогов игры "Кто поможет гражданину" ("Практические советы").

6. Готовится наглядность.

Литература в помощь учителю:

1. Методическое пособие к курсу "Живое право"

2. Занимательная энциклопедия "Живое право" том 1.

Оборудование урока:

1. Логическое задание: гарантию какого права человека обеспечивает деятельность правоохранительных органов и правозащитных организаций?

2. Практическое задание: заполните таблицу "Механизмы защиты прав человека".

Международный уровень защиты прав

Внутригосударственный уровень защиты прав

 

 

3. Домашние задание: рассуждение о том, каковы индивидуальные возможности человека защищать свои права.

Структура урока:

1. мотивационная беседа Сообщение цели урока.

2. проверка предварительного домашнего задания в форме подготовленного сообщения.

3. изучение нового материала в форме игры "кто поможет гражданину".

4. подведение итогов игры. Практические советы.

5. закрепление изученного на уроке в форме разноуровневых заданий

6. обобщения. Выполнение логического задания.

7. домашнее задание.

Описание игры "кто поможет гражданину" (вариант в энциклопедии "Живое право" том 1).

Учащиеся выступают в роли граждан, у которых возникли правовые проблемы. Группы по 4 человека получают карточки с заданиями или используют свои предварительно подготовленные заметки из периодической печати. На карточках - правовые ситуации и вопросы:

1.   Куда необходимо обратиться в данном случае?

2.   Как организация может помочь?

Группа "экспертов" комментирует ответы, выделяет лучшую группу "граждан", сумевших грамотно решить свои правовые проблемы; указывает конкретные названия и адреса организаций в Мурманске.

В заключение игры даются полезные советы "Куда обратиться за решением правовой проблемы"

1. Для защиты прав человека, "охраны" закона существует специальные государственные правоохранительные органы: суд, прокуратура, ОВД, уполномоченные по правам человека, нотариат, ЗАГС, органы по выявлению и расследованию преступлений. Есть и общественные правозащитные организации: адвокатура, общества защиты прав человека, прав потребителя, прав женщин, прав военнослужащих и др.

2. Несовершеннолетнему помогают его законные представители - родители,

3. Юридическую помощь по всем вопросам ты получишь у адвокатов и юристов в специальных юридических фирмах.

4. По любым нарушениям можно обратиться к прокурору - он обязан следить за соблюдением законов.

5. Если ты стал жертвой преступления, нужно обратиться, в милицию по месту жительства. Если боишься обратиться с заявлением  позвони по телефону доверия.

6. Можешь написать жалобу, заявление в органы власти, обратись в приёмную для граждан, к депутату.

7. По гражданским делам обращайся в нотариальную контору, иди на приём к судье.

8. Обратись к опытному человеку, наконец, почитай закон, юридическую газету, поищи в Интернете.

9. Адреса и телефоны можно найти в телефонных справочниках, в рекламе, по справочному телефону, спросить у родителей и знакомых 1

10. В школе можно обратится к преподавателям, директору, в совет школы, парламент школы, в родительский комитет.

Задания для закрепления:

1. Заполните вторую колонку таблицы «Механизм защиты прав человека»

2. Какие правоохранительные органы и правозащитные организации стоило бы создать в нашем городе?

3. Как улучшить информирование населения города о работе этих организаций? Каковы существующие источники информации?

4. Готов ли кто-либо из вас в будущем работать в правоохранительных органах и правозащитных организациях? Каких именно? Какие навыки и умения надо развивать в себе для успешной деятельности в этих организациях?

5. Выгодно ли государству, если граждане будут хорошо знать свои права и пути их защиты и использования?

6. Индивидуальные карточки, включающие текст с ошибками или пропусками

слов (возможно использование в качестве проверки домашнего задания)

Обобщение итог урока

Разбор логического задания требует работы с текстом КРФ статьёй 45 п. 2, Устава Мурманской области статьёй 20.

Работа над понятием "Защита прав человека" завершается определением:3ащита прав человека - это деятельность, осуществляемая государственными органами, общественными правозащитными организациями, отдельными лицами, имеющая целью охраны прав человека, обеспечение их соблюдения. Многое зависит от самого гражданина, знания им своих прав и способов их защиты.

Приложение

Таблица "Механизм зашиты прав человека"

Международный уровень

Внутригосударственный уровень

1. ООН и её организации (комитет по правам человека, центр по правам человека, международный суд и др.)

2. Европейские организации: комитет по правам (Прага), суд (Страсбург), конференции.

3. Общественные организации: Международная амнистия, Красный крест, женские, молодёжные и др.

1. Государственные правоохранительные органы. Суд, милиция, прокуратура, ФСБ, таможня, комиссия по делам несовершеннолетних и др.

2. Правоохранительная деятельность органов власти.

3. Уполномоченный по правам человека.

4. Неправительственные организации: адвокаты, Мемориал, комитет солдатских матерей, защита прав потребителей и др.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2023
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна