Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Рекомендации
По реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования.

Предмет: биология

1. Элективные курсы

Профильный уровень

Предмет Программа (название, автор, год издания) Учебники, учебно-методические комплекты (федеральный перечень учебников рекомендованных и допущенных МО и Н РФ на 2009-2010 уч. год). Краткая аннотация.
Биология «Биология в истории культуры и цивилизаций»
Р. А. Петросова, А.В.Теремов

Аннотация
Элективный курс «Биология в истории культуры и цивилизаций» посвящен истории становления и развития естествознания, биологии и философской мысли в чело-веческой культуре с древнейших времен до настоящего времени.
В предлагаемом курсе открытия в области естественных наук и биологии рассматриваются на фоне той историко-культурной обстановки, которая вызвала и обусловила научное исследование, позволила практически использовать его результаты. Знакомство с историей науки позволит не только обогатить знания учащихся по биологии, но и показать, что наука — это не собрание отдельных фактов и законов, а плод усилий многих поколений исследователей, живших в прошлом и живущих ныне в разных странах мира.
Основные тенденции развития естественных наук и биологии в третьем тысячелетии обсуждаются в заключении.
Элективный курс предназначен для учащихся 10— II классов как профильной естественнонаучной и гуманитарной, так и общеобразовательной школ. Он открывает широкие возможности для развития общих и специальных знаний, понимания связей между естественными и гуманитарными науками, повышения интереса учащихся к их изучению, что поможет определиться с выбором профессии, своего места в обществе, а может быть, и в науке.
Для обеспечения результативности и качественного изучения материала предполагается использовать современные педагогические технологии: лекционно-семинарскую систему занятий, конференции, диспуты, круглые столы, дискуссии, проектную деятельность. Применение различных форм учебной деятельности является одним из важных факторов дифференцированного и индивидуального подходов.
В процессе изучения курса предусматривается творческая работа учащихся с литературой, информацией на электронных носителях и в сети Интернет, формирова-ние умений конспектирования, реферирования, публичного выступления. Самостоятельная деятельность учащихся будет содействовать развитию исследовательских и прогностических умений, подготовке к вузовской системе обучения.

Рекомендуемая литература

  1. Воробьев Р. И. Эволюционное учение вчера, сегодня, завтра; Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995.
  2. МаккаиЛ. Мир Ренессанса: Иллюстрированная история. Будапешт: Корвина, 1980.
  3. Пианка Э. Эволюционная экология, М., 1993,
  4. Природопользование; Проб. учеб. для 10—11 кл. профильных школ / Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, В- Николинаидр. М.: Просвещение, 1995.
 

«Биохимия»
А. С. Коничев, А. П. Коничева

Аннотация
Биохимия является базовой составляющей современной физико-химической биологии. Элективный курс «Биохимия» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов, полученные в курсах общей биологии и органической химии, но и позна-комить с современными достижениями и перспективными направлениями развития этой науки. Поэтому в программу включены разделы, касающиеся характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи, и процессов их обмена, а также такие важнейшие разделы биохимии, как ферменты, витамины, гормоны и др.
Одновременно в программе предусмотрено ознаком¬ление учащихся с биохимическими основами важнейших молекулярно-биологических процессов (репликации, транскрипции и трансляции), путях сохранения и эволю¬ции геномов человека, животных и растений.
В содержании программы отражены научно-практические задачи биохимии, тесно связанные с актуальными проблемами медицины и биотехнологии. Значительное внимание уделено актуальным вопросам биохимической экологии, что отражает современную тенденцию естественнонаучного образования.
Курс рассчитан на 40 учебных занятий в 10—11 классах средней школы (15 часов и 10 классе и 25 часов в 11 классе).
В целом программа составлена таким образом, чтобы подготовить учащихся к факультативному курсу молекулярной биологии, который базируется на фундаменталь-ных биохимических представлениях.

Рекомендуемая литература

  1. Гринстейн Б., Гринстейн А. Наглядная биохимия. М.: Медицина, 2000.
  2. Киселев Л. Л. Геном человека и биология XXI в. // Вестник РАН. 2000. Т. 70. Вып. 5. С. 412-424.
  3. Марри Р. И др. Биохимия человека. М.: Мир, 1993.
  4. Пустовалова Л. М. Практикум по биохимии. Ростов н/Д:
    Феникс.1999.
  5. А. В. Финкельштейн, О.Б. Птицын. Физика белка. М.: Университет, 2002
  6. В. Г. Галактионов. Иммунология. М.: «РИЦ МДК», 2000
 

«Молекулярные основы жизнедеятельности клетки»
В. В. Асеев

Аннотация
В предлагаемой программе рассматриваются вопросы строения и функций биополимеров и молекулярные механизмы таких основополагающих процессов, как хранение и удвоение генетической информации, биосинтез белка, регуляция работы генов, избирательная локализация синтезированных белков в клеточных органеллах. Особые акценты делаются на приспособительном характере этих процессов и их роли в эволюции, а также на использовании методов и результатов молекулярной биологии в других биологических дисциплинах, прежде всего в систематике, экологии и медицине.
В курсе особое внимание уделяется физико-химическим механизмам взаимодействия макромолекул, лежащим в основе процессов формирования клеточных структур и функционирования клетки. Рассматривается действие различных факторов, влияющих на эти взаимодействия, на процессы жизнедеятельности клетки и целого организма, в частности на развитие некоторых заболеваний.
Курс опирается на знание учащимися обязательных учебных предметов и затрагивает многие вопросы, находящиеся на стыке биологии с другими науками, прежде всего с химией и физикой. Предполагается, что школьники, изучающие курс, уже знакомы с основами общей и органической химии, генетики и клеточной теории.
Отдельные разделы курса содержат задачи, решение которых позволит учащимся лучше усвоить материал, а также контролировать степень его усвоения.
Элективный курс «Молекулярные основы жизнедеятельности клетки» рассчитан на 24 часа учебных занятий в 11 классе средней школы.

 

«Биологические мембраны и транспорт веществ в живых организмах»
А. М. Рубцов

Аннотация

В предлагаемую программу курса включены разделы, знакомящие учащихся с особенностями строения и функционирования биологических мембран и мембранных транспортных систем, их ролью в обеспечении жизнедеятельности организмов разных систематических групп, некоторыми нарушениями в их работе и возникающими вследствие этого заболеваниями человека, а также способами лечения таких заболеваний.
В имеющихся в настоящее время учебниках по физиологии и общей биологии для средней школы биологическим мембранам практически не уделяется внимания, хотя именно мембраны и мембранные ферменты обеспечивают поддержание постоянства внутренней среды как в одноклеточных, так и в многоклеточных организмах. В курсе предполагается познакомить школьников с общими представлениями об организации биологических мембран, с основными принципами переноса веществ через мембраны, с мембранными белками — каналами, переносчиками и насосами, которые транспортируют че¬рез мембраны разные классы веществ.
Особое внимание в курсе уделено рассмотрению конкретных примеров: возникновению мембранного потенциала на плазматической мембране живых клеток, электрическим явлениям на мембранах возбудимых клеток;
роли трансмембранных потоков кальция в регуляции мышечного сокращения, секреции соляной кислоты в желудке: всасыванию Сахаров и аминокислот в кишечнике, обратному всасыванию веществ и воды в почках; обеспечению печенью барьерной функции; транспорту воды и органических соединений в растениях и др.
Планируется познакомить школьников с некоторыми заболеваниями, возникающими при нарушении работы мембранных транспортных систем, и способами их лечения. Это позволит учащимся получить общее представление о тех молекулярных механизмах, которые лежат в основе функционирования органов и тканей живых орга-низмов и человека в частности.
Курс базируется на обязательных учебных предметах И затрагивает вопросы, находящиеся на стыке биологии, химии и физики, а также позволяет продемонстрировать связь фундаментальной биологии с медициной.
Элективный курс рассчитан на 34 часа учебных занятий в 10—11 классах средней школы (в том числе 16 часов в 10 классе и 18 часов — в 11 классе) как дополнение к общим курсам «Человек и его здоровье» и «Общая биология».

Рекомендуемая литература

  1. Антонов В. Ф. Мембранный транспорт //Соросовский образовательный журнал. 1997, № 6. С. 14—20.
  2. Болдырев А. А. Регуляция активности мембранных ферментов//Соросовский образовательный журнал. 1997. №6. С. 21-27.
  3. Болдырев А. А. Nа/К-АТФаза— свойства и биологическая роль//Соросовский образовательный журнал. 1998. №4. С. 2-9.
  4. Владимиров Ю. А. Кальциевые насосы живой клетки // Соросовский образовательный журнал. 1998. № 3. С. 20—27.

Интернет-сайт
www.journal.issep.rssi.ru — сайт Соросовского образовательного журнала (все статьи в свободном доступе)

  «Клетки и ткани»
Д. К. Обухов, В. Н. Кириленкова

Аннотация

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10—11 классов средних школ, гимназий и лицеев естественнонаучного и медико-биологического направления. Известно, что в соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией мо¬дернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся».
Основная концепция курса заключается в следующем. Комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях их организации (от молекулярно-клеточного до системно-органного). Как нам представляется, вопросы строения клеток, рассматриваемые в курсе «Общей биологии» старших классов, сильно оторваны по времени от курсов зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, читаемых в 7—9 классах школы. Тем самым разрывается формирование целостного представ-ления о единстве организации всех живых существ на основе их клеточного строения. Важно еще раз показать, что все ткани и органы животных построены на единой клеточной основе, имеющей общие фундаментальные признаки и особенности.
Сравнительно-эволюционная направленность курса. При рассмотрении вопросов строения клетки, тканей и органов многоклеточных животных основное внимание уде-ляется формированию у учащихся эволюционного мышления при изучении живой природы во всех ее проявлениях. Важно показать, что В процессе эволюции у организмов на основе единых фундаментальных законов строения и функционирования клеток сложились различные варианты организации тканевых и органных систем. Методологической основой этого служит теория «эволюционной динамики тканей», сформулированная выдающимся отечественным гистологом академиком А. А. Заварзиным. Основными положениями этой теории являются тезисы о том, что сходные в функциональном отношении ткани у филогенетически различных групп животных имеют сходное строение и что в процессе эволюции могли сформироваться несколько вариантов организации сходных и функциональном отношении тканей и органов.
Использование самых современных молекулярно-биологических данных о строении и функционировании клеточных и тканевых систем животных. Это положение подразумевает хорошее владение учениками основами общей биологии, генетики, теории эволюции, химии и других биологических наук,
Историко-патриотическии акцент при изучении биологии. Считаем, что при изучении предмета необходимо подчеркивать не только интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных ученых, многие из которых внесли исключительный вклад в развитие биологии. Необходимо напомнить ученикам о тех. которые отстаивали свои идеи в трудный период отечественной биологии в 30—50-е гг. XX в. Многие из них по-платились жизнью за свои взгляды. Несомненны достижения и современных отечественных биологов в изучении клетки и тканей животных и растений.
Экологическая направленность курса. Важно сформировать твердое убеждение у ребят, что неблагоприятные факторы (как внешней, так и внутренней природы), включая вредные привычки (наркотики, алкоголь, табак) стрессы, нарушенный психоэмоциональный фон, серьезно сказываются на состоянии организма, затрагивая самые глубинные молекулярно-генетические основы деятельности клеток, и что с подобного рода нарушениями бороться чрезвычайно трудно и порой невозможно.
Большой объем практических и семинарских занятий. Эта часть курса предполагает широкое использование иллюстративного материала (схемы, электронные фотографии) непосредственно на занятиях (особенно при изучении структуры клетки), а также (по возможности) изучение микроскопических препаратов тканей и органов (в разделах «Ткани», «Органы»). Необходимо шире использовать возможности компьютерных классов не только на уроках информатики, но и задействовать их на занятиях по биологии, подключаясь к многочисленным сайтам по биологии клетки, анатомии и физиологии, имеющихся в настоящее время в Интернете (перечень основных открытых сайтов по разделам курса прилагается).
Проверка и оценка качества знаний. Текущие знания проверяются с помощью тестовых контрольных работ после каждого раздела курса и традиционных опросов в течение изучения темы,
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в классе в форме диалога учитель — ученик, активного обсуждения материала в форме ученик(и) — ученик(и), ученик — учитель.
В качестве дополнения к данному курсу (учебнику). учитывая развитие информационных технологий в современной школе, планируется издание Приложения в виде СD-диска с иллюстративными и некоторыми справочными материалами по основным разделам. Это позволит восполнить недостаток наглядно и раздаточного материала при изучении строения клеток, тканей и организмов животных.

Рекомендуемая литература

1. Д. К. Обухов, В.Н. Клетки и ткани. (учебное пособие). М., «Дрофа», 2007

1. Альберте Б. и др. Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994.

5. ЗаварзинА.А. Сравнительная гистология. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та. 2000.

8. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Обшая биология: Словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.

Интернет-сайты

http://www.okhisto.org/index.cfm?p=10&documentid=6129&q=1

http://cellbio utmb.edu — сайт университета Юта (США) по клеточной биологии, гистологии, анатомии и физиологии

www.Biology.corn/campbell — сайт учебника по биологии

http://www.uni-mainz.de/FB/Madizin/Anatomie/Workshop — сайт университета Майнц (Германия) по микроскопической анатомии, цитологии и гистологии
http://www.nature.ru — сайт МГУ (Россия) по всем разделам биологии, медицины и другим наукам (статьи, рефераты, обзоры)
http://www.Issep.rssi.ru — сайт Соросовского образовательного журнала (все статьи в свободном доступе)

  «Молекулярная генетика и генная инженерия»
В. В. Бельков

Аннотация
Предлагаемая программа охватывает основные разделы молекулярной генетики прокариот и эукариот, которые знакомят учащихся с современными представлениями об основных генетических и биохимических процессах, протекающих в клетках, с главными механизмами функционирования генов у микроорганизмов, растений и животных, с принципами организации их генов и геномов. Особое внимание уделено развитию у учащихся понимания того, каким образом функционируют белки и гены; как различные генетические и метаболические процессы взаимосвязаны друг с другом и как они координировано регулируются факторами окружающей среды; каким образом знания молекулярно-генетических процессов применяются в генной инженерии для конструирования трансгенных организмов. Полученные знания могут стать основой, на которой в дальнейшем должно формироваться освоение основных биологических дисциплин, понимание механизмов эволюции и принципов, на которых основывается современная трансгенная биотехнология.

Наибольшее внимание в курсе уделено:
• принципам строения генов у прокариот и эукариот и механизмам их функционирования;
• принципам и правилам конструирования трансгенных (или рекомбинантных. генетически модифицированных) организмов, имеющих заданные свойства:
• основным методам и приемам генной инженерии;
• проблемам, связанным с возможной экологической опасностью трансгенных организмов.
Большое внимание уделено сравнению кардинально различных принципов строения генов прокариот и эукариот. а именно:
• различной организации структурных генов (кодирующих белки и стабильные РНК) у микроорганизмов, растений и животных;
• принципиально разной организации регуляторных генов прокариот и эукариот, регулирующих экспрессию генетической информации;
• строению регуляторных белков, взаимодействующих с рсгуляторными генами.
Особое внимание уделяется проблемам, возникающим при ген но-инженерном конструировании прокариотных и эукариотных трансгенных организмов, содержащих чужеродные гены, соответственно из эукариот и Прокариот, и методам решения этих проблем.
Курс базируется на обязательных учебных предметах, прежде всего на биологических дисциплинах и химии.
Элективный курс «Молекулярная генетика и генная инженерия» рассчитан на 22—35 часов в 10 классе средней школы.

 
«Микробиология»
Н. Н. Колотилова

Аннотация
Предлагаемая программа охватывает основные разделы общей микробиологии, которые знакомят учащихся с разнообразием мира микроорганизмов, их систематикой, обменом веществ и особенностями физиологии, ролью в важнейших природных процессах и значением в жизни человека. Наибольшее внимание в курсе уделено ирокариотическим микроорганизмам — бактериям и археям. Охарактеризовано строение их клеток; отмечены метаболические процессы, свойственные только прокариотам:
азотфиксация, хемосинтез, фотосинтез без выделения кислорода, образование метана и др.
Большое внимание уделено представлениям о роли бактерий в эволюции живого и их месте в истории формирования биосферы, участию в важнейших круговоротах химических элементов, а также традиционным вопросам экологии с позиций охраны окружающей среды. Рассмотрены взаимодействия между микроорганизмами, некоторые примеры симбиозов, дано представление о микробном сообществе. Кратко охарактеризованы патогенные и санитарно-показательные микроорганизмы. Рассмотрены примеры использования микроорганизмов человеком в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности и других областях биотехнологии, а также примеры негативной деятельности бактерий и грибов (биоповреждения).
Значительное место отведено вопросам истории микробиологии и описанию отдельных открытий.
Помимо теоретических занятий, в курсе предполагается проведение лабораторных работ с непатогенными микроорганизмами. Описанию задач практикума предшествует изложение правил техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории.
Курс базируется на обязательных учебных предметах, прежде всего биологических дисциплинах, химии, а также затрагивает область природоведения (географии),
Элективный курс «Микробиология» рассчитан на 18— 30 часов в 10 классе средней школы.

  «Физиология растений»
Т. А. Снисаренко

Аннотация
Программа включает разделы о механизмах главных физиологических функций — энергообмене, ассимиляции веществ, росте, развитии и размножении, предполагая рассмотрение их молекулярных и физико-химических основ, а также общих принципов организации и механизмов действия регуляторных систем в клетке и в растении в целом. Значительное место отводится процессам фотосинтеза и дыхания, составляющим основу энергетического и пластического обмена растений. Большое внимание уделяется экологическим проблемам физиологии и проблемам растениеводства.
В программе учитывается, что физиология растений тесно связана с другими биологическими дисциплинами — молекулярной биологией, биохимией, биофизикой, генетикой, микробиологией, представляющим различные аспекты в изучении целостной системы живых организмов.

Рекомендуемая литература
1. Н.И. Якушкина, Е.Ю. Бахтенко. Физиология растений М.: Владос, 2005.

  «Биологические основы растениеводства»
Л. Б. Трунова

Аннотация
Программа «Биологические основы растениеводства» раскрывает содержание одного из возможных элективных биологических курсов в старших классах городских и сельских школ с естественнонаучным профилем обучения. Материал программы логически развивает и углубляет как общебиологические понятия, формируемые в основном курсе биологии в старших классах, так и специальные понятия биологических дисциплин, изучаемых в 6—7 классах базовой школы, устанавливая новые взаимосвязи между ними.
Программа имеет четко выраженную практическую направленность, помогает обучающимся использовать теоретические знания по биологии для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает содержание большинства тем в биологическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся в старших классах к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля на специальности, связанные с изучением биологических основ сельского хозяйства, в частности агрономические, экологические, почвоведческие и др.
Помимо вышеизложенного, программный материал и работа по его освоению могут служить ориентиром для подтверждения или опровержения правильности предварительного профессионального выбора обучающихся, а также источником дополнительной информации для одаренных детей, стремящихся к получению разносторонних биологических знаний.

Рекомендуемая литература
1. Ковриго В. П. и др. Почвоведение с основами геологии. М.:Колос,2000.
2. Миркин Б. М. и др. Высшие растения. Краткий курс систематики с основами науки о растительности. М-: Логос, 2001.
3. Тараканов Г. И. и др. Овощеводство. М.: Колос. 2002,
4. Ягодин Б. А., Жуков Ю. П., Кобзаренко В. И. Агрохимия. М.: Колос, 2002.

  «Регуляция физиологических функций человека»
А. А. Каменский

Аннотация
Предлагаемая программа включает в себя сведения о строении и принципах функционирования основных регуляторных систем организма: нервной, эндокринной и иммунной. В курсе представлены сведения о механизмах работы как отдельных возбудимых клеток, так и о формировании на базе этих клеток систем интеграции организма в единое целое. Курс базируется на обязательных учебных предметах и лежит на стыке биологии, химии и физики. Курс «Регуляция физиологических функций человека» рассчитан на 32 часа учебных занятий в 10— 11 классах средней школы (16 часов в 10 классе и 16 часов — в 11 классе).

Рекомендуемая литература
1. Батуев А. С. Высшая нервная деятельность. СПб., 2002.
2. Ещенко Н. Д. Биохимия психических и нервных болезней. СПб., 2004.
3. Зорина 3. А., Полетаева И. И. Элементарное мышление животных. М., 2001.
4. Лейкок Д., Вайс П. Основы эндокринологии. М., 2000.
5. Николе Дж. и др. От нейрона к мозгу. М., 2003.
6. Ноздрачев А. Д. и др. Начала физиологии. СПб., 2001.
7. Патологическая физиология и биохимия. М., 2005.
8. Плейфер Дж. Наглядная иммунология. М.. 1999.
9. Роит А., Бростофф Дж., Мейл Д. Иммунология. М., 2000.
10. Фундаментальная и клиническая физиология. М., 2004.
11. В. Г. Галактионов. Иммунология. М.: «РИЦ МДК», 2000





 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений