Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
9 класс

Учитель: Лапидус В. А.
Лицей № 1
г. Мурманска

Открытый урок: «Международное гуманитарное право»

Международное гуманитарное право рассматривается в курсе «Обществознание» в разделах, посвященных изучения прав человека и гражданина. Данный урок позволяет рассмотреть международное гуманитарное право в юридическом аспекте, используя алгоритм изучения отрасли права.

 

Цели и задачи:
Цель:  привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период  вооруженных конфликтов, помочь учащимся получить первичные представления о международном гуманитарном праве.
Задачи: знакомство учащихся с нормативными актами, составляющими нормативную базу международного гуманитарного права и его основными положениями и принципами; формирование представлений о значении норм международного гуманитарного права  для деятельности Международного Красного Креста; продолжение формирования умения анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, извлекать необходимую информацию из учебной  и справочной литературы, таблиц; способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека.
Основные понятия:
международное право, международное гуманитарное право, договор, конвенция, декларация.

Оборудование:

Современная политическая карта мира (на ней предварительно отметить очаги международных вооруженных конфликтов); рабочие листы; раздаточный материал: (П-I и П-2); «международное гуманитарное право» учебно-методические материалы к курсам права и  обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. Москва, издательство ФНИИ МП ФЗ 2000 г. (в дальнейшем - «пособие»). Правила работы в группах, карточки заданий для групп. 

Подготовительная работа:

Класс делится на 6 групп по 4-5 человек по желанию или на усмотрение учителя. Дается опережающее домашнее задание: учащиеся должны знать определение международного гуманитарного права и уметь называть  основные категории лиц, которым оно представляет защиту (пособие с. 7). Одному учащемуся дается задание подготовить сообщение о становлении международного гуманитарного права (пособие с. 48-50). Один – два учащихся готовят сообщение о деятельности Международного Красного Креста.

 

План урока: «Международное гуманитарное право»

  1. Понятие и источники.
  2. Основные положения МГП.
  3. Ответственность по МГП.
  4. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.
 ХОД УРОКА

Мотивационная беседа.
Обозначив тему урока, целесообразно подчеркнуть ее актуальность. Создать условия, способствующие пониманию  школьниками, что полученные знания могут помочь им в реальных жизненных ситуациях. 

Варианты мотивационной беседы:

потребность в изучении вопросов  международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Религиозные заповеди «возлюби ближнего своего» и «не делай другому того, чего не  желаешь себе»,  к сожалению, не всегда становится ориентиром в поведении человека. Мы скорее хотим отомстить друг другу, нежели найти компромисс. Вооруженные конфликты продолжаются и в них страдает прежде всего мирное население (можно проиллюстрировать современную международную обстановку обратившись к карте, на которой обозначены очаги конфликтов).

Всеобщего мира добиться в один момент сложно и поэтому нужно приложить все усилия, чтобы облегчить страдания людей, приносимые войной. Этому способствует международное гуманитарное право – одно из отраслей международного права.

После ознакомления с целями урока внимание учащихся обращается на формулирование плана урока (учащиеся делают это самостоятельно, руководствуясь традиционным алгоритмом изучения отрасли права: понятие и нормативная база ® основные положения ® ответственность). Даются короткие комментарии к нему, чтобы создать целостное представление о теме.

В соответствии с планом организуется изучение материала.

Работа с опережающим домашним заданием:

Учащимся предлагается вспомнить определение МГП и основные категории лиц, которым представляется защита нормами МГП. Учащиеся делают вывод о  том, что МГП направлено на ограничение насилия и обеспечение прав жертв войны.

Затем учащимся предлагается выслушать сообщение о становлении международного гуманитарного права и сделать вывод о динамике гуманизации войн.

Вариант вывода: Процесс гуманизации войн не является линейным и поступательным, а имеет вид, скорее, ломаной линии. В различные исторические эпохи существовали обычаи, законы отдельных правителей, договоры между отдельными государствами, военачальниками, отразившими стремление уменьшить страдания, вызываемые вооруженными конфликтами. Этот исторический опыт явился основой для  заключения в Х1Х в. международных договоров, ограничивающих насилие в период вооруженных конфликтов.

I.  Источники МГП: учащиеся работают с пособием с. 51-53, им предлагается выделить основные виды нормативных актов, составляющих нормативную базу МГП – это договоры, конвенции, декларации (идет обработка терминологии). После этого учащихся просят назвать основные источники МГП (четыре Женевских конвенции от 12  августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним 1977 г.) и сделать вывод об отличие актов, регулирующих международные отношения от актов национального права.

 

II. Основные положения МГП.

Учащиеся работают в группах с документами и заполняют соответствующие графы и таблицы (П-1):

1 группа работает  с текстом I Женевской Конвенции (пособие с. 79);
2 группа - II Конвенция (с. 81);
3 группа - III Конвенция (с. 83);

4 группа - IV Конвенция (с. 85);
5 группа - I Протокол (с. 87);
6 группа - II Протокол (с. 89).

После заполнения граф группы отчитываются о своей работе, а остальные учащиеся запоминают соответствующие графы в своих бланках. После заполнения таблицы ученики делают вывод и кратко записывают его в обозначенные после таблиц  в бланках позиции.
Вывод: поведение сторон конфликта должно базироваться на принципах гуманности и уважения права. МГП налагает ограничения и запреты, устанавливает права и обязанности воюющих сторон, устанавливает границы поведения сторон вооруженных  конфликтов.

 

III. Ответственность по МГП.

Проблеме ответственности  в системе мер по соблюдению международного гуманитарного права уделяется особое внимание. Внимание учащихся активизируется на том, что существует два уровня ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права:  международный и внутригосударственный. Учащиеся знакомятся с содержанием сравнительной таблицы, приведенной в пособии (с. 32) и делают вывод на основании сопоставления.
Вывод: Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I к ним квалифицируют ряд нарушений МГП как серьезные нарушения или военные преступления. В МГП предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо,  совершившее военные преступления должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на  основании внутреннего законодательства (в РФ – ст. 356 УК РФ).

 

IV. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.
Учащимся указывается на то, что МГП является юридической базой деятельности Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, которое в качестве нейтральной организации оказывает большую помощь жертвам вооруженных конфликтов.

При изучении этого материала учащиеся работают со вторым рабочим листом (п-2). Используя прием комментированного чтения материалов, предложенных на с. 54-55 пособия, учащиеся заполняют схему «Основные направления деятельности МКК». Затем учащимся предлагается выслушать сообщение о  структуре и деятельности МКК и они заполняют соответствующие графы таблицы.

 

V. Подведение итогов урока, выставление  оценок (оценивается заполнение каждой группой только того блока с которым работала группа и оценивается качество заполнения рабочего листа).

Домашнее задание: пособие с. 6-15;

                                   по выбору (письменно):

  1. Проанализируйте материалы прессы в отношении современных международных или внутригосударственных военных конфликтов. Какие нарушения норм МГП вы здесь обнаружили?
  2. Чем проблема прав человека в условиях войны отличается от такой проблемы в  условиях мира?
  3. Б. Шоу как-то заметил: «Теперь, когда мы научились  летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди». Что имел в виду автор? Как это можно сделать?

(Вариант домашнего задания можно вывесить на стенде, чтобы не тратить время на запись во время урока).

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений