Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

УРОК ГРАЖДАНОВЕДЕНИЯ
9 класс

Махова А. Г.
cредняя школа № 23
г. Мурманска

Тема урока: "Права несовершеннолетних"

Тип урока: ролевая игра (комбинированный с элементами ролевой игры)

Цель урока:
- Познакомить учащихся с международными документами о правах ребенка;
- Познакомить учащихся с правами ребенка;
- Закрепить навыки правовой защиты ребенка;
- Сформировать культуру ведения дискуссии.

Содержание урока:
1. Вступительное слово учителя (учитель сообщает тему урока и ставит задачи урока);
2.
Защита прав детей - вводное слово учителя и практическая работа с текстом Всеобщей декларации прав человека (Конвенции о защите прав детей, статьями СК РФ и ГК РФ);
3.
Элементы ролевой игры. Цель - научить учащихся распознавать свои права путем инсценирования произведения А. П. Чехова "Ванька";
4. Размышления (рефлексия);
5.
Подведение итогов (тестирование).

Формы и методы: беседа, практическая работа, сравнение, обобщение, рефлексия.

Умения и навыки:
*
Работа над текстом учебника, словарем, документами (Конвенция о защите прав детей, статьи СК РФ и ГК РФ);
*
Умение выбрать главное;
* Умение сформулировать выводы;
* Умение работать по составлению схем; раскрывать свои творческие способности.Основные понятия: декларация, конвенция, органы местного самоуправления, опека, попечительство, усыновление.

Оборудование: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, статьи Семейного Кодекса Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Ход урока:
1. Вступительное слово учителя, в котором он указывает, на какие вопросы следует обратить внимание при изучении темы.

  • Что такое права ребенка?
  • Откуда мы узнаем о правах ребенка? Где они записаны?
  • Кто и как их нарушает? Как можно защитить свои права?

2. Дети часто слышат о том, как взрослые говорят о своих правах. А есть ли права у детей? Есть, они записаны в Декларации прав ребенка, которая была разработана и принята ООН.
Каждый ребенок должен знать содержание этого документа, а взрослые обязаны помочь защитить им свои права, потому что из запуганного, униженного, беспрекословно покорного ребенка не может вырасти свободная, творческая личность.

Организация работы с документами.
Перед учащимися тексты Всеобщей декларации и Конвенции: на этом этапе они самостоятельно читают, сравнивают документы и делают вывод о том, что Конвенция о правах ребенка конкретизирует права человека в отношении ребенка.

Всеобщая декларация прав человека

Конвенция о правах ребенка

Ст. 3

Ст. 6 (к несовершеннолетним никогда не применяется смертная казнь)

Ст. 15

Ст. 7 (право на имя, гражданство)

Ст. 12

Ст. 9 (не разлучать с родителями)

Как вы считаете, какое из прав, определенных Конвенцией, является самым важнейшим для ребенка?
Какое право является значимо конкретным для каждого из нас?

Организация работы со статьями Семейного Кодекса Российской Федерации и Гражданского Кодекса Российской Федерации (составление таблицы в тетрадях).

 

Личные права детей СК РФ, ст. 54-59
Имущественные права ребенка

 СК РФ ст. 60

*        Право жить и воспитываться в семье;

*        Право знать своих родителей;

*        Право на их заботу, совместное с ними проживание;

*        Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие;

*        Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами;

*        Право на защиту своих прав и интересов;

*        Право выражать свое мнение;

*        Право ни имя, отчество, фамилию;

*        Право ни изменение имени и фамилии

       * Право на содержание от своих
        родителей, или лиц, их заменяющих;
       *  Право на имущество, полученное
        в дар;
       * Право на имущес
тво, полученное
        в порядке наследования;
       * Доходы, полученные ребенком;
       * Имущество, приобретенное на
        собственные средства ребенка.

 

Кто осуществляет защиту прав ребенка?

На доске таблица с которой работает один ученик, с помощью заранее напечатанных табличек (индивидуальное задание), а остальные с его помощью заполняют таблицу.

 

 

 

Работа со словарем.

К сожалению, как и в прошлые времена, так и сегодня, довольно часто нарушается большинство прав маленьких граждан. Помните героя рассказа А. П. Чехова «Ванька». Какие его права нарушили взрослые, среди которых он вынужден был находится? Рассмотрим это в ходе разбирательства и определим наказание для виновных.

Действующие лица:

Жуков Иван – истец,
Дедушка Константин Макарыч – свидетель,
Антон Павлович Чехов – свидетель,
Сапожник Аляхин, его жена, подмастерья – обвиняемые,
Судья,
Прокурор,
Присяжные заседатели.

Действие происходит в России в к. Х1Х в. 
Судья:
- Слушается дело супругов Аляхиных, владельцев сапожной мастерской, бесчеловечно обращавшихся с учеником сапожника Иваном Жуковым 9 лет отроду. Сначала выслушаем свидетелей. Слово предоставляется дедушке Константину Макаровичу.
Константину Макаровичу:
- Ваньке было 9 лет, когда его отдали в ученье к сапожнику Аляхину, которые держали его впроголодь, жестоко избивали его, заставляли делать черную работу. Лучше меня об этом может рассказать великий русский писатель А. П. Чехов.
А. П. Чехов:
- Сапожник Аляхин выволок вчера Ваньку во двор, отчесал шпандырем за то, что  он качал ихнего ребенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела ему почистить селедку, а он начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала его в харю тыкать. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, а в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать ему велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, он вовсе не спит, а качает люльку.
Подмастерья:
- Ну и что такого, что мы над ним  смеемся, посылаем в кабак за водкой и заставляем красть у хозяев огурцы? Это же для его пользы!
Судья:
- Нам совершенно ясна картина бессовестной эксплуатации ребенка. Что могут сказать ответчики в свое оправдание?
Аляхин:
У меня сапожная мастерская. Мы люди небогатые. Заказчиков у нас немного. А тут судьба послала нахлебника. Иногда я пользовался его услугами по дому. Но это же для его же пользы. В дальнейшем он, поучившись у меня может стать сапожником. Как видите, я пекусь о его будущем.
Адвокат:
- Подумайте, что могло бы произойти с мальчишкой, если бы Аляхины не прониклись жалостью к бедному ребенку, и не взяли бы его в ученье. Значит, мы все должны выразить благодарность Аляхиным, что они спасли ребенка от  голода и дали ему возможность овладеть ремеслом сапожника.
Судья:
- Предоставляю слово обвинению.
Прокурор:
- Господа, на основе того, что мы услышали, можно составить картину ужасной эксплуатации маленького ребенка. Нарушен целый ряд статей Декларации прав ребенка.
Присяжные заседатели (обращаясь к классу) могут назвать те нормы, касающиеся защиты прав ребенка, записанные в  Декларации, которую нарушили Аляхины?
§         Право жить и воспитываться в семье;
§         Право на жилище, достойное питание, развлечение;
§         Каждый ребенок должен быть огражден от жестокости и эксплуатации в любой форме;
§         Ребенок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом и привлекаться к работе и занятиям, вредным для его  здоровья, умственного и физического развития.
Прокурор:
- Исходя из этих нарушений прав ребенка, прошу суд вынести суровое наказание супругам Аляхиным.
Учитель:
- Представьте, если бы мы могли перенестись их России Х1Х в. в Российскую Федерацию, кто мог бы защитить права малолетнего Жукова?

3.      Рефлексия.
Ежегодно Россия подает в ООН отчет о положении детей. Какие предложения учитывая то количество беспризорных детей, появившихся в стране, касающиеся защиты прав детей, Вы включили бы в этот отчет?
4.      Тестирование (5-7 минут) по теме «Права несовершеннолетних».

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений