Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Филипченко В.Н.
cредняя школа № 48
г. Мурманска

Тема урока: "Общество и личность"

 

Содержательные линии  повторения и обобщения по теме:

* Личность как продукт культурной, а не биологической эволюции.

* Фазы социализации.

* Сущность процесса социализации личности. Первичная и вторичная социализация.

* Гарантии социализации личности.

 

Основные понятия: социализация личности, освоение социальных ролей, социальная изоляция, материнство, отцовство, юность, зрелость, детство, старость агенты социализации, этапы социализации, общество, личность, человек.

 

Цель учителя:
* М
отивировать учащихся на изучение особенностей влияния общества на личность.
* Мотивировать на анализ видов деятельности, самоанализ своей деятельности.
* Сформировать уважительное отношение к мнению других людей, их интересам, правам, обязанностям личности по отношению к обществу.

 

Цель для учащихся: показать не только знания, «уровень распознавания» «узнавания», «понимания» общественных проблем и процессов, а и уровень овладения макро- и микрометодами работы.

 

Опыт, приобретенный в процессе обучения и освоения умений и навыков.

 

 

 

Деятельность
Учитель на уроке
Учащиеся на уроке
1 этап

1) Объявление темы;
2) Формулировка целей урока, задач по достижению провозглашенных целей.
Проблемное задание:

1) Определите место темы в курсе обществознания, раскрыв содержание предложенных эпиграфов к теме.
2) Обозначить место курса обществознания в социализации личности.

Осмысление темы урока, целей и задач, путей их решения.
Эпиграфы:
«Несчастен тот народ, который родился на плодородных землях»

«Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь условия, чтобы беспрепятственно совершенствоваться»

«Между борзой и легавой собакой не такие же различия, как между философом и каменщиком»

(нем. ученый К. Маркс)

 

2 этап

Основная часть.
Работа по содержанию темы.

«500 лет назад философ Диоген, расхаживая с фонарем по улицам Афин, возглашал: «Ищу человека».

Тем временем улицы были наводнены людьми.

Что для вас странно?

Кого искал великий философ, мыслитель?

Предъявление знаний, умений и навыков: индивидуальные и творческие задания, предъявление знаний, умений и навыков.

Ответы учащихся подводят к определению признаков личности.

 

 

Задание!

Заполните схему №1.

Назовите  признаки личности. Запишите признаки, проверьте себя, сравнив свой ответ по схеме №2.

Схема №1

 

 

 

Схема № 2

 

 

 

 

Вывод: Именно общество, а не природа. Оказывает на личность максимальное влияние.

Анализ эссе учащихся 10- 11 классов. Находят подтверждение тезису: «Мы - продукт культурной эволюции, общественного влияния».

Индивидуальное задание предусматривает умения и навыки обобщения, анализа, синтеза. (интеллектуальности, Коммуникативные умения и навыки.)

Проблемное задание

У. Шекспир.

«Весь мир- театр. В нем женщины, мужчины- все актеры. У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль… Семь действий в пьесе той: «Младенец, школьник, юноша, любовник, солдат, судья, старик»!

В театре все роли заказаны, а в реальной жизни?

Мотивированы на конкретный вывод: «Треть своей жизни человек обучается жить в мире сложных общественных отношений»

В театре роли играют актеры. Мы- актеры театра жизни, авторы драмы житейской.

Проблемное задание

Кто же режиссер сценариев театра жизни?

Что имел в виду ученый К. Маркс, утверждая: « Между борзой и легавой…»?

Ответы содержат вывод: « Каждый человек ведет себя в соответствии с его ролью. Общество ждет от нас безупречной актерской игры, чтобы при необходимости «каменщика сделать философом», зная законы природы: «борзую собаку легавой не сделать»

Общество  требует от нас нужных ему умений и навыков, правильных решений.

Задание Мнение авторов «будущей драмы»
Определение сознательного взаимодействия человека и общества.
Анализ опроса старшеклассников. «Мои ценности и приоритеты»
Задание 1 Предложите свой вариант схемы на тему «Фазы социализации» Учащиеся акцентируют внимание на понятии «Социализация. Фазы социализации»
Задание2

Сравните определения: «Социализация - это обучение детей, подготовка к взрослой жизни»

«Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и культурных норм»

Учащиеся ответами утверждают:
1) Обучение жизни и обучение предмету - понятия разные.
2) К социализации применим термин освоение, а не обучение
Вопрос  

Кто и что влияет на социализацию? Объясните суть понятий: «Первичная социализация», «вторичная социализация», «агенты социализации».

Учащиеся предъявляют «итоги» исследований - ответов на вопрос: «что ждет общество от агентов первичной социализации, от агентов вторичной социализации?»

 

 

Вывод:
Социализация бывает первичная и вторичная.
В роли агентов социализации выступают люди и учреждения:

а) Семья;
б) Школа;
в) Учреждения города: центр занятости молодежи, центр планирования семьи, молодежные общественные организации.

В выводах исследований обозначить проблемы социализации на первом и втором этапах:

Первый этап: первичная социализация: семья, родственники, друзья; велика роль на первых этапах жизни. Второй этап: вторичная социализация: представители администрации школы, государства, сотрудники радио, ТВ, печати, и т. д. (формально-деловые отношения)

3 этап

Выводы, обобщения.

Работа по вопросу: Гарантии социализации личности (соц - ые гарантии)

Изучение гарантий социализации личности подводит учащихся к выводу: «положения «общество для человека» и «человек для общества» следует рассматривать в единстве».

 

Ответственность общества перед человеком непосредственно связана с укреплением гарантий прав личности- экономических, социальных, правовых. Какие гарантии общество обеспечивало в процессе социализации?

При каких условиях социально-экономические права общество в состоянии гарантировать?

Результатом исследований Основного Закона РФ, Законов центральных органов власти и органов местного самоуправления является вывод о том, что цивилизованное общество призвано гарантировать человеку образование, работу, мед. Помощь, жилье, счастливое детство, семью, высокий уровень экономического развития, защиту юридических прав
Выводы
по уроку

Вывод учителя по результатам выполнения проблемных заданий на уроках.

Каждый из нас - неповторимая, уникальная индивидуальность. Чем труднее условия жизни, тем осмысленнее опыт человека, тем ценнее он для будущих поколений.

Человек сам должен стремиться к самосовершенствованию, имел для этого условия. «Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди- обстоятельства» В человеческом обществе всегда можно каменщика сделать философом, а философа- каменщиком, а вот превратить одну породу собак в другую нельзя»

Учащиеся, раскрывая содержание эпиграфов к теме, обосновывают правомерность их выбора (или неправомерность)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений