Образовательный портал города Мурманска
html clocks скачать часы для сайта
 
 
Информация для
учителей
 

Творческая лаборатория «Молодой учитель в современной школе»

Дополнительное
образование

Учебно-
методические издания

Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары, фестивали

Учебно-исследовательская деятельность школьников


Система Orphus

 

 
   
   

Учителю истории. Профиль

Рекомендации по реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования

Название предмета – история, обществознание, право

  • Варианты для построения учебных планов.

 

 

 

 

Класс

Количество часов

Базовый уровень

Профильный уровень

Название профиля

Минимальное

кол-во часов

Максимальное количество часов (за счёт регионального и школьного компонентов)

10

2 + 2

Социально-гуманитарный

 

 

Гуманитарный

 

 

Социально-экономический

 

История-4, обществознание-3, право-2

 

История- 4 , обществознание- 4

 

 

Обществознание- 3 право-1

Региональный компонент – 2, компонент образовательного учреждения – 3 часа.

 

6 часов( элективные курсы, учебная практика, проекты)

 

 

 

 

7 часов ( элективные курсы, учебная практика, исследовательская работа)

 

 

 

11

2 + 2

Социально-гуманитарный

 

 

Гуманитарный

 

Социально-экономический

История-4, обществознание-3, право-2

 

История-4, обществознание-4

Обществознание-3, право-1

6 часов ( элективы, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность).

6 часов

 

7 часов

 

 

  • Перечень основных программ и учебно-методических комплектов, используемых на базовом и профильном уровнях обучения в 10 и 11 классах, рекомендованных Министерством образования и науки.

 

Базовый уровень

Предмет

Класс

Программа (название, автор, год издания)

Учебники, учебно-методические комплекты

история

10 - 11

Волобуев О.В. и др. Программы «Россия и мир с древнейших времен до конца Х1Х века» 10 кл.Дрофа, 2005 г.

Волобуев О.В.,Клоков В.А. и др.»Россия и мир в ХХ веке» 11 кл.,Дрофа, 2005 г.

Загладин Н.В. ВсЕмирная история с древнейших времен до конца Х1Х века.10 кл. Дрофа, 2002- 2005 г.

Загладин Н.В. Россия и мир в ХХ веке. 11 кл. Дрофа, 2002- 2005 г.

Козленко С.Н., Загладин Н.В. Программа и тематическое планирование по курсу «Россия и мир с древнейших времен до конца ХХ века», Русское слово, 2003 г.

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.История России и мира. Древность, средневековье, новое время. 10 кл., Просвещение, 2005 г.

Примерная федеральная программа. Просвещение, 2004 г.

Волобуев О.В., Клоков В.А. и др.Россия и мир с древнейших времен до конца Х1Х века. 10 кл.,Волобуев О.В., Клоков В.А. И ДР. «Россия и мир. ХХ век. 11 кл., изд. Дрофа.2003- 2004 г.

 

Загладин Н.В., Козленко С.И.История Отечества. ХХ век – начало ХХ1 века. 11 кл., Русское слово, 2005 г.

Загладин Н.В. Всемирная история.ХХ век, 11 кл., 2005 г., Русское слово.

Дани лов А.А.,Косулина Л.Г. История России и мира. 10 кл. Просвещение, 2005 г.

Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в ХХ веке». Просвещение, 2005 г.

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца Х1Х века. Часть 1,2. 10 кл. Изд. Просвещение, 2005 г.

 

обществознание

10 - 11

Боголюбов Л.Н. и др. Программа «Человек и общество». Просвещение, 2003 г.

Кравченко А.И. «Обществознание», Русское слово, 2005 г.

Под ред. Никитина А.Ф. Обществознание. Просвещение, 2002 г.

 

Боголюбов Л.Н.»Человек и общество» , ч.1 – 10 кл., ч.2 – 11 кл. Просвещение 2002 – 2005 г.

Кравченко А.И. Обществознание. 10, 11 кл. Русское слово, 2005 гг.

Никитин А.Ф. Обществознание. 10, 11 кл. Дрофа, 2004 г. гг.

Возможны учебники и других авторов по федеральному списку.

 

 

 

Профильный уровень

Предмет

 

История

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обществознание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Право

 

 

 

Класс

10 – 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 - 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-11 класс

Программа (название, автор, год издания)

Примерная федеральная программа, 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерная федеральная программа 2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модуль в федеральной программе 2004 г.

А.Ф.Никитин. Правоведение, 10-11 кл. Просвещение, 2003 г.

УМК «Права человека» Т.В. Болотина, Е.А. Певцова. 70 ч.,

Русское слово, 2006 г.

Учебники, учебно-методические комплекты

 

Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России с древнейших времен до конца Х1Х века. Русское слово, 2005 г.

Под ред. Чубарьяна А.О. Отечественная история ХХ – нач. ХХ1 века. 11 кл. Просвещение, 2003 г.

Н.В.Загладин. История Отечества ХХ – ХХ1 век. 11 кл. Русское слово, 2005 г.

Н.В.Загладин. Всемирная история. ХХ век. 11 кл. Русское слово, 2003 г.

Возможно использование и других учебников и пособий, принадлежащих к одной линии учебников.

 

 

 

 

Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 10 кл. Просвещение, 2005 г.

Кравченко А.И. Обществознание, 10 – 11 кл. Русское слово, 2005 г. ч.1-10 кл., ч.2-11 кл.

Никитин А.Ф. Обществознание. 10 – 11 кл. Просвещение, 2003 г.

Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова «Человек и общество», ч.1,2. Просвещение, 2003 г.

Лазебникова А.Ю. Обществознание. Гуманитарный и социально-экономический профиль.

Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 кл. 2004 г., Дрофа.

 

Е.А.Певцова. Основы правовой культуры.2006 г. Русское слово. Ч.1-10 кл., ч.2-11 кл.

А.Ф.Никитин. Право. 10 – 11 кл..Просвещение, 2003 г.

 

 

 

 

 

3. Перечень элективных курсов, рекомендованных Министерством образования и науки.

 

Название курса

Класс

Программа (название, автор, год издания)

Учебники, учебно-методические комплекты

Краеведение

 

 

 

 

 

 

 

Подвижники России.

 

 

 

России верные сыны.

 

Массовая культура

 

 

 

Отечественная культура ХХ века

 

 

 

Право. Основы правовой культуры.

 

 

Этика

 

Введение в философию

 

Введение в культурологию.

 

 

 

 

Основы потребительской культуры.

10 – 11

 

 

 

 

 

 

 

10 – 11

 

 

 

10 – 11

 

10 – 11

 

 

 

10 – 11

 

 

 

 

10 – 11

 

 

 

10 – 11

 

10 – 11

 

10 – 11

 

 

 

 

10 - 11

Программа регионального компонента содержания государственного образовательного стандарта «История Кольского севера». Комитет по образованию администрации Мурманской обл.; МОИПКРО. 2006 г.

 

А.Н.Сахаров, В.Д.Назаров, А.Н.Боханов; изд. Русское слово, 2006 г.

 

Л.В.Русева, изд. Русское слово», 2006 г.

А.Ю.Лазебникова, О.О.Савельева, «Массовая культура», изд.»Русское слово», 2005 г.

 

Н.В.Загладин, Н.С.Семененко «Отечественная культура ХХ начала ХХ1 веков» Изд.»Русское слово», 2006 г.

 

Е.А.Певцова . Право. Основы правовой культуры. Изд.»Русское слово» 2006 г.

 

Волкова Е.В. Этика

 

П.С.Гуревич. Введение в философию. ИЗД.»Русское слово»,2006 г.

П.С.Гуревич. Введение в культурологию. Изд. Русское слово», 2006 г.

 

В.Д.Симоненко, Т.А.Степченко. ИЗД. «Вита-Пресс», 2004 г.

Труды доктора исторических наук, профессора И.Ф.Ушакова, доктора исторических наук, профессора А.А.Киселева.

 

 

 

 

Учебное пособие тех же авторов.

 

 

 

Учебное пособие тех же авторов.

 

Учебное пособие тех же авторов, 17 часов.

 

 

Учебное пособие тех же авторов.

 

 

 

 

Учебное пособие того же автора.

 

 

 

- « -

 

 

Автор тот же.

 

Автор тот же.

 

 

 

Авторы те же.

 

 

 

 

 

 

  • Возможные варианты разработки элективных курсов

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" в ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ШКОЛЫ введение тех или иных курсов в ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОУ (за исключением ОСНОВНЫХ, определенных БАЗИСНЫМ УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ и ГОСУДАРСТВЕНННЫМИ СТАНДАРТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ) является прерогативой ОУ,

КУРСЫ делятся на:

I.ОСНОВНЫЕ
II.ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ
III.ЭЛЕКТИВНЫЕ
.
I.ОСНОВНЫЕ курсы делятся на:

1) БАЗОВЫЕ
2) ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ
3)ВЫСОКОЙ СЛОЖНОСТИ.

II. ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ курсы рассчитаны на

    1) УГЛУБЛЕНИЕ
    2)РАСШИРЕНИЕ основных курсов (в зависимости от их сложности).

III.ЭЛЕКТИВНЫЕ курсы рассчитаны на:
приобретение ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ в том или ином НАПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
.
- Каждый курс ведется по определенной ПРОГРАММЕ.
Сейчас нет единых государственных программ ни на один курс. Все программы являются АВТОРСКИМИ.

- АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА основного курса должна быть УТВЕРЖДЕНА соответствующим органом образования, в зависимости от того, на какую аудиторию она рассчитана
1)на Россию - МинОбрНауки,
2)на регион - Министерство,
3)на район - Комитет,
4)на школу - МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ ШКОЛЫ

- АВТОРСКИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ и ЭЛЕКТИВНЫХ курсов, если они рассчитаны только на преподавание в рамках данного ОУ утверждаются МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ ОУ.

(НА ПРИМЕР: если Вы хотели бы вести и найдете книги и программы интересующего Вас курса "Историческая антропология", Вы все равно должны будете составить СВОЮ ПРОГРАММУ (или адаптировать имеющуюся к Вашей школе:

1).Если процент адаптации составит менее 50%, то она будет называться ОТКОРРЕКТИРОВАННОЙ, и для ее утверждения потребуется только РЕЗОЛЮЦИЯ (решение) МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ учителей истории и обществознания (или как оно у Вас там называется)
2).Если процент адаптации составит более 50%, то она будет считаться АВТОРСКОЙ и потребует утверждения на МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ОУ.
3).Если дальше стен ОУ Вы ее распространять не собираетесь, то никакого городского, районного, областного и т.д. утверждения и экспертизы НЕ ТРЕБУЕТСЯ.

Решите для СЕБЯ, какой это будет курс - ЭЛЕКТИВНЫЙ или ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ. В факультативном курсе "Историческая антропология", может быть, нужда и есть (не знаю специфики Вашей школы), а вот в ЭЛЕКТИВНОМ - вряд ли. Задайте себе вопрос: какие умения и навыки приобретут учащиеся в процессе изучения данного курса и насколько они станут ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ при выборе будущей специальности.
- Если же Вы хотите действительно приобщить ребят к исторической науке, то лучше выбрать курсы типа "Археология региона", "История региона" (если нет подобного курса в школьном или региональном компоненте учебного плана), "Основы историографии", "Основы источниковедения", "Геральдика региона", "Регион в отдельный период" и т.д., и т.п..

    Учебные предметы Тип учебного предмета Профили Основная цель создания элективного курса Название возможных элективных курсов
    I. История Профильный Социально-гуманитарный Углубление, повышение уровня изучения профильного предмета «Важнейшие методологические концепции исторического процесса», «Проблема прогресса в истории», «Историческая природа процесса модернизации» и др.
    II. История
    Обществознание
    Право
    Профильный
    Профильный
    Профильный
    Социально-гуманитарный Углубление знаний на межпредметной основе. Формирование общеучебных умений «История парламентаризма в России», «Становление российской государственности в период средневековья», «Политическая история России, СССР, РФ в ХХ в» и др.
    История
    Литература
    Профильный
    Профильный
    Социально-гуманитарный Углубление знаний на межпредметной основе.Формирование эмоционально-образных представлений, общеучебных умений «Страницы истории в художественной литературе», «Серебряный век русской культуры», «Историческое и общечеловеческое значение классической русской литературы» и др.
    История
    Русский язык
    Профильный
    Профильный
    Социально-гуманитарный Углубление знаний на межпредметной основе
    Формирование общеучебных умений
    «История возникновения славянской письменности», «Историческое языкознание»
    История
    Литература
    Мировая художественная культура (МХК)
    Профильный
    Профильный
    Базовый
    Социально-гуманитарный Углубление знаний на межпредметной основе «Процессы взаимодействия, взаимопроникновения культур народов мира», «Ведущие художественные музеи мира», «Русское зарубежье»
    История
    Экономика
    Базовый
    Профильный
    Социально-экономический Углубление знаний на межпредметной основе. Формирование общеучебных умений «Этапы модернизации российской экономики в ХХ в.», «Историческая демография»
    История
    Обществознание
    Экономика
    Базовый
    Профильный
    Профильный
    Социально-экономический Углубление знаний на межпредметной основе
    Формирование общеучебных умений
    «Экономика: наука и хозяйство – этапы развития», «Социальная стратификация: процессы ХIX-XX вв.», «Россия ХХ в.: смены экономических систем»
    История
    География
    Базовый
    Профильный
    Социально-экономический Углубление знаний на межпредметной основе
    Формирование общеучебных умений
    «Историческая география», Что изучает топонимика», «Антропономика как источник исторических знаний»
    История
    География
    Базовый
    Профильный
    Биолого-географический
    История
    Литература
    Базовый
    Профильный
    Филологический Углубление знаний на межпредметной основе
    Формирование образных представлений учащихся, общеучебных умений
    «Человек в его отношении к обществу в истории и литературе», «Золотой век русской литературы»
    История
    МХК
    Искусства (в том числе изобразительное)
    Базовый
    Профильный
    Профильный
    Художественно-эстетический Углубление знаний на межпредметной основе
    Формирование образных представлений учащихся, общеучебных умений
    «История глазами выдающихся художников», «Исторические музеи мира», «Выдающиеся российские зодчие», «Литература и искусство как важное средство формирования общественности сознания»
    История
    Физика
    Базовый
    Профильный
    Физико-математический Углубление знаний на межпредметной основе
    Формирование общеучебных умений

    «История отечественной космонавтики», «История выдающихся открытий науки и техники в ХIX-ХХ вв.», «История научного познания мира (древность, средневековье, новое и новейшее время)»
    История
    Физика
    Химия
    Базовый
    Профильный
    Профильный
    Физико-химический
    III. История Базовый Непрофильное образовательной учреждение Повышение уровня подготовки учащихся. Формирование практико-ориентированных знаний учащихся «Решение познавательных задач по истории», «Школьное источниковедение», «Составление логических, хронологических, синхронистических таблиц по истории», «Правила проведения дискуссии, ролевой игры»


4. Контрольно-измерительные материалы (тесты, билеты и др.), для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

 

    Класс

    Формы аттестации (устная, письменная)

    Контрольно-измерительные материалы

    Пособия (автор, название)

    Экзаменационные билеты (название сборника, №, год)

 

 

 

Методист ГИМЦ Сумарокова С.П.

 

Учителю

Начальные классы

Астрономия

Биология

География

Естествознание

Иностранный язык

Информатика

Искусство и МХК

История

Литература

Математика

Музыка

Обществознание

ОБЖ

Основы религиозных культур и светской этики

Право

Русский язык

Технология

Физика

Физическая культура

Финансовая грамотность

Химия

Черчение

Экология

Педагогу

Педагог-психолог

Социальный педагог

Педагогу дополнительного образования

Классному руководителю

Библиотекарю

Уроки
духовности
Ветераны педагогического труда
 
Номер государственной регистрации: 50200500828
Дата: 14.06.05
 © Комитет по образованию администрации г. Мурманска, 2004-2020
 Разработчик: Городской методический центр информационных технологий
 При полном или частичном использовании материалов ссылка на портал обязательна
счетчик сайта
счетчик посещений